Файл: Формирование группового поведения в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы определяется тем, что группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение – важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин.

Рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др.

В своем становлении и развитии группы проходят ряд стадий. Зная на какой стадии находится та или иная группа, менеджеры могут по разному влиять на групповое поведение. На каждой из этих стадий группа приобретает ряд существенных характеристик, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность групповой работы.

Групповые характеристики придают функционированию группы определенность, что, в свою очередь, важно как для ее членов, так и для менеджмента организации. Менеджеры должны знать характеристики и особенности поведения групп. Что бы быть готовым к возможным последствиям (положительным или отрицательным) групповой деятельности. Они могут продумать, как следует изменить восприятие, установки, мотивацию членов группы, что бы повысить результативность групповой работы для достижений целей организации.

Степень разработанности темы. Вопросы групповой сплоченности и рассматриваются в работах по организационному поведению, по менеджменту, по психологии управления таких авторов как: Агафонова М.С.. Глухова О.В., Черникова В.Е., Григорьев Н.А. , Константинов А.А., Куулар А.Э., Любицкая Я.В. , Онучкина А.М., Муха В.Н. , Тихонова С.А. Туков И.В., Юнина А.А. . и др.

Однако в практической деятельности отечественных предприятий существует еще недостаточная проработанность данной темы, что определяет объективную потребность в проведении исследования формирования групповой сплоченности на примере конкретного предприятия.

Объектом исследования в работе выступает ООО ««Электрон-М» являющийся магазином бытовой и электронной техники.

Предметом исследования являются факторы группового поведения в данной организации.

Целью курсовой работы является исследование формирования группового поведения в организации и оценка групповой сплоченности в организации.

В соответствии с поставленной целью были сформированы задачи работы:

-рассмотреть общую характеристику формирования группового поведения в организации

- охарактеризовать преимущества и недостатки групповой работы в организации


- раскрыть отдельные аспекты формирования группы в организации

-охарактеризовать кратко деятельность магазина «Электрон-М»;

-дать оценку групповой сплоченности коллектива «Электрон-М;

-разработать рекомендации по формированию эффективной команды в магазине «Электрон-М».

Методологическая и теоретическая основы работы базируется на системном подходе, сравнительном анализе, анкетировании, факторном анализе, табличном и графическом отображении данных, синтезе.

Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования группового поведения в организации

1.1. Общая характеристика формирования группового поведения в организации

В любой компании сотрудники объединяются в группы. Изучение группового поведения является одной из задач менеджеров, поскольку более сложные задания эффективнее реализуются в группе, чем по отдельности.

Группой является объединение нескольких лиц, деятельность которых направлена на достижение определенной цели[1].

Функции, выполняемые группой, подразделяются на те, которые воздействуют на организацию и в отдельности на членов группы. К функциям группы по отношению к организации относится функция сохранения, воспроизводства и развития. Группа представляет собой часть организации, обеспечивающую ее функционирование, а также выполняет функцию связи между отдельным сотрудником и организацией.

Рассмотрим функции группы по отношению к своим членам. Во- первых, участник группы может получить необходимую информацию разного рода, в том числе и о самой группе. Во-вторых, группа способствует обучению, осваиванию новых навыков и т.д. В-третьих, группа помогает достигнуть труднореализуемые в одиночку индивидуальные цели. В- четвертых, в группе сотрудник может удовлетворить свои социальные потребности:общение, признание и др. В-пятых, в группе индивид может чувствовать себя комфортнее в связи с защитой от внешних угроз. В-шестых, нормы в группе воздействуют на всех ее членов, накладывая определенные ограничения на их поведение[2].


Группы в организации делятся на формальные и неформальные.

Формальные группы представляют собой постоянную часть структуры организации, имеют юридический статус и создаются руководством для улучшения организации труда. Существование таких групп определяется внутренними документами организации, например, уставом. Правила в группе регламентируются приказами, рабочим расписанием и т.д. Действия формальных групп строго направлены на решения поставленных задач.

Участниками неформальной группы становятся люди с общими интересами. Для успешного развития компании нужно, чтобы ценности неформальных групп совпадали с формальными. Если формальные группы создаются начальством компании, то неформальные по инициативе самих сотрудников для удовлетворения своих потребностей в общении, эмоциональной поддержке и т. д. Неформальные группы выдвигают своего лидера, который действует наряду с формальным[3].

В организации существует множество групп, однако эффективность их работы может различаться. Основные факторы, определяющие эффективность работы группы:

-организация группового процесса;

От того, как члены группы обмениваются информацией, принимают совместные решения, зависит степень эффективности деятельности группы. -поставленные задачи;

Эффективность группы будет зависеть от сложности задач, от того, нужно ли проявлять нестандартный подход. Если задача является уникальной, то рекомендуется привлечь всю группу для ее решения. Если задача проще, то процесс ее решения необходимо формализовать.

-внешнее окружение;

-способности и возможности участников группы;

-характер взаимодействия членов группы;

Одним из условий эффективной работы группы является сплоченность ее членов. На сплоченность влияют как достигнутые результаты, так и текущая обстановка. Многими исследователями отмечено, что сплоченность группы может увеличиваться в неблагоприятных условиях[4].

Однако, влияние сплоченности на эффективность работы является дискуссионным вопросом. Если нормы группы направлены на бесполезное использование рабочего времени, то в таком случае при усилении сплоченности, эффективность может снизиться. Поэтому одной из задач менеджеров будет контроль над нормами такой группы, он должен способствовать направлению их на повышение отдачи работников.

-состав группы;

В группе могут быть люди с различным темпераментом и характером. Важно то, насколько они психологически подходят для работы друг с другом. Также сотрудники могут различаться по половозрастному составу, уровню образования, способностям и т.д.


Вопрос о численности группы остается дискуссионным. Некоторые исследователи, рассуждая о нижней границе численности, предлагают 2 или 3 человека. Верхняя граница тоже размывается. Объединение до 20-45 человек можно отнести к малой группе.

Определение оптимального количества членов группы тоже довольно сложный вопрос. По Закервашевич М.И группа должна состоять не менее чем из 7 членов, но не более 15. Если будет меньше людей, то группа превратится в объединение друзей и приятелей, а если больше — не избежать частых конфликтов между участниками группы[5]. По мнению Конева И.В., наиболее устойчивой является группа из 6-7 человек. Некоторые исследователи считают, что 7+2 человека - оптимальный численный состав группы с точки зрения способности ее членов принимать и перерабатывать информацию во внутригрупповой коммуникации и совместной деятельности[6].

-тенденции и динамика группового процесса.

При групповом взаимодействии важно уметь давать объективную обратную связь. Для этого рекомендуется обращаться к фактам и в случае критики действий другого члена группы приводить конкретные аргументы.

У каждого члена группы есть своя определенная роль. В зависимости от ролей участников можно разделить на типы. В таблице 1 представлены типы людей, которых полезно иметь в группе.

Таблица 1

Типы членов команды

Типичные черты

Положительные качества

Допустимые

недостатки

«Администратор»

Консервативный,

обязательный,

предсказуемый

Организаторские способности, практический здравый ум, высокая работоспособность

Недостаточная гибкость, отсутствие реакции на предложенные идеи

«Мыслитель»

Индивидуальный, серьезный, не ортодоксальный

Одаренность, воображение, интеллект

Рассеянность, «витание в облаках», склонность не замечать практические детали

«Исследователь ресурсов»

Экстраверт,

любознательный,

общительный

Умение сходиться с людьми и исследовать все новое

Склонность терять интерес к работе, когда проходит увлечение

«Оценивающий»

Рассудительный,

хладнокровный,

осторожный

Благоразумность,

практичность

Недостаток вдохновения или способности стимулировать других

«Душа команды»

Социально

ориентированный,

чувствительный,

мягкий

Умение адекватно реагировать на ситуации, способность поддерживать дух коллективизма

Нерешительность в критические моменты

«Доводящий до конца»

Старательный,

организованный,

добросовестный

Умение доводить дело до конца, стремление к качественному выполнению работы

Свойство волноваться из-за пустяков, неумение «не вмешиваться в чужие дела»


Таким образом процесс взаимодействия членов группы является важным вопросом, поскольку влияет на деятельность всей организации в целом.

1.2 Преимущества и недостатки групповой работы в организации

Решая вопрос о возможности использования группы для выполнения определенных задач, менеджер должен взвесить их преимущества и недостатки.

Преимущества команд.

Большинство интересных идей возникает в группах. Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение. Вместе с тем учесть все аспекты решаемой проблемы ему вряд ли удастся. Чем больше людей, тем больше мнений может быть высказано в процессе обсуждения проблемы. Кроме того, сокращается время на реализацию коллективного решения и повышается ответственность за его результаты.

Возрастание индивидуальных трудовых усилий связано с объективным возникновением состязательности, желанием отличиться или, по крайней мере, не отстать от других людей. Присутствие других людей вызывает дополнительную энергию, энтузиазм, что приводит к росту мотивации, производительности и качества труда, раскрытию творческого потенциала работников.

Удовлетворенность членов группы. Именно работа в группе позволяет удовлетворить потребности в причастности, принадлежности, социальном взаимодействии. Сплоченные группы уменьшают одиночество, способствуют развитию чувства собственного достоинства, значимости, так как люди включены в групповую работу с особыми целями. У такой работы больше шансов приносить наслаждение[7].

Расширение рабочих навыков и знаний. Люди, обладающие большим опытом, навыками и секретами мастерства, передают их всем участникам группы, обучают необходимым операциям, работам по выполнению задач группы. Кроме того, командам делегируются полномочия по решению производственных проблем. Это обогащает работу и увеличивает мотивацию работников[8].

Возрастание организационной гибкости. Традиционные организации имеют жесткую структуру, когда каждый работник выполняет только одну специфическую работу или функцию. В командах ее члены могут выполнять обязанности друг друга. В случае необходимости задание команды может быть изменено, а сотрудники перераспределены, что позволяет повысить гибкость производства и быстро реагировать на изменение потребностей покупателей.