Файл: Труд и досуг в семейном воспитании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вот как об этом рассказывают сами дети: «Я одеваю сестренку, гуляю с ней»; «Мою братишке лицо и руки»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, смотрим картинки, я все ему рассказываю»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю маме купать его, когда папа на работе».

Заметим, что в этом случае ребенку легче почувствовать себя большим, покровительство по отношению к младшим возвышает его в собственных глазах.

Круг дел, которые взрослые поручают дошкольникам по уходу за маленькими, постепенно становится привычным. Но следует помнить, что детям хочется поиграть со своими сверстниками, у них есть свои интересы, свои интеллектуальные потребности, которые должны удовлетворяться в процессе общения со старшими и сверстниками, в совместных играх, наблюдениях, занятиях. Как только эти детские потребности начинают ущемляться, забота о маленьких становится для дошкольников обременительной обязанностью и иногда приводит к изменению отношения старших дошкольников к их младшим сестрам и братьям.

Детские заботы о других людях, в чем бы они ни выражались, свидетельствуют уже о глубоком понимании необходимости помощи, необходимости приспосабливать свое поведение к условиям жизни семьи, находить свое место в общих делах семьи. «Я забочусь о папе, он у нас больной. Мы с Людочкой стараемся не шуметь, не бегать по квартире, чтобы папа скорее выздоровел»,— говорит мальчик. «Помогаю маме приносить тяжелые вещи», — говорит Женя (6 л. 2 мес). А вот извечная помощь маленького человека старшему: «Помогаю бабушке вдевать нитку в иголку».
Заботятся дети о животных, о растениях: «Кормлю кролика», «Вожу гулять свою собаку», «Цветы поливаю», «Хомячков кормлю».
Но иногда забота ребят 6—7 лет не выходит за рамки их игровых интересов: «Кладу куклу спать, кормлю ее»; «С мишкой играю, кормлю его, сплю с ним». Здесь родителям, наверное, следует найти ребенку какие-то реальные дела, которые были бы направлены на действенную помощь старшим.

Таким образом, когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться


2.2.Анализ особенностей организации семейного досуга с детьми дошкольного возраста

С целью определения характера и степени организованности и вовлеченности дошкольников в различные семейные досуговые мероприятия нами было проведено исследование, которое позволяет выявить представления родителей по ряду ключевых вопросов, связанных с заявленной проблемой. В нем приняли участие 200 родителей дошкольных образовательных организаций г. Ноябрьска. В работе использовались методы опроса. Изучались следующие аспекты: содержание и формы детского досуга; частота их использования; условия, созданные родителями для побуждения и поощрения в досуговой деятельности; отношение родителей к выбору детьми той или иной деятельности, эмоциональная оценка ребенком совместного досуга, потребность родителей в помощи педагогов по организации досуговой деятельности в семье.

Содержание семейного досуга изучалось с помощью методики неограниченного выбора. Респондентам предъявлялся перечень (из 28 позиций) разнообразных видов деятельности и занятий, предлагалось назвать то, что используется при организации семейного досуга или чаще всего выбирается ребенком.

Подавляющее большинство родителей старших дошкольников выбирают традиционные виды деятельности: игры - 93,6% (среди которых главенствуют настольно-печатные, наименьший выбор - кроссворды и сюжетные игры), прогулки - 92,5% (чаще всего это посещение парков и аттракционов, наименьший выбор - ботанический сад, городские достопримечательности, наблюдение за животными и птицами); просмотр телевизионных передач - 92,5% (в большей степени мультфильмов, наименьший выбор - документальные и образовательные фильмы).

Игры и телевидение присутствуют в домашнем досуге довольно часто, практически ежедневно, прогулки совершаются с частотой от еженедельных до нескольких раз в месяц. Организация игр и просмотра телевизионных передач в половине случаев проходит без участия взрослых.

Менее популярными оказались следующие формы проведения досуга: чтение книг - 86,2% (родители выбирают художественную литературу, наименьший выбор - периодические издания и аудиокниги); посещение театра - 82,9% (наиболее популярны спектакли и представления, наименьший выбор - опера и балет); путешествия - 82,4% (чаще всего совершаемые за город, на дачу, наименьший выбор - походы, однодневные и многодневные экскурсии); рисование - 81,4% (в подавляющем большинстве организуется как самостоятельная детская деятельность дома); развлечения - 76,6% (среди которых главенствуют посещения ресторанов, кафе, развлекательных центров, наименьший выбор - игровые автоматы, аквапарки). Такие формы досуговой деятельности, как рисование и чтение книг, присутствуют в жизни дошкольников ежедневно или раз в неделю. Развлечения и посещение театра организуются для детей с различной периодичностью: от 1 раза в месяц до 1 раза в год. Поездки на дачу или путешествия наиболее интенсивно происходят летом в период отпусков.


Данные опроса свидетельствуют о том, что родители, организуя детский досуг, ограничиваются наименее трудоемкими по организации формами, привычными для детей, чаще всего основываются в своем выборе на интересы и потребности взрослых членов семьи, не стремясь расширить круг возможностей детей и не задумываясь о педагогической значимости совместного досуга.

Наименьший выбор оказался у видов деятельности, непредусмотренных в традиционном понимании для детского досуга: садоводство (29,3%), изучение строения техники и машин (27,1%), благоустройство и ремонт (24,5%). К сожалению, примерно четверть родителей полагают, что приобщение детей к данным занятиям нецелесообразно и предпочитают самостоятельно выполнять названные виды работы, хотя вполне возможно, что они могли бы превратиться в интересные для ребенка увлечения. Незначительный процент родителей (2,1%) считают, что ребенка возможно приобщать к экстремальным хобби (горные лыжи, охота), которым увлекаются сами.

Результаты исследования выявили также использование уникальных форм досуга, которые были традиционными в прошлые века. Среди них: литературное творчество, издание домашней газеты (5,9%), домашний театр (14,9%), коллекционирование (25,5%), рукоделие (29,8%). Однако популярность их в современной семейной практике относительно других форм достаточно низкая. Приведенные данные свидетельствуют о том, что некоторые сложные в организации формы досуга уходят в тень, проигрывая конкуренцию более простым и доступным для массового потребителя. Такой подход ограничивает выбор детей, и не позволяет им сформировать разнообразные стойкие предпочтения при реализации своих интересов и творческой активности.

В процессе анкетирования изучались условия, которые родители создают для повышения интереса ребенка к целесообразному проведению свободного времени. Наиболее распространенными ответами среди респондентов (71%) были следующие: «предлагаем прочитать книги, посмотреть телепередачи, создаем дома библиотеку с энциклопедиями, дисками, фильмами». Популярность домашних библиотек и просмотра фильмов подтверждает данные исследователей А. Ф. Воловик и В. А. Воловик относительно преимущественного выбора «потребительских» форм досуговой деятельности.

Около четверти опрошенных (24,6%) создают специальные уголки в домашних условиях: живой уголок, спортивный, дидактический, держат развивающие игры в свободном доступе ребенка. Только 10% респондентов в качестве условий назвали прогулки с детьми и посещение музеев. Крайне редко (1-4 случая) указывались родителями условия, побуждающие ребенка к активному, творческому досугу: «разрешаем разбирать игрушки, приборы, мебель; отвечаем на вопросы, поддерживаем увлечение музыкой, предлагаем предметы обихода для экспериментов, рисуем, лепим, играем, в том числе и в компьютерные игры, развиваем положительное эмоциональное отношение к новому, создаем ощущение причастности к миру взрослых». Ничтожно малая доля ответов (1%) указывает на создание родителями особых условий для организации досуга детей. Однако представляется, что погрешность данных результатов состоит в не столько отсутствии самих условий, созданных родителями, сколько в недостаточном осознании родителями своей роли в организации досуга или скорее в спонтанности такой организации.


Своеобразным условием повышения интереса ребенка к семейному досугу могут выступать семейные традиции. В связи с этим родителям было предложено рассказать в анкете, какие семейные традиции они поддерживают, приобщая к ним своих детей. Наиболее распространенными формами семейного досуга, которые получили статус традиций, стали прогулки, отдых на природе, поездки на дачу, пикники (37,8% опрошенных). На втором месте (30%) совместные («всей семьей») походы в театр, музеи, кино, на различные мероприятия и семейные праздники; посещение родственников, прием гостей - 21,8%.

Пятая часть респондентов ответили, что в их семье не поддерживаются какие-либо традиции, не всегда получается регулярно проводить досуг вместе, это происходит редко и спонтанно.

Небольшое количество респондентов в качестве традиций определили для себя совместные с детьми творческие занятия, игры или чтение книг (6,7% и 5,8% соответственно). В четырех семьях поддерживаются национальные или религиозные традиции (славянские, индийские, обряды русской культуры, посещение храма по воскресеньям). Единичные ответы представляли большой разброс в использовании таких форм досуга как путешествия, лыжи, рыбалка, кулинария, посещение спортивных секций, танцы, переодевания, театрализация.

Вопросы анкеты также были направлены на определение методов побуждения детей к участию в совместном с родителями проведении семейного досуга. Множество опрошенных используют беседы, разъяснения, рассказы о предстоящей поездке, о том, что уникального и интересного предстоит увидеть (43,4% респондентов). В их числе родители, которые описывают свой способ побуждения следующим образом: ставлю проблемную ситуацию, занимаюсь целенаправленно, беседуя с ребенком, даю ему возможность высказать свою точку зрения, подтверждая или опровергая ее, на вопрос «Почему? Как?» отвечаю «Давай подумаем». Многие родители в качестве привлечения внимания и интереса ребенка используют совместную с ним деятельность (18,8%): чтение, просмотр фильмов, прослушивание аудиокниг, игра, чаепитие. Иногда побуждением может служить вопрос родителя (7,2%) или просьба о помощи, направленная ребенку (2,9%). Единичные случаи представляют обыгрывание предметов, включение в игру поделок, выполненных руками ребенка, сбор специальной интересующей его информации.

В исследовании рассматривался вопрос поощрения, оценки взрослым результатов деятельности дошкольников как один из способов формирования положительного отношения детей к досугу, проведенному в кругу семьи. Подавляющее большинство родителей (76,8%) описывают различного рода похвалу, чаще словесную: «ты молодец, видишь, как хорошо знать», также встречались ответы: «хлопаем в ладоши, обнимаем». К их числу можно добавить семьи, которые используют широкий спектр поощрительных воздействий от словесной похвалы до покупки сладостей, игрушек, подарков, сюрпризов (28, 9%), при этом шестая часть родителей из числа опрошенных сообщили, что в качестве подарков приобретают книги и фильмы. Единичными ответами служили посещение различных досуговых организаций, доброжелательная помощь, свобода выбора.


Только трое респондентов отметили, что для детей поощрением становятся само общение с родителями: «вместе радуемся процессу, вместе отправляемся куда-то». Двое в качестве оценки результатов детской деятельности используют обсуждение с ребенком его предпочтений, подробное объяснение различных явлений. Один из опрошенных «гордится успехами ребенка».

Наш исследовательский интерес был направлен на выявление отношения родителей к увлечениям детей и определение границ их самостоятельности в выборе досуга.

Многие родители (71,4%) положительно относятся к тому, какие увлечения и хобби выбрали их дети. Однако в их ответах не прослеживается причастность взрослого к данному выбору. Только 5 респондентов выразили свою активную позицию: «пытаюсь привить новые увлечения, хотелось бы больше заинтересованности, стараемся, чтобы было здорово, идем навстречу ребенку».

При этом 83% опрошенных поддерживают инициативу детей в организации детского досуга: «ждет, просит, предлагает куда-то поехать, что-то посетить». С одной стороны, это может говорить о высоком уровне сформированности навыков управления свободным временем у детей, с другой, пассивной ролью взрослых, нежеланием или неумением расширить горизонты досуга.

Незначительное количество респондентов (5%) отмечают, что ребенок не проявляет инициативы. Лишь 1,6% участников анкетирования ответили: «всегда решаем вместе, не важно, где быть, главное вместе и с хорошим настроением».

Немногим более 5% респондентов предоставляют ребенку полную самостоятельность при организации своего свободного времени. Этот показатель может быть интересен с точки зрения приобщения детей к досуговой деятельности, формирования предпосылок самостоятельного управления свободным временем уже в дошкольном возрасте. Однако ответы родителей не раскрывают понимания ими сути «предоставления ребенку самостоятельности». Это может выступать как новый этап овладения определенными навыками, а может быть просто отсутствием контроля со стороны взрослого, предоставление ребенка самому себе. К сожалению, анкеты содержали также ответы, свидетельствующие о низком интересе родителей к досугу детей: не мешаем, не запрещаем, не вмешиваемся, включаем телевизор.

Одним из ключевых стал вопрос, в котором респонденты высказали мнение о том, почему дошкольники отдают предпочтение тем или иным досуговым мероприятиям. Часть родителей (42%) предполагают, что в основе выбора лежит личный интерес, потребности или желания ребенка.