Файл: Корпоративная культура в организациях(Понятие и сущность корпоративной культуры в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1094

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- поиска оригинальности и творческого характера работы;

- решения вопроса об увлекательности и интенсивности работы;

- соотношения степени ответственности и риска;

- прав и обязанностей на работе;

- обеспечения гарантий роста и развития;

- желания видеть элементы эмоционального лидерства в действиях своих руководителей. [5, с. 37]

Для каждого сотрудника комбинация отдельных ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна. Чтобы состыковывать ожидания персонала и организации друг по отношению к другу и тем самым устранять или минимизировать воздействия субкультур, важно четко представлять, на какое место претендует сотрудник и какую роль может поручить ему организация. Совпадение ожиданий сотрудников и руководителя дает возможность организации более эффективно двигаться в реализации миссии и стратегии.

Следует иметь в виду, что одна из существующих опасностей на стадии бурного роста организации - тенденция размывания корпоративной культуры новыми сотрудниками. Для ее преодоления необходимо отразить в основных внутренних документах компании дух корпоративной культуры, нормы поведения. Принимать на работу новых сотрудников, способных воспринимать организационные ценности компании.

Культура в организации может формироваться и изменяться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации, так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.д.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией.

Важны критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации. То, из чего исходит организация и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры. Разработка профессионально-этических кодексов для персонала способствует укреплению оргкультуры компании.

Корпоративный кодекс компании — документ, который формирует и транслирует пропагандируемые компанией ценности, позволяющий не только увлечь действующих и привлечь новых сотрудников, но и новых клиентов. Он во многом способствует формированию корпоративного имиджа компании.


Основные составляющие, которые формируют Кодекс компании — это: цели, миссия, девиз, главные корпоративные принципы, а также некоторая детализация этих принципов.

Достаточно часто компания находится на том этапе, когда дальнейшее развитие без формирования и принятия основных идеологических принципов становится невозможным, хотя бы потому, что штат компании растет, у сотрудников появляются новые коллеги и в головах у многих начинает доминировать мысль, что комфортно и интересно работать с людьми, у которых похожие взгляды на профессиональную деятельность, как у нас, идентичные принципы и жизненная позиция.

Каждый сотрудник уникален по-своему, но, очевидно, что идти одной командой вперед, преследуя разные профессиональные цели, попросту невозможно. Прием на работу и социализация новых работников, вписывающихся в новую для них культуру Увольнение работников, не соответствующих данной культуре.

Методы поддержания культуры

1. Разработка корпоративного кодекса компании;

2. Способность руководства показывать приверженность корпоративным ценностям;

3. Кадровая политика, основанная на корпоративных ценностях Рассмотрим каждую составляющую Кодекса.

Сформулированная цель должна быть достаточно амбициозной. Она обязана ориентировать на уровень превышающий текущие возможности компании. Когда цель будет сформулирована и принята, руководству необходимо мобилизовать коллектив и изыскать необходимые и достаточные ресурсы для ее достижения. Следует иметь ввиду, что общая цель достижима лишь тогда, когда достигаются цели, поставленные перед собой большинством сотрудников. [12, с. 77]

Миссия – есть описание ценностей компании, которые она стремится реализовать. В ней прослеживается взаимосвязь деятельности компании с внешней средой. Как правило, излагаются основные виды деятельности особенности и преимущества. Отдельно выделяются ценности, которые существуют в компании. Миссия должна ответить на вопросы: зачем и для кого существует компания, как она достигает поставленных целей, что ценится компанией. Миссия выражает смысл существования организации, представляет ее роль для общества. Ошибочно определять в миссии, что компания создана для получения прибыли. Для этого существует устав организации.

Девиз – это синоним рекламного слогана. Предназначение девиза – позиционировать компанию и отразить преимущество того, что компания предлагает. Прочитав девиз, потребители компании должны понять, какую пользу им может принести компания. Девиз – это коммуникатор компании, он должен остаться в сознании потенциальных клиентов.


Как показывает история бизнеса формирование и развитие корпоративной культуры должно являться одним из приоритетов руководителя организации. Только тогда она может стать надежным фундаментом для процветания компании.

Достижение главной цели корпоративной культуры – повышение трудового потенциала приводит к росту компетенций персонала, что, в конечном итоге, обеспечивает рост прибыли организации. Это связано с тем, что компетентные работники могут выполнять работу на новом оборудовании, по прогрессивной методике, генерировать новые идеи, творческие подходы. Виды корпоративной культуры организации представлены в таблице 1.

Таблица 1. – Виды корпоративной культуры организации [12, с. 87]

Вид корпоративной культуры

Описание корпоративной культуры

1.1. Авторитарная (директивная) корпоративная культура

Централизация власти, строгая служебная иерархия, тотальный контроль над сотрудниками. Мнение коллектива, как правило, не учитывается. Руководитель принимает все решения единолично или в узком кругу ближайших сподвижников

1.2. Либеральная (попустительская) корпоративная культура

Руководство организации не принимает активного участия в управлении коллективом, при разрешении возникающих проблем старается занять нейтральную позицию, предпочитает не вмешиваться в назревающие конфликты. Работа в организации часто пускается на самотек

1.3. Демократическая (коллегиальная) корпоративная культура

Рациональное распределение обязанностей между всеми членами коллектива, делегирование полномочий, коллегиальное принятие ключевых решений, наличие двухсторонней обратной связи

2.1. Стабильная корпоративная культура

Постоянство и предельная четкость действующих в организации норм, традиций, правил поведения и прочих элементов организационной культуры

2.2. Нестабильная корпоративная культура

Неустойчивость (колебания) в общей системе управления организацией, отсутствие четких и единых для всех норм и правил поведения, избирательное отношение к разным членам коллектива

3.1. Интегрированная корпоративная культура (высокая степень соответствия)

Коллектив организации сплочен, внутри него формируется единое общественное мнение. Большинство сотрудников разделяют и поддерживают все элементы действующей организационной культуры

3.2. Дезинтегрированная корпоративная культура (низкая степень соответствия)

Отсутствие единого общественного мнения, разобщенность во взглядах, недовольство большинства сотрудников принятыми на предприятии нормами и правилами поведения; как следствие – повышенная конфликтность среди членов коллектива

4.1. Личностно ориентированная корпоративная культура

Основной ценностью организации являются работающие в ней люди. Руководство стремится всячески поддерживать сотрудников, вникает в их потребности и проблемы. Большое внимание уделяется развитию человеческих ресурсов

4.2. Функционально ориентированная корпоративная культура

Во главу угла ставится четкое выполнение функциональных алгоритмов деятельности с неукоснительным соблюдением всех существующих норм и требований. Личным интересам сотрудников уделяется минимум внимания


В зависимости от характера и влияния на конечные результаты деятельности организации выделяют основные позитивные и негативные корпоративные культуры. При этом позитивная корпоративная культура еще и должна способствовать повышению эффективности работы, оптимизации всех производственных процессов внутри организации, непрерывному развитию самой организации и его персонала, формированию общих комфортных условий и дружелюбной атмосферы в коллективе, повышению общественной значимости и статуса организации в соответствующей сфере деятельности. Негативная же корпоративная культура, наоборот, препятствует нормальному функционированию организации и выполнению ее миссии.

Разделение на позитивные и негативные культуры происходит по нескольким критериям (таблица 2).

Таблица 2. Позитивные и негативные корпоративные культуры [16, с. 97]

Позитивная корпоративная культура

Негативная корпоративная культура

Демократическая культура

Стабильная культура

Интегрированная культура

Личностно-ориентированная культура

Авторитарная культура

Нестабильная культура

Дезинтегрированная культура

Функционально-ориентированная культура

Каждая из вышеперечисленных корпоративных культур организации имеет свои достоинства и недостатки. Бывают ситуации, когда культивирование демократической личностно ориентированной корпоративной культуры может привести к серьезным проблемам (в частности, в кризисные и переломные для организации моменты, когда требуется более жесткое руководство и строгий контроль). Поэтому одним из основных условий успешного управления является гибкость всех элементов менеджмента, в т. ч. и корпоративной культуры организации, умение оперативно и адекватно реагировать здесь и сейчас на происходящие изменения (как во внешней, так и во внутренней среде организации), оптимальное сочетание (комбинирование) стилей руководства с преобладанием, наиболее соответствующего складывающейся ситуации.

Учитывая, что корпоративная культура организации рассматривается как инструмент, который повышает эффективность деятельности организации, помогает активно развиваться, становится существенным моментом изучения корпоративной культуры организации в ее развитии, выделяя общую инновационную часть, отвечающую за чувствительность к вызовам, и консервативную часть корпоративной культуры организации, отвечающую за постоянность ее воспроизводства.


1.2 Значение корпоративной культуры в организации

Существует много определений термина «корпоративная культура». Например, Занковский А. Н. определяет корпоративную культуру как «своего рода программное обеспечение сознания, как ценностно-смысловое поле, способное задавать направленность поведению и деятельности» [8, с. 208].

Михайлина С. А., считает, что «корпоративная культура – это комплекс тех необходимых знаний, навыков, верований, а также разделяемых данным кругом профессионалов ценностей и норм поведения, которые формируются в ходе совместной деятельности членов организации для достижения общих целей и позволяют им действовать взаимоприемлемым образом, исполнять значимые для них роли» [27, с.27].

Выше указанные определения не противоречат друг другу, так как корпоративная культура организации, создаёт контекст взаимодействия между различными людьми, работниками, определяя их характер, атмосферу и предпочтительные модели общения в коллективе.

К особенностям корпоративной культуры можно отнести:

1. Корпоративная культура присутствует в любой организации. Иногда приходится слышать: «У нас нет корпоративной культуры», а иногда слова «и не нужна она нам!» Это не верно, корпоративная культура существует в любой организации – всегда и везде, где есть люди, создающие в процессе взаимодействия определённую социальную среду, независимо от пожеланий и мнений руководства. Отсутствие должного внимания к этим вопросам со стороны руководства организации не означает отсутствие корпоративной культуры. Либо руководство пытается ею управлять (или хотя бы как-то повлиять на неё в интересах организации, и это очень сложно, но возможно), либо она будет оказывать незаметное внешне, но сильное и постоянное влияние на организацию и ее деятельность.

2. Корпоративная культура организации нематериальна. Для многих российских бизнесменов признание существования в их организации некой нематериальной, неизмеримой (а, значит, с не поддающейся влиянию) категории очень бесполезно и часто просто неприемлемо. На самом деле результаты деятельности любой организации нужно связывать с корпоративной культурой организации, так как она является важнейшим системообразующим фактором производственного процесса.