Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Складской учет».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов

1.1. Бизнес-процессы в современных организациях

1.2. Понятие и сущность моделирования бизнес-процессов. Этапы моделирования бизнес-процесса

Глава 2. Методологический анализ предметной области и постановка задачи

2.1. Экономическая характеристика деятельности Арсенал Авто. Анализ бизнес-процессов предприятия Арсенал Авто

2.2. Оценка бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто

2.3. Основные проблемы складского учета компании Арсенал Авто и подходы к их решению в мировой практике

2.4. Постановка задачи моделирования бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто

2.5. Выбор инструментального средства для моделирования бизнес-процесса

2.6. Построение моделей бизнес-процессов складского учета и его экспериментальные исследования

2.6.1 Моделирование бизнес - процессов приема товара на складе торговой компании

2.6.2. Моделирование бизнес – процессов комплектации и отгрузки товара торговой компанией

2.6.3. Моделирование бизнес-процессов контроля и инвентаризации запасов на складе компании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Следует заметить, что склад несет не только функцию хранения, но и сервисного обслуживания потребителей складских услуг: приближение запасов к местам потребления, формирование рыночного ассортимента, комплектование смешанных грузовых отправок и так далее. Таким образом, склад - как неотъемлемое звено в системе складской логистики, позволяет определить стратегические выгоды: экономические и сервисные. Логистический процесс на складе довольно сложный и требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает такие процессы, как [5, 16]:

- снабжение торгового предприятия запасами;

- контроль над поставками в торговое предприятие; - выполнение технологических процессов разгрузки и приемки товаров (автозапчастей); - организация процесса внутрискладской транспортировки товаров;

- непосредственная организация складирования и хранения грузов;

- комплектация заказов для клиентов и их отгрузка;

- организация транспортировки и экспедиция заказов до клиентов;

- организация сбора и доставки товароносителей;

- организация непрерывного контроля над своевременным и качественным выполнением заказов;

- организация процесса информационного обеспечения складского процесса;

- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

Функционирование всех элементов логистического процесса на складе должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность складской службы торгового предприятия, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части: а) операции, направленные на координацию службы закупки; б) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; в) операции, направленные на координацию службы продаж.

Проведем разработку модели бизнес-процесса, применив функциональное моделирование бизнес-процесса с использованием нотации IDEF0 и CASE-средства для автоматизированного проектирования All Function Process Modeler 7.3. [17, 18]

Процесс складского учета в торговой компании можно разделить на три подпроцесса:

1. на этапе учета поступлений деталей производится ввод данных обо всех деталях, поступивших на склад торговой компании. В том числе учитываются данные накладных, а именно, когда, от кого была поставка, номер документа, дата и время поставки и т.д.;


2. на этапе учета выдачи деталей фиксируется факт выдачи и производится списание количества деталей с указанием даты, времени выдачи, количества и другой информации;

3. на третьем этапе производится расчет показателей, например, частота заказа детали, средний срок поставки детали. На основе этих данных и данных о поступлении и выдаче деталей, рассчитывается минимальный остаток, по достижении которого деталь необходимо заказать.

Оценка и анализ показателей процесса являются важнейшими средствами, которые разрешают улучшить процессы. Процесс могут характеризовать группы показателей:

- показатели процесса;

- показатели продукта процесса;

- показатели удовлетворенности клиентов процесса.

Показатели процесса могут быть определены как числовые величины, которые характеризуют ход самого процесса и затраты на него, а именно: временные, финансовые, ресурсные, человеческие. Они могут быть абсолютными и относительными, то есть приведенными к объему продаж торговой компании, сезонных колебаний, тарифных изменений и других внешних факторов, которые не зависят от управления процессом, который проверяется.

Показатели продукта (услуги) - числовые величины, которые характеризуют продукт (услугу) как результат выполнения процесса, а именно: абсолютный объем услуг, объем услуг относительно заказанного или необходимого, количество ошибок и сбоев при предоставлении услуги, номенклатура предоставленных услуг, номенклатура предоставленных услуг относительно необходимой.

Показатели удовлетворенности клиентов процесса - числовые величины, которые характеризуют степень удовлетворенности потребителя результатами процесса, то есть выходом, услугой.

Количественные показатели процесса делятся на две группы: абсолютные и относительные. К абсолютным показателям относятся показатели времени выполнения процесса, технические показатели и показатели стоимости и качества. Относительные показатели могут рассчитываться на основе абсолютных показателей процесса путем формирования разных отношений между ними. Показатели времени выполнения процесса включают: среднее время выполнения процесса в целом; среднее время простоев; среднее время выполнения отдельных функций процесса.

Сведем оценку бизнес – процесса складского учета компании Арсенал Авто в таблицу 2.3.

Таблица 2.3

Оценка бизнес – процесса складского учета

№ п/п

Наименование показателя

Фактическая оценка показателя

Требуемая оценка показателя

Время обновления информации о запасах на складе

4 часа

10 мин.

Время учета новой единицы товара

5 мин.

20 сек.

Время поиска товара для выдачи

10 мин.

3 мин.

Время подготовки консолидированного отчета о поступлениях/выдачах

8 часов

10 мин.

Время сверки остатков

8 часов

30 мин.

Среднее время комплектации и выдачи заказа

30 мин.

10 мин.

Средняя стоимость одной складской операции

400 руб.

150 руб.

Удовлетворенность клиентов (0-1) по результатам отзывов

0,85

0,9


Анализ оценки выделенного бизнес – процесса складского учета позволил отметить, что большинство проблем лежит в плоскости информатизации и автоматизации работы склада, чему и посвящен следующий параграф выпускной квалификационной работы.

2.3. Основные проблемы складского учета компании Арсенал Авто и подходы к их решению в мировой практике

Рассчитаем основные показатели работы склада торгового предприятия Арсенал Авто. К основным показателям объема работы склада необходимо отнести [7, 19]:

Среднесуточная грузопереработка, которая рассчитывается по формуле:

Qсут=Qп.сут+Qо.сут+Qв.сут (2.1)

где:

????п.сут− средний суточный грузопоток прибытия т/сут.

????о.сут− средний суточный грузопоток отправления т/сут.

????в.сут− средний суточный грузопоток переработки на складе т/сут.

Подставим соответствующие данные:

????п.сут=????п.год.Тп∙Кнер.п.=320365∙1,35=1,184 т/сут.

????п.сут=????о.год.Тп∙Кнер.о.=312,3365∙1,5=1,283 т/сут.

????в.сут=(????п.сут+????п.сут)∙Кпер=(1,184+1,283)∙1,12=2,763 т/сут.

Коэффициенты в вышеприведенных формулах учитывают неравномерность потока отправления (1,5) и прибытия (1,35), а также внутрискладские перевалки (1,12). Такой коэффициент внутрискладских перевалов является довольно хорошим, что свидетельствует об эффективно организованных процессах складской логистики.

Показатели складского товарооборота за год в натуральном выражении составляют 35 млн. руб.

Рассчитаем ряд показателей эффективности работы склада анализируемого предприятия:

1) годовой грузооборот склада Г (т).

Г=Т0/Сср (2.2)

где Т0 - товарооборот за год, руб.;

Сср - средняя стоимость 1 т груза, руб./т;

Годовой грузооборот склада равен 0,32 тыс. тонн.

2) себестоимость складской переработки (руб./т)/

С=Рэ/Г, (2.3) где Рэ - сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;

Г - грузооборот, т;

С=1450000/320=4531,25 руб./тонн.

3) коэффициент использования складской площади: ????=????пол.????общ.=127179=0,71

4) коэффициент использования средств механизации ????=????мех????общ=51%

5) оборачиваемость склада как отношение отгруженных товаров (т) к общему количеству продукции, которую можно разместить на складе: ????=????????общ=32010,5=3,05


6) коэффициент использования объема склада: ????=????пол.????общ.=40,6480,55=0,501

Полученные показатели свидетельствуют об эффективной организации складского хозяйства в торговой компании. Однако в компании существует проблема относительно автоматизации складского учета.

На сегодняшний день склад компании не имеет системы автоматизации склада. Важнейшим направлением совершенствования работы склада анализируемой торговой компании, основанной на современных мировых тенденциях является внедрение в практику деятельности современных информационных технологий.

Информационные системы по автоматизации склада должны решать такие задачи как [20]:

1) задача учета товара на складе и его топологической структуры в составе подзадач:

- разделение складской зоны на элементы и присвоение им уникальных адресов, привязанных к характеристикам (специфике) хранения;

- учет и контроль за товарами на складе торгового предприятия Арсенал Авто в соответствии с его характеристиками;

- контроль вместительности элементов складов по товарной номенклатуре;

2) задачи приема и размещения товара на складе в составе подзадач:

- автоматизированном вводе в систему информации и товарах;

- подготовке помещений к размещению хранимой продукции;

- проведение идентификации и маркировки товаров;

- выполнения приема товара при его фактическом, так и планируемом поступлении;

- автоматизация процесса размещения материалов на складе;

- оптимизация размещения материалов на складе предприятия (АВС-XYZ – анализ);

- расчет приоритетности в размещении продукции в соответствии с заказами;

3) задача отбора, упаковки и отгрузки продукции в соответствии с заказами на складе предприятия в составе подзадач:

- проведения предварительных мероприятий;

- выбора заказов сотрудниками склада;

- автоматический синтез товарной группы в соответствии с дисциплиной обслуживания заказов (LIFO, FIFO);

- поддержка процесса комплексации/разукомплектации, упаковки/переупаковки продукции;

3) задача инвентаризации склада;

4) задача управления процессами в составе подзадач:

- планирования, учета, выдачи и контроля выполнения складских процессов и реализации заказов клиентов на складе предприятия;

- формирование отчетных документов движения товара на складе предприятия;

5) задача маркировки и штрихкодирования товаров на складе предприятия.

На рисунке 2.2 покажем существующую модель работы складского учета и перспективную модель складского учета с учетом мировой практики внедрения системы WMS на складе анализируемого торгового предприятия Арсенал Авто [20-21].


Преимуществами работы информационной системы на складе предприятия будет:

- повышение эффективности использования площади склада (сейчас составляет около 50%);

- повышение эффективности работы персонала склада;

- повышение своевременности и точности выполнения заказов складом;

- четкое понимание количества продукции на складе торговой компании для реализации основных моделей и методов управления запасами.

Рисунок 2.2 – Существующая (неавтоматизированная) система складского учета

Рисунок 2.3 – Организация работы системы складского учета с использованием системы WMS

Комплексная модель автоматизации склада торговой компании при внедрении данной информационной системы представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Организация технологических процессов по работе с заказами на складе торговой компании при его автоматизации

Далее рассмотрим показатели и возможности программных продуктов, которые представлены на рынке программного обеспечения автоматизации складов предприятий.

Система управления складом Logistics Vision Suite (LVS) является высокопроизводительным программным продуктом, который представлен на рынке ПО с 2004 года. Применяется не только для автоматизации работы склада, но и для управления цепями поставок для компаний различного масштаба и специализации.

Logistics Vision Suite способно легко адаптироваться под различные потребности торговых организаций. Быстрое внедрение проекта в практику деятельности предприятия, индивидуальный подход к каждому заказчику, современное многоуровневое обучение персонала, техническая поддержка реализации решений позволяет гарантировать успех и результативность проекта, повышение производительности работы с начала работы склада под управлением данной системы.

При выборе программы для внедрения WMS необходимо учесть возможности программного обеспечения, гибкость при настройке под особенности, специфику, текущие, планируемые задачи логистического оператора. Необходимо помнить, что многие представленные на рынке решения для комплексной автоматизации склада расчитаны под стандартную топологию склада. Такие программы не предусматривают адаптацию функционала под особенности автоматизируемого объекта [21].

Функциональность Logistics Vision Suite

Весь функционал системы управления складом LVS направлен на решение задач максимального использования складского пространства и оптимизации складских процессов (приемка, размещение, сбор заказов и отгрузка товара) с целью достижения максимальной точности и минимизации ресурсов, необходимых для выполнения этих операций. Данный эффект достигается с применением значительных функциональных возможностей системы: