Файл: Организация страхового дела в РФ ( ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Организация страхового рынка в России: элементы, структура
1.2. Государственное регулирование страхового рынка России
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ страхового рынка в 2017 году
2.2. Вступление России в ВТО и его влияние на страховой рынок России
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Рис. 2.1 Распределение компаний по размеру уставного капитала 2016-2017 гг.
Сделки слияний-поглощений набирают обороты. 7 медицинских страховщиков были поглощены крупными игроками на рынке ОМС. Продолжается формирование страховых групп «ВСК» (интегрированы портфели ООО «СК «БИН Страхование» и некоторых других компаний по отдельным видам, приобретен контроль над ООО «ВСК — Линия жизни») и «Опора», объединены страховые активы группы «Ренессанс страхование» и группы «Благосостояние». Наиболее значительной сделкой стал переход ПАО «Росгосстрах» под контроль ФК «Открытие».
Бывший лидер рынка находится в очень сложном финансовом положении, как и его новый собственник. В итоге страховая компания попала в контур санации группы. Санация еще не завершена, и информация об условиях сделки отсутствует. По всем группам компаний, кроме ТОП-10, концентрация достигла максимальных значений за последние 6 лет.
Рис. 2.2 Изменение концентрации страхового рынка 2012-2017 гг.
Темп роста премий оказался самым высоким у компаний второй десятки благодаря наличию в ее составе 6 страховщиков жизни, которые наращивают объем премий гораздо быстрее среднерыночного. В ТОП-10 таких компаний только 3, и кроме того, негативное влияние оказало снижение доли ПАО «Росгосстрах».
Таблица 2.1
Темп роста премий по месту в рэнкинге, 2014-2017 г. г.
Компании, занимающие с 21 по 50 место, в отличие от прошлого года, показали темп роста ниже среднерыночного. Мелкие страховщики не выдерживают конкуренции и быстро теряют рыночные позиции. Усиление концентрации наблюдается по всем видам, кроме страхования ответственности, имущества юридических лиц и ОСАГО. Это касается как сегментов с высокой концентрацией (страхование железнодорожного, воздушного и водного транспорта, страхование сельскохозяйственных рисков), так и с низкой (страхование от несчастных случаев, страхование грузов).
Рис. 2.3 Изменение доли ТОП-10 по видам страхования
2014-2018 гг.
Ключевые показатели развития страхового рынка Положительная динамика объема премий в 2017 году обеспечена страхованием жизни. Объем премий вырос на 8,3%, что соответствует уровню 2014 года. Объем выплат практически не изменился.
Таблица 2.2
Ключевые показатели страхового рынка в 2017 г
В целом по рынку темп роста премий превышает темп роста выплат, но большинство non-life компаний показывают противоположную тенденцию.
Рис. 2.4 Динамика темпа изменения премий и выплат 2012-2017 гг.
Наиболее существенные изменения коснулись страхования жизни и ОСАГО: доля страхования жизни за год выросла в 1,5 раза, доля ОСАГО продолжает сокращаться. Доли добровольного личного страхования, ответственности, предпринимательских и финансовых рисков и прочих видов обязательного страхования (ОЛС, ОСОПО, ОСГОП) остались на прежнем уровне. В 2018 году существенных изменений структуры не ожидается.
Рис. 2.5 Структура страховых премий по видам страхования
2014-2017 гг.
Объем страховых премий по добровольным видам страхования за 2017 год составил 1,03 трлн рублей, по обязательным – 246,2 млрд рублей. Сегмент добровольного non-life страхования, оживившийся в прошлом году, показал отрицательную динамику: объем премий сократился за год на 5,8 млрд рублей.
В отличие от прошлого года, сократились премии по страхованию имущества юридических лиц, страхованию сельскохозяйственных рисков, страхованию ответственности. Также продолжилось падение премий по страхованию всех средств транспорта, кроме воздушного, и страхованию грузов. В структуре премий по добровольным видам на первом месте осталось страхование жизни (32%), а страхование средств наземного транспорта – на втором (15,8%). На ДМС приходится 13,6%, на страхование от несчастных случаев – 11,8%, на страхование имущества юридических лиц – 9,3%.
2.2. Вступление России в ВТО и его влияние на страховой рынок России
В январе 2013 года выступая на Гайдаровском экономическом форуме, Г. Греф глава Сбербанка России затронул тему ВТО, заявив, что Россия проигрывает в условиях глобализации, поскольку не является конкурентоспособной на международном уровне. По его словам, генеральный директор ВТО Паскаль Лами говорит представителям РФ: «Вы все время говорите о ВТО как о чем-то будущем. А вы уже там».
Поэтому развитие российского страхового рынка в условиях членства ВТО это важнейший вопрос «выживания» национального рынка.
Страховщики и их сообщества для подготовки к вступлению в ВТО прошли непростой и длинный путь.
Первый этап либерализации российского страхового рынка — принятие в 1992 г. Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
Второй этап: в 1999 г. были внесены поправки и снято 49% ограничение;
Третий этап. Введена оговорка, что 49% ограничение не распространяется на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам государств — членов Европейского сообщества (в рамках Соглашения о партнерстве между Россией и ЕС);
Четвертый этап — с 2011 г. по настоящее время. Утвержден Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Ратификация 10 июля 2012 года;
По странному стечению обстоятельств, с 2009 года эта работа стала «затухать», а в 2012 году, когда РФ стала полноправным членом ВТО встала окончательно. Попробуем разобраться почему? В первую очередь, в силу прямой незаинтересованности «главного» сообщества (ВСС) и руководства во главе с его бессменным Президентом.
Начавшаяся в «далеком» 2006году подготовка к реорганизации Союза, несмотря на решения четырех съездов ВСС к реальным переменам не привела. «Кто виноват и что делать?»- эти вопросы стали апогеем скандального съезда ВСС в феврале 2012года. Вместо адекватной реакции на вполне уместную критику деятельности высшего руководства ВСС по систематическому неисполнению решений съездов, Президиум ВСС летом 2012 года уже после ратификации РФ соглашения о вступлении в ВТО в очередной раз принимает довольно «странное» решение по изучению «неких» возможностей преобразования ВСС.
Но проблема не в этом. Если даже глава Правительства публично жалуется на своих подчиненных, не желающих вовремя исполнять решения, то, что говорить об общественных организациях. Страховое сообщество, по отзывам многих участников рынка «погрязло в склоках» по «делению шкуры не убитого медведя», утратило чувство самосохранения и не может определиться со стратегией своего развития перед лицом «грядущей опасности» - работы в формате ВТО.
Вопросы саморегулирования в страховании обсуждаются ВСС почти десятилетие, а «воз и ныне там», а ведь они напрямую связаны с членством в ВТО, либерализацией рынка, ослаблением государственного регулирования и контроля и передачей части государственных функций саморегулируемому сообществу. Но что и кому сможет передать государство, если такой организации не существует? Неужели самосохранение своего бизнеса, развитие национального рынка и экономические интересы его участников не смогут объединить «здоровую» часть страхового сообщества, целью которой станет не «пустопорожнее» обсуждение многостраничных документов, под названием Стратегия -2020, а конкретные и реальные действия по реформированию ВСС для страховщиков и в интересах страховщиков. Если этого не случиться страховщики будут жить и работать по правилам государства, вступившего в ВТО. Тем более, что Стратегия для страхового бизнеса недавно доработана и вновь внесена Минфином в Правительство, Естественно, без учета замечаний и предложений ВСС[55].
И все же при условии вступления России в ВТО, ничего страшного для страховщиков в будущем не произойдет. Во-первых, российский страховой рынок всегда был в достаточной степени открыт для иностранных страховщиков, и крупные игроки, заинтересованные в ведении бизнеса в РФ, так или иначе пришли в Россию. А, во-вторых, когда прямые филиалы иностранных компаний действительно начнут работать в нашей стране, к ним будут предъявляться определенные требования в части уплаты налогов, формирования резервов, собственных средств и уставного капитала. И в этом нет ничего странного, ведь в той же Германии филиалы иностранных страховых компаний обязаны платить налоги и формировать резервы на территории данной страны, а не там, где зарегистрирована материнская компания.
В настоящий момент «правила игры» для иностранных страховщиков активно обсуждаются в Государственной думе и страховом сообществе, однако законoпрoект, регламентирующий деятельность филиалов иностранных компаний в РФ, пока не принят.
Иностранным страховщикам открывать филиалы можно будет только через 9 лет после вступления России в ВТО, поэтому у российского рынка еще есть время, чтобы подготовиться. При этом многие ведущие западные страховщики уже присутствуют на российском рынке (через дочерние общества) и опыт конкуренции с ними у российских страховщиков уже есть[56].
Аналитики ожидали увидеть эффекты от вступления России в ВТО гораздо быстрее, однако пока что они наблюдаются только в области оптовой торговли и почти не наблюдаются в других, в частности, в области экспорта.
Таким образом, можно отметить, что страховой бизнес, присущий всякой экономики, функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное развитие. Так, например, об этом свидетельствует появление большого количества новых видов страхования, рост количества клиентов страховщиков, объемы операций на страховом рынке. В то же время существует много проблем, которые предстоит преодолеть Российскому страховому рынку в ближайшее время, многие из которых связаны со вступлением России в ВТО.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Страховой рынок России характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая большая, проблема страхового рынка в том, что государство в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь порождает определенные негативные для развития страхового рынка обстоятельства. Грамотная политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим гражданам всевозможных ущербов и убытков, экономя в конечном итоге значительные средства.
Кроме того, поощряя страхование, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики. Стихийные бедствия, межнациональные конфликты и т.п. неизбежно приводят к потере имущества, получению увечья, гибели. В странах с развитой страховой культурой, причиненный ущерб, в подобных случаях возмещается страховыми компаниями, что имеет свои преимущества:
- во-первых, выплаты соразмерны причиненному ущербу;
- во-вторых, государство может оказать дополнительную помощь.
Среди наиболее насущных проблем, стоящих перед российским страхованием, можно выделить острейшую проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний - прежде всего страховые резервы - стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Суть проблемы в следующем. Порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством, и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью.
Отдельного рассмотрения заслуживает проблема налогообложения операций, связанных со страхованием. Специалисты в области страхования неоднократно отмечали, что ряд положений российского налогового законодательства создает препятствия развитию страхования в нашей стране. При этом именно реформирование налогообложения страхователей - потребителей страховых услуг, является вопросом первостепенной важности.
Существование страхового рынка зависит, прежде всего, от наличия потребности предприятий и населения в страховании и их способности оплачивать страховые услуги. В настоящее время налогообложение потенциальных клиентов страховых компаний настолько нерационально, что большая их часть теряет всякий интерес к заключению договора.