Файл: Труд и досуг в семейном воспитании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Труд по самообслуживанию позволяет закрепить желание все делать самостоятельно, проявлять инициативность, деловитость. Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Это труд способствует формированию нравственных качеств: настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, а вместе с тем развивает коммуникативные способности детей.

Одной из распространенных ошибок воспитателей и педагогов, является, желание выполнить работу за детей «чтобы получилось лучше». В результате у ребенка складывается впечатление, что, если что-то не получается его работу выполнит кто-то другой, что является крайне отрицательным фактором в трудовом воспитании. [12, С. 65].

В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируется нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга. [18, С. 58].

В заключение можно сказать, что трудовая деятельность неотъемлемый фактор воспитательного процесса. Можно выделить несколько основных пунктов, положительно отражающихся на трудовом воспитании:

– Трудовое воспитание должно иметь ситуативный характер, требования к заданиям — простота и понятность для детей.

– Обязательное условие — поощрять любые успехи, хвалить. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы ребенок мог понять важность своих действий.

– Детям дошкольного возраста интересно следить за работой взрослых. Простым действиям он обучается на примере взрослого. Затем стоит многократно и точно отображать то же действие с детьми, комментируя каждый шаг.

- Трудовое воспитание должно проходить не только в рамках детского сада, но и в домашних условиях. [26, С. 45].

Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. [28, С. 58].

1.2.Досуг ребенка дошкольного возраста как значимый элемент образования


Дошкольный возраст рассматривается многими учеными как сензитивный период для формирования предпосылок ательного отдыха и социально-ценного времяпрепровождения, азы которого он получает в семейном кругу. Образ жизни, нравственные ценности, навыки общения, которые заложены в этот исключительно важный и неповторимый период жизни человека, будут проявляться в будущем, а то, что недополучено, вряд ли можно будет восполнить. [21, С. 125].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на поддержку разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. В нем нашли отражение основные принципы дошкольного образования, среди которых отмечены «построение образовательной деятельности, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [4, С. 2].

Эти принципы подчеркивают свободу ребенка в выборе деятельности и закрепляют за ним право получения жизненного опыта в партнерстве со взрослым. Процесс воспитания идет даже тогда, когда родители не задумываются об этом, они влияют на ребенка личным примером, привычками, домашней обстановкой, проявлениями настроения, проведением досуга. Ребенок никогда не станет следовать словесным правилам, если в семье принято иное поведение, а побуждения, инструкции, нравоучения родителей идут вразрез с их образом жизни. [11, С. 67].

Как подчеркивают исследователи дошкольного детства, копируя стереотипы родительского поведения, дети приобщаются к семейным традициям, у них формируется культура досуга, которая зависит от того, как взрослое поколение проводит свое свободное время. Детям интересно разделять увлечения родителей, они тянутся к совместному досугу, что порождает самые яркие и значительные впечатления, переживания, ощущения равенства со взрослым, причастности к событиям в семейной истории. [28, С. 58].

Первостепенность семьи в формировании личности ребенка доказывалась в фундаментальных исследованиях отечественных педагогов и психологов (Ю. П. Азарова, Н. Ф. Виноградовой, И. В. Гребенникова, Л. В. Загик, О. Л.Зверевой, С. А. Козловой, Т. В. Кротовой, Т. А. Куликовой, А. Н. Леонтьева, Т. А. Марковой, А. В. Петровского, А. С. Спиваковской и др.)


Так Т. А. Маркова, размышляя о роли семьи, выделила особенности и условия успешного семейного воспитания. Одним из центральных условий она считает эмоционально положительную домашнюю атмосферу, которая достигается при стремлении родителей познать своего ребенка, организовать дома его занятия, так как именно «содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения». Другим фактором семейного воспитания Т. А. Маркова считает включенность дошкольника в совместную со взрослым деятельность. В этой связи она приводит семейный досуг как пример деятельности, полезной для воспитания, «сплачивающей всех членов семьи» [23, С. 23].

Т. А. Куликова рассматривает роль семейных традиций в организации жизнедеятельности семьи и установлении взаимоотношений между ее членами. Она утверждает, что основным средством трансляции социально-культурных ценностей выступают семейные традиции, и в то же время они способствуют росту взаимопонимания между детьми и родителями, что ведет к благополучию микроклимата семьи и эмоциональному комфорту всех ее членов. Констатируется также, что многие формы семейного досуга, которые составляют основу традиций, в силу исторических факторов «оказались сильно деформированными или вовсе утраченными» [13, С. 99]

Тем не менее современные семьи демонстрируют растущий интерес ко многим традициям прошлого, таким как религиозные или национальные, разнообразнее становится семейный досуг. Возрождаясь в современной интерпретации, некоторые из этих традиций зачастую имеют тенденцию к воскрешению внешних атрибутов, сохранению последовательности действий и антуража. В связи с этим Т. А. Куликова отмечает, что многие семейные традиции «нуждаются в обогащении содержания, а следовательно, и в усилении развивающего влияния». Она подчеркивает, что настоящую ценность в воспитательном отношении имеют не традиции как таковые, а совместная деятельность детей и взрослых, «инициирование активности, творчества детей» [13, С. 102].

На важную роль культурно-досуговой деятельности указывает М. Б. Зацепина и определяет ее как «основной и специфический компонент воспитательно-образовательной работы, самостоятельная сфера культурной жизни детского сада и семьи, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социо-культурного опыта человечества и развития культуры личности» [14, С. 133]. Она отмечает, что движущим фактором развития культурно-досуго-вой деятельности является потребность в познании, поэтому родителям на начальных этапах развития ребенка следует предоставлять ему разнообразные впечатления, несущие эмоционально-положительную окраску. В силу того, что «у дошкольника эмоциональные переживания доминируют над познавательным процессом», становится возможным ребенку через эмоционально значимые события постигать азы культурно-досуговой деятельности [14, С. 134].


Исследователь педагогики досуга В. А. Воловик в диссертационном исследовании научно обосновал тезис о статусе досуговой деятельности, как одной из ведущих, он ставит досуговую деятельность на одну ступень с игровой, учебной и трудовой деятельностью. Ученый настаивает на том, что в часы досуга недостаточно предоставлять детям информацию, замыкать их на просмотре фильмов, чтении книг, прогулках. Родителям следует наполнять жизнь ребенка действенным опытом, проживая его вместе. Содержательный совместный досуг не только «направляет процесс формирования мышления, фантазии и действия детей», но и дает мощный эмоциональный заряд и откладывает в душе ребенка самые яркие и теплые воспоминания на всю жизнь [7, С. 195].

В. А. Воловик утверждает, что «действительным мотивом досуговой деятельности является потребность личности в самом процессе этой деятельности, а результатом - ее осуществление. Потребности, реализующиеся в процессе досуговой деятельности, лежат за пределами иной деятельности: учебной, трудовой и не были удовлетворены с помощью занятий, диктуемых нуждой и внешней целесообразностью» [7, С. 197].

Границы досуга размыты: зачастую досуговая деятельность у взрослого человека переходит в профессиональную, и, наоборот, профессиональные задачи решаются в свободное время. Суть досуга определяют мотив и цели. Досуговая деятельность решает рекреационные, творческие, познавательные, личностные задачи. Она обусловлена личными мотивами индивида, вызвана его индивидуальными потребностями, интересами и желаниями, приносит удовольствие и удовлетворение, несет для человека сильный эмоциональный заряд. Качество досуговой деятельности и тот род занятий, которые индивид выбирает для своего свободного времяпрепровождения, являются показателями его физического состояния, интеллектуального развития и культурного уровня. Скудные представления о разнообразии досуговых занятий и пассивное отношение к своему свободному времени ведут к стагнации (деградации) досуговой деятельности в долгосрочной перспективе. [7, С. 198].

Часто мы видим, что человек на досуге, по собственной инициативе и для удовольствия, выполняет задание, которое ему продиктовано его трудовой деятельностью - в этом случае она переходит в ранг досуговой. И наоборот, часто досуговая деятельность (хобби и увлечения) перерастают в профессию. В момент переключения внутреннего мотива деятельности индивида досуговая деятельность перестает быть таковой при сохранении всех внешних параметров. Коммерческий компонент досуговой деятельности, в отличие от профессиональной, не является центральным. [7, С. 199].


Дошкольник, не располагает досугом во взрослом понимании этого термина. У него нет профессиональной или ярко выраженной учебной деятельности. [12, С. 158]. Практически весь его жизненный путь - деятельность, обусловленная личными потребностями: игровыми, физическими, социальными, коммуникативными, познавательными, рекреационными. При этом его возможности ограничены средой пребывания, а направленность деятельности зависит от влияния, а иногда и воли окружающих людей. Родители и педагоги своим отношением к досугу формируют представления об управлении им, а совместно пережитые положительные эмоции закрепляют досуговый опыт. Умелое педагогическое воздействие задает вектор к насыщенному конструктивному досуговому времяпрепровождению в будущем. [12, С. 159].

В связи с этим нам представляется актуальным изучение представлений современных родителей дошкольников о воспитательном и образовательном потенциале совместной досуговой деятельности для психологического и эмоционального здоровья детей.

1.3.Роль семьи в организации труда и досуга детей

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки. [19, С. 98].

Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. По мнению А.В. Мудрика, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется рядом параметров:

  • социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
  • социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
  • технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;
  • демографический определяется структурой семьи. [21, С. 132].

Главными функциями семьи являются: воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительская, досугово-творческая, охранно-защитная.