Файл: Организация страхового дела в РФ ( ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Организация страхового рынка в России: элементы, структура
1.2. Государственное регулирование страхового рынка России
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ страхового рынка в 2017 году
2.2. Вступление России в ВТО и его влияние на страховой рынок России
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Существенным препятствием для повышения уровня и культуры страхования является нехватка страховых специалистов, особенно в области актуарных расчетов, риск - менеджмента, страхового права, аудита в сфере страхования. Ситуация в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для страхового рынка остается сложной. Думается, одним из шагов в решении настоящей проблемы была бы консолидация усилий страховщиков.
Для развития отечественных страховых компаний требуется осуществить комплекс возможных мер по укреплению их финансового состояния. Эти меры носят общий характер, так как для их конкретизации нужен более детальный анализ, который невозможно провести, основываясь только на бухгалтерской отчетности. Такими мерами может стать пересмотр страховой, финансовой и маркетинговой политики.
Расширение использования маркетинга в страховании является одним из наиболее эффективных способов в развитии страхового рынка в России на ближайшие годы. Страховой маркетинг как самостоятельное течение в России только начинает свое развитие, тогда как в развитых странах он функционирует уже давно. Помимо использования методов маркетинга, развитие и модернизация продуктового ряда тоже представляет собой значительную сложность, так как требует привлечения больших финансовых и людских ресурсов.
Ситуация осложняется ещё тем, что российский страховой рынок представлен небольшим выбором страховых продуктов. Так, например, в качестве примера можно рассматривать страховые компании западных стран, где страхователям предлагается более 9000 видов страхования, а на российском рынке предлагаются не многим более 100 страховых продуктов [7, С.162].
Следовательно, можно говорить, что во многих отечественных компаниях отсутствуют комплексные системы разработки и развития страховых продуктов, которые могли бы выполнить широкий спектр деятельности: от маркетингового исследования потенциальной целевой группы, до налаживания и послепродажного контроля. Пока же страховщики перед собой имеют достаточно абстрактную аудиторию, выпуская новый продукт на рынок. Тарифы часто не соответствуют величине риска, так как каждая компания рассчитывает тарифы исходя из собственных, очень ограниченных данных.
В состав задач страхового маркетинга входят:
- изучение потенциального страхового поля, т.е. изучение потенциальных потребностей страхователей различных страховых услуг;
- изучение ситуации на рынке страховых услуг (необходимо знать, сколько компаний действуют на рынке и какие услуги они оказывают);
- изучение экономической ситуации в регионе.
Принципы организации страхового дела в наши дни основаны на общих условиях функционирования рыночной экономики и объясняются своеобразием формирования страхования в РФ. Страхование в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как один из элементов регулирования, обеспечения устойчивости производства и потребления, а с другой стороны – как объект регулирования, функционирующий в рамках общих и специфических для него правил.
В России отмечаются следующие препятствия на пути развития страхования:
- низкий уровень платежеспособного спроса;
- недоверие населения к страховым компаниям;
- низкое качество удовлетворения потребностей реальных страхователей отечественными страховщиками;
- неразвитость рыночных механизмов формирования;
- преобладание надзорных и контрольных функций в ущерб регулятивным.
Главной целью страховой деятельности является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в РФ, обеспечивающей:
- реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
- формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды.
Для достижения указанных целей необходимо:
- обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;
- проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;
- повышения эффективности государственного регулирования страховой деятельности;
- развитие взаимоотношений отечественного и международного страховых рынков;
- совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:
- прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
- обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;
- повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, предоставление им государственной поддержки
- законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;
- совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью;
- совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, обеспечивающих защиту страховой лицензированной деятельности.
Государственное регулирование любого сектора экономики необходимо и рынок страховых услуг не исключение. Вопрос заключается в том, в каких пределах необходимо вмешательство государства в функционирование страхового рынка. На протяжении всей истории развития страхования в России политика правительства была направлена на ограждение национальных страховых компаний от иностранной конкуренции. Это было оправдано, поскольку прямого запрета на деятельность иностранных страховщиков не было, вводились лишь ограничения, вызванные разумным беспокойством за состояние и дальнейшее развитие страхового рынка, а национальные страховые компании были еще слишком слабы, чтобы составить серьезную конкуренцию зарубежным страховщикам. Таким образом, деятельность иностранных страховых компаний послужила фактором развития нормативно-правовой базы страхового рынка, а, следовательно, и фактором развития страхового рынка в целом [10, С.3].
Страхование — одна из финансовых услуг, правила функционирования которых существенно изменятся после присоединения России к ВТО. После ратификации Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО, которое состоялось в июле 2012 года, Россия принимает на себя обязательства в отношении допуска иностранных лиц на внутренние рынки.
В течение нескольких лет идут дебаты по поводу ограничений, накладываемых на иностранные компании при вступлении России в ВТО. Первоначальное настроение большинства страховщиков было практически единодушным - страх перед крупными зарубежными компаниями, уставные капиталы которых в десятки раз превышают российские. Опасения полного захвата рынка западными страховщиками в условиях либерализации закона "О страховании" сменились более взвешенными оценками перспектив открытия рынка для иностранцев.
Те иностранные страховщики, которые хотели прийти на российский рынок, уже давно на нем работают, как через совместный капитал, так и через собственных страховых операторов. По данным Минфина, сейчас на российском рынке работают страховщики из 28 стран, в том числе 12 американских и 8 немецких компаний. Кроме того, зарубежные страховые компании оказывают влияние на российский страховой рынок через систему перестрахования, в которое отдается значительная доля рисков [51].
Путь западных страховых компаний на российский рынок не так прост. Любой национальный рынок характеризуется своими особенностями, самобытными традициями и менталитетом потребителя. Транснациональные страховые технологии потребуют адаптации к российским условиям. Этот процесс занимает определенное время и требует дополнительных затрат.
После вступления России в ВТО ключевых перемен будет две, хотя обе они начнут действовать не сразу. Через пять лет после подписания соглашений на многие страховые рынки (страхование жизни, ОСАГО и др.) будут допущены дочерние общества с иностранным участием, превышающим 50% (ограничения сохранятся только в сфере страхования госзакупок). Через 9 лет после вступления в ВТО иностранные субъекты смогут оказывать в России страховые услуги, не учреждая здесь юридическое лицо. Начиная с этого времени в стране смогут открываться филиалы крупных иностранных страховых компаний [36, С.25].
Отметим, что из других развивающихся стран, с которыми часто сравнивают Россию, Бразилия и Индия взяли на себя минимум обязательств по допуску иностранных лиц (из членов ВТО) к оказанию страховых услуг. А, к примеру, ЮАР ограничивает в основном доступ на рынок при их оказании на территории ЮАР (путем коммерческого присутствия). Такие ограничения касаются организационно-правовой формы страховых компаний, которые могут быть учреждены иностранными лицами на территории ЮАР, и требований получения разрешений соответствующих уполномоченных органов на операции с активами таких компаний [36, С.26].
С получением Россией статуса члена ВТО, а в особенности, по прошествии переходных периодов в 5 и 9 лет, конкуренция на рынке страховых услуг серьезно возрастет. На рынке появятся новые крупные игроки, для которых сфера страховых услуг является крайне интересной и прибыльной. Вместе с ними на рынок придут новые технологии и корпоративные практики. Вероятно также постепенное расширение видов страховых услуг, предлагаемых на рынке, повышение их качества и снижение цен (хотя бы в отдельных сегментах).
Российский страховой рынок играет относительно слабую роль в экономике страны. При доле в ВВП 8-10% для промышленно развитых стран страховой рынок в России едва достиг уровня в 3%. В то же время в странах Европы этот же показатель приближается к 5%. Именно при таком уровне развития страхового рынка, по мнению аналитиков, наиболее безболезненно открывать российский рынок для иностранных страховых компаний. При существующих темпах развития страховой отрасли уровень 5% от ВВП в лучшем случае будет достигнут только через 5-7 лет.
Основной проблемой прихода филиалов иностранных компаний является вопрос защиты потребителя страховых услуг. Поскольку любой филиал, в отличие от материнской компании, становится «невидимым» для органов надзора за субъектами страхового рынка, фискальных ведомств и иных регуляторов финансовых рынков. Такие последствия для рынка и, особенно для потребителей страховых услуг могут быть весьма плачевными.
Зарубежные страховые компании проявляют значительный интерес к российскому страховому рынку [36, С.28]. В этих условиях присоединение России к ВТО и сопутствующая либерализация страхового рынка предполагают, с одной стороны, больший доступ иностранных компаний к российскому рынку, а, следовательно, и к высоким прибылям от развития страхового дела. С потерей части прибыли от страховых операций российские операторы услуг также частично потеряют контроль над денежными средствами населения. С другой стороны, без участия иностранных компаний наиболее полная реализация потенциала российского рынка может значительно затянуться. Как и в большинстве других отраслей, либерализация страхового сектора предполагает сочетание выгод и издержек.
С точки зрения факторов производства и межотраслевых связей следует отметить недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень межотраслевого взаимодействия страхового сектора не только с потребительским, но и с производственным сектором экономики. Инвестиционная привлекательность страхования для экономических субъектов российского рынка остается низкой, что ограничивает российских страховщиков в объеме ресурсов и оставляет потенциал российского страхового рынка не использованным в полной мере. Во многом это связано с недостатками государственного регулирования, прежде всего с несовершенством законодательства в области страхования.
Внешнеторговая либерализация в секторе страхования будет способствовать, прежде всего, развитию таких факторов конкурентоспособности, как уровень и качество спроса, а также совершенствование факторов производства. Основные дивиденды от присоединения России к ВТО в области страхования следует ожидать в краткосрочной среднесрочной перспективе в первую очередь за счет растущего удовлетворения спроса населения в страховых услугах, а также динамичного распространения потребительского спроса на новые виды страховых услуг. Это в свою очередь определяет необходимость участия российских операторов страховых услуг в альянсах с иностранными страховщиками.