Файл: Формирование группового поведения в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выручка от реализации ООО «Электрон-М» в 2017 году увеличилась на 13629 тыс. руб., по сравнению с 2016 годом или на 38% и составила 49482 тыс. руб. При этом, себестоимость товаров предприятия также уменьшилась на 1439 тыс. руб. или на 12,29%. Положительным моментом является то, что себестоимость уменьшается, а темпы выручки растут вверх.

Коммерческих расходов предприятие в анализируемом периоде не осуществляло, а управленческие расходы составили в 2017 г. 3659 тыс. руб., увеличившись за период на 2303 тыс. руб.

В 2017 году ООО «Электрон-М» осуществляло прочих расходов на 2112 тыс. руб., прочих доходов же за этот период не имело.

Структуру управления можно назвать линейно-функциональной. Данная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов, продаж, рекомендаций.

Количество персонала в ООО «Электрон-М» в 2017 году.

При этом необходимо отметить, что персонал компании определяется с учетом организационной структуры предприятия. Так данная структура свидетельствует о том, что под руководством директора магазина находятся отделы продаж по группам продукции. В организационной структуре можно видеть такие отделы продаж как: отдел техники для кухни, отдел продаж климатической техники; отдел продаж техники для дома; отдел продаж компьютерной техники; отдел продаж тв, аудио, видео техники; отдел телефонии, средств связи и фото, видео камер. Данные отделы продаж обеспечены продавцами-консультантами и менеджерами продаж. Кроме того, в магазине работают кассиры, водители, грузчики, а также уборщицы.

На рисунке 1 представлена структура персонала магазина, в соответствие с которой осуществляется деятельность магазина.

Рисунок 1. Структура персонала ООО «Электрон-М» в 2017 году

Так в соответствии с данными рисунка 5 наибольший удельный вес занимают продавцы-консультанты (54,55%), а также управленческий персонал (15,91%) и кассиры (11,36%). Удельный вес грузчиков составил (9,09%), тогда как вес водителей (4,55%) и уборщиц (4,55%).

Изучаемые характеристики персонала представлены на рисунках 2,3

Рисунок 2. Структура персонала по

половой принадлежности ООО «Электрон-М»

Оценивая персонал по половой характеристике можно сделать вывод о том, что в магазине превалируют мужчины (73%), тогда как женщин всего треть (27%).


Рассматривая коллектив магазина с позиции возраста можно наблюдать распределение работников по возрастным группам представлено на рисунке 7.

Так согласно рисунка 7, 36% работников – это достаточно молодые люди в возрасте от 26 до 35 лет, 27% работников – люди в возрасте от 18 до 25 лет.

Рисунок 3.Распределение работников по возрасту

ООО «Электрон-М»

Так же необходимо отметить, достаточно весомый процент работников в возрасте от 36 до 45 лет, а именно 23%. Самый меньший процент работников приходится на возрастную группу от 46 до 55 лет.

Важной характеристикой работников является образование. В таблице 3 представлено распределение работников по уровню образования.

Таблица 3

Распределение персонала по уровню образования в ООО «Электрон-М»

высшее

высшее неоконченное

среднее специальное

среднее

Мужчины

12

4

7

9

Женщины

6

2

2

2

Всего

18

6

9

11

Так высшее образование имеет 18 человек из 44, при этом в данной группе 12 мужчин и 6 женщин. Что касается высшего неоконченного образования то в магазине таких работников 6 (4 мужчин и 2 женщин). В отношении среднего специального образования можно видеть, что число данных работников составляет 9 человек (7 мужчины и 2 женщины). Таким образом, можно утверждать, что половина работников имеют достаточно высокий уровень образования, что может рассматриваться как положительный фактор развития коллектива.

Таким образом, подытоживая краткий анализ деятельности и персонала можно говорить, о том, что деятельность магазина достаточно успешная, несмотря на некоторое снижение продаж. Организационная структура управления определяется в соответствии со спецификой деятельности и определяет расстановку работников согласно выполняемым функциям. Негативным моментом управления персоналом стал рост показателя текучести кадров. Проанализируем особенности управления коллективом с позиции эффективности командной работы.


2.2 Оценка групповой сплоченности коллектива «Электрон-М» и определение потребности в формировании команд

Современная практика управления персоналом определяет важность эффективной командной работы, которая обуславливает более быстрое достижение целей, поставленных перед коллективом, высокие результаты труда. При этом определение насколько коллектив может быть эффективной командой зависит в определенной степени от групповой сплоченности. Поэтому на практике было проведено исследование групповой сплоченности коллектива. При этом, прежде всего была кратко составлена программа исследования.

Так на первом этапе исследования было осуществлено определение индекса групповой сплоченности в коллективе с помощью методики тестирования. Для этого был использован тест определения индекса групповой сплоченности Сишора. Заметим, что оценка проводилась методом сплошного тестирования работников магазина (от директора до уборщиц). Работникам были выданы бланки тестов, которые они должны были заполнить.

На втором этапе проводится тестирование психологического климата в коллективе с использованием адаптированной методики Лутошкина.

При этом стоит отметить, что первый этап несмотря на индивидуальную оценку групповой сплоченности в конечном итоге необходимо сформировать средние оценки по группам. Для этого опишем основные группы, работающие в магазине. Группировка персонала касается в первую очередь продавцов-консультантов, а именно в коллективе можно выделить группы, формируемые в рамках отделов продаж. В ниже представленномрисунке 4 отражены группы работников по отделам продаж в магазине.

Так в соответствии с представленной схемой рабочих групп можно отметить, что все группы находятся в подчинении директора магазина, который осуществляет непосредственное управление данными группами.

Рисунок 4.Рабочие группы персонала ООО «Электрон-М»

Стоит подчеркнуть, что на директора возложена не только функция не просто стратегического управления, но и формирование общего отчета по итогам работы магазина, а также решение кадровых вопросов, контроль за работой всего магазина.

В отделах продаж каждой товарной группы работает по 5 человек (1 менеджер отдела и 4 продавца-консультанта), исключение составляет отдел продаж климатической техники, где работает 4 человека.

Результаты расчета индекса групповой оценки по методике Сишора представлены в таблице 4.


Таблица 4

Определения индекса групповой сплоченности в коллективе

ООО «Электрон-М»

1 респондент

2 респондент

3 респондент

4 респондент

5 респондент

средний балл

отдел продаж техники для дома

6

8

9

13

11

9,4

отдел продаж техники для кухни

12

5

17

15

5

10,8

отдел продаж климатической техники

18

16

19

14

0

16,75

отдел продаж компьютерной техники

11

7

15

8

17

11,6

отдел продаж ТВ, аудио видео техники

13

14

10

9

5

10,2

отдел продаж телефонии, средств связи, фото и видео камер

5

10

5

7

6

6,6

Результаты оценки обследования групповой сплоченности работников отделов продаж позволили рассчитать средний балл по каждой группе. Так средний балл по отделу продаж техники для дома составил 9,4, что по оценочной шкале означает средний уровень сплоченности коллектива. Оценка групповой сплоченности в отделе продаж техники для кухни составила 10,8 балла, что также соответствует среднему уровню сплоченности. В отделе продаж климатической техники средний балл составил 16,75 балла, что означает высокий уровень сплоченности данной группы. Отдел продаж компьютерной техники оценил свой уровень сплоченности в 11,6 балла, что свидетельствует об уровне выше среднего. Что касается отдела продаж ТВ, аудио и видео техники, то средний балл по группе составил 10,2 и соответственно уровень сплоченности является средним. Слабая групповая сплоченность была выявлена в отделе продаж телефонии, средств связи, фото и видео камер, так как средний балл по группе составил 6,6, что означает уровень сплоченности ниже среднего.

Обобщая оценку групповой сплоченности по методике Сишора, в таблице 5 были представленные оценки по каждой группе и определен индекс групповой сплоченности всего коллектива, работающего в магазине.

Таблица 5

Расчет индекса групповой сплоченности работников магазина

ООО «Электрон-М»

группа вспомог.

персонала

группа кассиров

отдел продаж техники для дома

отдел продаж техники для кухни

отдел продаж климатической техники

отдел продаж компьютерной техники

отдел продаж ТВ, аудио видео техники

отдел продаж телефонии, средств связи, фото и видео камер

индекс групповой сплоченности

средний балл

16

7,25

9,4

10,8

16,75

11,6

10,2

6,6

11,07


Как показывает таблица общий индекс групповой сплоченности коллектива равен 11,07, что определяет уровень сплоченности коллектива как средний. Необходимо отметить, что данный показатель позволяет говорить о недостаточности сплоченности среди работников и как следствие свидетельствует о формальности отношений между работниками, а также возможном недостаточно благоприятном психологическом климате в коллективе. Поэтом в рамках данного исследования целесообразным можно считать необходимость анализа психологического климата в коллективе.

Как выше было отмечено используется адаптированная методика Лутошкина.

Результаты опроса работников по исследуемым группам были сведены в аналитические таблицы, представленные в приложении 1. В данных таблицах осуществлен расчет средних оценок как по каждому анализируемому утверждению, а также средний балл в целом по группе.

Все средние оценки были сведены в ниже представленной таблице 5, при этом как средние оценки по группе в отношении каждого утверждения, а также средние оценки по группам.

Таблица 6

Средние оценочные значения психологического климата по группам работников ООО «Электрон-М»

отдел продаж техники для дома

отдел продаж техники для кухни

отдел продаж климатической техники

отдел продаж компьютерной техники

отдел продаж ТВ, аудио видео техники

отдел продаж телефонии, средств связи, фото и видео камер

группа кассиров

группа вспом. Персонала

1

0,4

0,4

2,25

2

0,2

-1

1,4

1,5

2

0,2

0,4

1,5

1,4

0,8

-0,2

0,4

0,88

3

-0,4

-2

2

-0,8

-0,4

-1,6

0,2

1,38

4

1,8

1,4

1

1,2

0,2

-0,4

0,4

0,38

5

-0,4

0,2

1,25

0,2

1

0,4

0,2

0,13

6

-0,6

-0,4

1,5

-0,6

-0,2

-0,2

1,6

1,5

7

1,8

0,6

2,5

-0,6

-0,8

-0,8

1

0,88

8

1,2

1,8

3,5

1,2

1,4

1,4

1

1,38

9

2,2

0,8

4,5

1

0,4

0,4

1

0,63

10

0

-1

4,25

0,4

0,2

0,2

1,6

1,63

11

-0,4

-1

3,75

0,8

1,4

-0,2

1

1,5

12

0,4

-0,2

4,25

1,6

1,4

-0,2

-0,2

0,13

13

-0,6

-1,4

5

-1

-0,8

-0,8

0

0,5

14

0,4

1,8

4,5

1,4

1,4

1,4

1,4

1,25

Всего

6

1,4

12,4

8,2

6,2

-1,6

11

13,63