Файл: Корпоративная культура в организациях(Понятие и сущность корпоративной культуры в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1035

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Анализ сложившейся корпоративной культуры в МБУК «Централизованная библиотечная система»

Эффективное функционирование МБУК «ЦБС» обеспечивается четкой системой управления. По мере изменения организационной структуры и увеличение числа подразделений библиотеки значимость такого вопроса возрастает, так как усиливается взаимосвязь и взаимозависимость между его подразделениями. Таким образом, система менеджмента МБУК «ЦБС» старается предусматривать совершенствование и сохранение потенциала каждого его подразделения и сотрудника, используя систему управления знаниями для создания интеллектуального капитала организации.

Руководство МБУК «ЦБС» работает над созданием сильной корпоративной культуры, благодаря которой многие работники библиотеки становится подобно (большой) семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благополучию. Полная идентификация сотрудника с организацией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности и ценности работников сферы культуры.

Развивая корпоративную культуру, МБУК «ЦБС» старается поддерживать не только инициативу своих сотрудников, но и стремится укрепить корпоративный дух, путем создание инновационного подхода в развитии библиотеки, но корпоративная культура соответственно обладает так же большим влиянием на поведение сотрудников библиотеки.

Одним из заметных результатов слабой корпоративной культуры является высокая текучесть кадров. Это объясняется единым мнением сотрудников о том, что является целью совершенствования управления организации и конечно же низкий уровень заработной платы сотрудников библиотеки. Однако руководство МБУК «ЦБС», в свою очередь, ведет сотрудников к сплоченности, верности и преданности организации, а, следовательно, желание покинуть такую организацию у работников не должно возникать.

Корпоративная культура библиотеки формирует определенный имидж организации в Анжеро-Судженске, отличающий ее от любой другой в сфере культуры. Корпоративную культуру такого типа организации нельзя рассматривать как нечто данное, абсолютное: она постоянно меняется по мере изменения людей и событий в организации и в городе. Поэтому в МБУК «ЦБС» существует несколько методов поддержания корпоративной культуры, основными группами методов являются следующие:


 Усиление существующей мотивации и борьба с тем, что работать просто надоело. Стремление сотрудников библиотеки выполнять свою работу качественно и с удовольствием;

 Повышение корпоративной культуры организации с помощью проведения совместных праздников;

 Поддержание инициативы сотрудников и ее поощрение;

 Нахождение путей самореализации сотрудников и раскрытие их способностей.

Для того чтобы коллектив хорошо работал, руководство МБУК «ЦБС» старается правильно мотивировать сотрудников. Основным средством мотивации в библиотеке были и остаются материальные блага: размер заработной платы, социальный пакет, в который входит обязательное медицинское страхование всех сотрудников МБУК «ЦБС». Это позволяет сотрудников думать, что они ценны, любимы и полезны организации.

Важным методом мотивации в организации, является моральное и материальное поощрение сотрудников. Моральное поощрение работников МБУК «ЦБС» осуществляется с применением следующих видов поощрения:

 Занесение ФИО работника в Книгу почета работников культуры Анжеро-Суденска;

 Присвоение звания «Заслуженный работник культуры»;

 Награждение Почетной грамотой управления культуры Анжеро-Судженска;

 Награждение филиалов МБУК «ЦБС» грамотой «Образцовое подразделение»;

 Объявление благодарности.

Награждение работников библиотеки происходит в торжественной обстановке корпоративного мероприятия МБУК «ЦБС» в день работника культуры (ежегодно 25 марта). Информация и список работников победивших в различных номинациях направляется в управление культуры Анжеро-Судженска и публикуется на сайте МБУК «ЦБС». Все моральные поощрения работника библиотеки отражаются в трудовой книжке и в характеристиках на работников, в представлениях на повышение в должности и установлении надбавок.

Праздники всегда были и до сих пор остаются важным средством формирования и утверждения общности организации, способствует социализации человека. Главное преимущество таких корпоративных праздников - хорошая организация, предоставляющая участвующим в них работникам возможность свободного, беззаботного общения в кругу своих коллег. Таким образом, корпоративные праздники являются одним из самых эффективных способов налаживания системы внутрифирменных коммуникаций. Проанализировав систему корпоративной культуры МБУК «ЦБС» и рассмотрев суть явления «корпоративный праздник», можно сделать выводы, что корпоративный праздник является одним из составляющих компонентов ценностно-нормативной подгруппы организационной культуры библиотеки, а точнее, входит в комплекс корпоративных традиций. Внутренний корпоративный праздник в библиотеке – это специальное мероприятие, инициированное и финансируемое МБУК «ЦБС», организованное для персонала (с возможным привлечением членов их семей), посвященное знаменательному событию в жизни библиотеки, и являющееся средством поддержания корпоративной культуры [38, с. 51].


Анализ проведения празднования 100 - летие библиотеки Анжеро-Судженска показал, что цели корпоративного праздника в МБУК «ЦБС»»:

 Создание необходимых условий для знакомства и неформального общения сотрудников библиотеки;

 Трансформация корпоративной культуры библиотеки в сторону большей демократизации и внимания к сотрудникам;

 Мотивация сотрудников на достижение лучших результатов в работе;

 Привлечение внимания внешней общественности к благотворительной деятельности МБУК «ЦБС» и сфере культуры.

На сегодняшний день успех МБУК «ЦБС», определяется тем, какие сотрудники его реализует. Руководство МБУК «ЦБС» подбирает свою команду, мотивируя различными приоритетами, начиная от максимальной исполнительности и управляемости коллектива, до максимальной свободы в творчестве и самореализации, ради развития организации.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МБУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

Для определения основных целей и разработке рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры МБУК «ЦБС», необходимо провести SWOT-анализ – это один из самых распространенных видов экспресс-анализа, позволяющий быстро выявить и структурировать основные сильные и слабые стороны в развитии корпоративной культуры организации, а также определить потенциальные возможности и угрозы. Анализ сильных и слабых сторон библиотеки, возможностей и угроз корпоративной культуры представлен в Таблице 3.

Таблица 3. - SWOT-анализ корпоративной культуры МБУК «ЦБС»

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

Внутренние

  • Наличие социальной поддержки работников организации
  • Эффективное управление конфликтами в организации
  • Проведение тренингов для сотрудников библиотеки
  • Наличие опытных работников
  • Высокая квалификация работников библиотеки
  • Современное информационное обеспечение работников библиотеки
  • Низкий уровень мотивации персонала библиотеки
  • Высокая текучесть кадров организации
  • Отсутствие оценки результатов труда сотрудников библиотеки
  • Ограничение межличностного пространства библиотекарей
  • Отсутствие поддержки молодых специалистов
  • Низкий престиж профессии

Возможности

Угрозы

Внешние

  • Усиление существующей системы мотивации персонала библиотеки
  • Улучшение проведения корпоративных мероприятий в организации
  • Создание программы поддержки молодым специалистам организации
  • Создание оценки результатов специалистов
  • Слабая заинтересованность персонала в результатах труда
  • Миграция трудового персонала в другие учреждения культуры города
  • Перехват работников конкурентами (школами) Изменение экономической ситуации в стране

Из приведенной таблице 3, показано, что к основным сильным сторонам существующей корпоративной культуры МБУК «ЦБС» относятся:

Наличие социальной поддержки работников, то есть каждый работник МБУК «ЦБС» желает ощущать защиту и поддержку со стороны руководителя. Зная, что любой сотрудник МБУК «ЦБС», как для руководства, так и для всей библиотеки в целом, сильно поднимет корпоративный дух в коллективе, в связи с эти МБУК «ЦБС» уделяет должное внимание социальной поддержке своего персонала, в библиотеке Анжеро-Судженска существует ряд социальных программ: добровольное медицинское страхование, страхование жизни и нетрудоспособности сотрудника организации.

Эффективное управление конфликтами в МБУК «ЦБС». Как известно, корпоративная культура организации ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, главным образом в организационном поведении сотрудников. Здесь важным является поддержание благоприятного рабочего климата, создание хороших взаимоотношений внутри коллектива и между коллегами. Для выявления и предвидения основных причин возникновения конфликта, директор МБУК «ЦБС» проводит анализ для оптимального разрешения разногласий, наиболее эффективный метод управления конфликтами является - разрешение проблем.

Проведение тренингов и привлечение специалистов психологов центра «Простое решение» для работы с сотрудниками библиотеки при наличии сложных ситуаций внутри коллектива. Повышение корпоративной культуры в организации посредством проведения психологических тренингов центра «Простое решение», это действенный способ поддержания корпоративной культуры библиотеки, т.к. формирует командный дух и сплоченность коллектива.

Однако существует ряд показателей, которые дают основное представление о том, как же работает команда в МБУК «ЦБС». Например, о хорошем эффекте тренинга свидетельствует улучшение производительности труда и сокращение времени выполнения каждой операции, а так же работе с читателями. Кроме того командный дух − это дополнительный фактор притяжения, удерживающий сотрудников в организации.

Наличие опытных сотрудников и высокая классификация работников библитеки (все сотрудники имеют высшее образование), так же являются очень сильной стороной корпоративной культуры МБУК «ЦБС». Так как персонал и человеческий потенциал каждого сотрудника – это мощный инструмент как для развития так и для совершенствования внутреннего климата организации. Необходимо отметить хорошую работу директора МБУК «ЦБС» при наборе и отборе кандидатов на должность библиотекаря.


К слабым сторонам корпоративной культуры МБУК «ЦБС» можно отнести:

 Низкий уровень мотивации персонала библиотеки;

 Высокая текучесть кадров МБУК «ЦБС»;

 Отсутствие оценки результатов труда основных сотрудников;

 Ограничение межличностного пространства сотрудников библиотеки;

 Отсутствие поддержки молодых специалистов внутри организации (нет наставничества).

Слабые стороны являются основными проблемами формирования корпоративной культуры МБУК «ЦБС». Для их устранения необходимо разработать основные рекомендации по улучшению и совершенствованию корпоративной культуры библиотеки.

Проведя небольшую оценку существующей корпоративной культуры МБУК «ЦБС» и выявив ее основные проблемы видно, что необходима разработка и усовершенствование программ развития корпоративной культуры библиотеки.

В МБУК «ЦБС» существуют, как сильные стороны, так и свои слабости. В вязи с этим необходимо тщательно подойти к решению имеющихся проблем организации, устранить имеющиеся минусы в уже существующей корпоративной культуре.

Корпоративная культура это очень мощный стратегический инструмент организации, позволяющий ориентировать все подразделения и филиалы библиотеки Анжеро-Судженска на общие цели, мобилизовать инициативу всех сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать внутриорганизационное общение. Коллектив библиотеки должен быть сплоченным и дышащим общим духом, тогда он способен на высокие подвиги в труде, и не отвлекается на выстраивание взаимоотношений между коллегами - он работает, как единый механизм.

МБУК «ЦБС» является учреждением культуры, и руководство МБУК «ЦБС» и сотрудники должны быть заинтересованы в эффективном стимулировании сотрудников, однако его не всегда можно достичь только при помощи материальных поощрений. Так как социальный успех МБУК «ЦБС» напрямую зависит от добросовестного качественного выполнения сотрудниками всех уровней своих обязанностей, то возникает необходимость изобретения дополнительных механизмов эмоциональной вовлеченности. Такую задачу должна решить корпоративная культура. При проведении оценки существующей корпоративной культуры МБУК «ЦБС», были выявлены «слабости» и «возможности» «развития» и «улучшения» внутренней корпоративной культуры МБУК «ЦБС». Они помогают построить модель новой корпоративной культуры учреждения культуры, которая наладит и улучшит климат в коллективе, а так же даст почувствовать каждому сотруднику его значимость именно в этой организации.