Файл: Корпоративная культура в организациях(Понятие и сущность корпоративной культуры в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1034

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Лояльность: социальные программы, привилегии и льготы сотрудникам, корпоративные праздники, семейные программы, спорт и здоровый образ жизни, культура, экология и благотворительность.

Корпоративная культура организации строится как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать всех работников на реализацию общих целей. Формирование и развитие корпоративной культуры организации - это попытка ценностно-ориентированного менеджмента, имеющего преимущества по сравнении с регулярным управлением, создает эффект «социального облегчения».

Современные работники сегодня стремятся не только материально преуспевать, но и комфортно себя чувствовать психологически на рабочем месте, корпоративные ценности в этом случае, соответствуют их личным ценностным и ориентациям. Слияние с корпоративными ценностями организации помогает сотрудникам смириться с неизбежными жертвами, которые приносят ради того, чтобы стать членами определенного коллектива.

Касаемо формирования корпоративной культуры организации, миссия и стратегия вырабатывается руководством организации, а система ценностей определяется коллективом, также как невозможно заставить следовать ей по приказу руководства. Вначале существования организации система ее ценностей, совпадает с ценностными и основателей и владельцев, но как только в оперативном руководстве меняются менеджеры, эта прямая связь обрывается.

Необходимо отметить, что корпоративная культура организации строго индивидуальна, для каждой она своя. Это зависит от разнообразных факторов: культурных традиций государства, идеологии, сферы деятельности и направленности развития организации, возрастного и гендерного состава сотрудников, месторасположения организации и другого. Эти факторы формируют особую составляющую корпоративной культуры организации – ее ценности. Они имеют разнообразные проявления в рамках данной организации.

Корпоративные ценности организации должны постепенно внедряться и также постепенно, приниматься ее сотрудниками. Все это позволит достигнуть стабилизации в деятельности организации и крупных успехов в сфере развития.

Присущая любой организации, корпоративная культура одновременно является и средством управления, и рычагом мотивации сотрудников. Формируя лояльность к организации, она напрямую влияет на производительность и эффективность трудовой деятельности сотрудников, на качество работы, на характер производственных и личностных отношений в организации, на творческий потенциал людей и всей организации в целом.


Основополагающим элементом корпоративной культуры организации являются ценности сотрудников. Они проявляются во всей организации и отражаются в ее целях и политике. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а стремление к общим ценностям способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей. Нормативное значение в корпоративной культуре имеют девизы и лозунги, которые в лаконичной форме подчеркивают значимые ориентиры и установки организации.

Важную роль на предприятии также играют мифы и легенды, которые могут формироваться как сознательными усилиями ее руководителей, так и стихийно снизу. Они существуют, как правило, в форме метафорических историй, анекдотов, которые передаются от поколения к поколению работников и служащих.

Они связаны с историей возникновения организации, дальнейшего ее развития, жизнью и деятельностью «отцов-основателей» и призваны в наглядной, образной, живой форме довести до служащих общекорпоративные ценности.

Всякое изменение корпоративной культуры требует немалых усилий и длительного времени для того, чтобы сотрудники приняли новые ценности и адаптировались к новым условиям труда.

При анализе вероятности успешных изменений корпоративной культуры организации следует учесть следующие факторы [35, с. 117]:

  • Персональные изменения в руководстве организации;
  • Фазу жизненного цикла организации;
  • Возраст организации;
  • Размер организации;
  • Силу существующей культуры и субкультур в организации.

Усилия по выравниванию корпоративной культуры организации в соответствии с ее стратегией включают в диагностику существующей корпоративной культуры, требуемой для выполнения больших стратегических задач корпоративной культуры или программы необходимых изменений в сфере организационных ценностей, систем, символов и поведения, определение противоречий между существующей и желаемой корпоративной культурой и проведение самих изменений.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что корпоративная культура организации – это совокупность убеждений, взглядов, моделей поведения, правил, подходов к работе, способов общения, осознанно или неосознанно принятых и соблюдаемых большинством сотрудников организации.


Корпоративную культуру можно охарактеризовать как выражение базовых ценностей и норм в организационной структуре, системе корпоративного управления, кадровой политике, осуществляющееся в рамках конкретной предпринимательской деятельности.

Формирование корпоративной культуры организации включает в себя:

  • Разработку философии организации;
  • Управление внутриорганизационными коммуникациями;
  • Формирование высокоорганизованных коллективов и команд;
  • Развитие лидерства в организации;
  • Управление работоспособностью персоналом организации.

На формирование корпоративной культуры организации влияют: культура существующего общества, внутри которого организация функционирует, культура менеджмента высшего звена, стремление руководства внедрить новые нормы поведения, идеи, взгляды, идеологии.

Эффективная корпоративная культура организации должна адекватно реагировать на все изменения во внутренней и внешней среде организации, обеспечивать устойчивость и конкурентоспособность на рынке.

Содержание корпоративной культуры организации вырабатывается в процессе практической предпринимательской деятельности как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя и внутренняя среда. Содержание работы, личность руководителя организации и стиль его руководства, психологический климат – эти и другие факторы внешней и внутренней среды организации оказывают влияние на корпоративную культуру каждой организации.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МБУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

2.1 Общая характеристика деятельности МБУК «Централизованная библиотечная система»

История становления библиотеки в городе Анжеро – Судженск началась в 1918 году с библиотеки для рабочих и шахтеров Судженских копей. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная библиотечная система» (далее МБУК «ЦБС») – это система нескольких библиотек города Анжеро-Судженска: Центральная городская библиотека, Центральная детская библиотека и 6 библиотек-филиалов рассоложенных в разных районах города.


МБУК «ЦБС» способствует информационно-библиотечному обслуживанию населения города Анжеро-Судженска, удовлетворяя особые потребности в постоянном чтении, организует досуг горожан, объединяет людей разных поколений и интересов. МУК «ЦБС» ежегодно посещают более 200 тысяч взрослых и детских читателей, им выдается более 600 тысяч документов и книг.

Для тех горожан, которые хотят общаться и интересно провести свободное время, узнать много нового, найти себе единомышленников и просто друзей по интересам работают общественные клубы и любительские объединения. Среди таких клубов: «Культура и цивилизация», «Сударыни сибирячки», «Капля света», «Для души», «Нам года не беда», «Верные друзья», «Родничок», «Фонарик», «Почитай-ка» и др.

Формирование у современного человека читательского интереса – это очень долгая и кропотливая работа, которая требует от библиотекарей города творчества, особого понимания психологии человека, знаний современного литературного жанра. Такими талантами и умениями в полном объеме обладают работники МБУК «ЦБС». Подтверждением этому является регулярная работа разнообразных творческих площадок, мероприятий и акций по привлечению горожан к чтению и любви к книге: «Библионочь», «Литературный Хэллоуин», «Фестиваль национальных культур», «Открывая книгу, открываешь мир», «Лица победы», «Живая классика», «Сонные сказки», «Летний читальный зал».

Одним из главных направлений деятельности МБУК «ЦБС» является краеведение.

Библиотека в городе Анжеро-Судженске - это сегодня образовательный центр краеведения, который постоянно участвует в формировании самосознания читателей и жителей города, библиотека и ее сотрудники развивают умение ориентироваться в огромном потоке информации, предоставляют возможности пополнить познания в краеведении, постоянно стимулирует дальнейшую деятельность в области краеведении, особенно у юных читателей города. Библиотекарями МБУК «ЦБС» создаются новые информационные продукты и ресурсы краеведения, сборники местных поэтов и членов городской литературной студии имени В.В. Федорова.

Жители города всех возрастов с большим удовольствием принимают участие в различных презентациях книг, творческих встречах с литераторами города: Г. М. Горюновым, Н. М. Перекрест, О.Д. Исаенко, С. С. Побокиным, Н. А. Усольцевой.

Горожане имеют возможность встретиться на территории МБУК «ЦБС» с Членами Союза писателей России: А. Катковым, Б. Бурмистровым, С. Донбаем. Библиотекари МБУК «ЦБС» сектора по работе с юношеством и молодежью ежегодно проводят «Неделю молодежной книги», где огромное внимание уделяется пропаганде классической русской литературы. В МБУК «ЦБС» популярностью среди детей и подростков города пользуется интернет проект «Рекомендация сверстника», а в филиале № 4 с большим успехом проходит акция «Книга 03».


Ежегодно коллектив МБУК «ЦБС» является организатором городского поэтического конкурса «Свой голос». С 2014 года этот конкурс стал Грантовым. Победители этого конкурса получают грант главы города Анжеро-Судженска.

Читатели Анжеро-Судженска и библиотекари МБУК «ЦБС» принимают участие и становятся победителями всероссийских и областных конкурсов.

Миссией МБУК «ЦБС» является – обеспечение свободного и оперативного доступа читателей к информации, приобщение их к ценностям мировой культуры, содействие развитию человека, его стремлению к самореализации и совершенствованию.

Одним из важнейших направлений развития библиотеки Анжеро-Судженска являются полнота и качество комплектования библиотечного фонда, оперативность отражения документного фонда в традиционном и электронном каталоге.

Используя Интерне-сайт МБУК «ЦБС» любой читатель имеет возможность получить информацию о ресурсах электронного каталога и баз данных Областной научной библиотеки имени В. Федорова.

Сотрудники МБУК «ЦБС» являются участниками областных корпоративных проектов: «Календарь знаменательных дат Кемеровской области», «Электронная (Виртуальная) библиотека Кузбасса», «Литературная карта Кузбасса», «Современное краеведение», «Весь Кузбасс».

Главным библиографом МБУК «ЦБС» ведется работа по созданию собственных баз данных краеведческой направленности, оцифрованы книги и периодические издания 30-50-х годов 20 века.

Центр правовой информации МБУК «ЦБС» регулярно проводит акции «Правовое поле пенсионера» с приглашением специалистов Социальной защиты населения, Пенсионного фонда, отдела по защите прав потребителей. Специалисты прокуратуры города оказывают горожанам консультации правового характера. В виртуальном читальном зале МБУК «ЦБС» проходит консультирование в рамках областного проекта по информационному выравниванию «Электронный гражданин».

Очень важную роль в создании комфорта, уюта и современного дизайна играют книжно–иллюстративные выставки и экспозиции, позволяющие раскрыть и приблизить к читателю все разнообразие библиотечных фондов. Для библиотекарей МБУК «ЦБС» это возможность показать своё профессиональное мастерство и постоянный творческий поиск.

Коллектив МБУК «ЦБС» постоянно подтверждает свой высочайший профессиональный уровень, проходят повышение квалификации и пополняют опыт работы с читателями города, оставаясь одним из излюбленных учреждений культуры для горожан.