Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1193
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Значение труда для всестороннего развития детей дошкольного возраста
1.2.Досуг ребенка дошкольного возраста как значимый элемент образования
1.3.Роль семьи в организации труда и досуга детей
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ДОСУГА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.Методы, формы и средства трудового воспитания и развития дошкольников в семье
2.2.Анализ особенностей организации семейного досуга с детьми дошкольного возраста
2.3.Рекомендации родителям по организации труда и досуга для детей дошкольного возраста
Измеряем расстояние. Если рядом с вами дети постарше, возьмите с собой рулетку и покажите им, как выглядит расстояние в сантиметр, метр, десять метров. Замерьте это расстояние, определив, сколько шагов необходимо сделать, чтобы пройти один метр. Измерьте некоторые расстояния в шагах, а потом снова сделайте это с помощью рулетки, чтобы проверить, насколько вы были точны. [8, С. 78].
Этот шумный мир. Когда вы гуляете, прислушивайтесь ко всем звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать звуки. Отправляясь на прогулку в парк или в лес, прислушайтесь к звукам природы — пению птиц, шуму листвы или ветру, лаю собак, шуршанию ног по тропинкам. Потом догуляйте в городе и поразмышляйте о шумах и звуках, которые издают сирены пожарных, полицейских машин и машин скорой помощи, о тех звуках, которые мы слышим, оказавшись рядом с людьми, — чей-то разговор, смех, какая-то запись или шум приемника.
Прислушайтесь, с каким звяканьем падают банки в мусорный бачок, с каким звуком скачут на спортивной площадке баскетбольные мячи и теннисные мячики на корте, и т. д. Со старшими детьми вы можете поговорить о звукоподражательных словах, берущих звук «в плен» — жужжание пчелы, колокольный звон, кваканье лягушки. Постарайтесь придумать вместе свои слова, чтобы описать звуки, которые вы слышите. Как бы вы назвали звук, который издает сирена?
Как достать звезды. В Китае самое обычное дело увидеть группу людей всех возрастов, делающих физические упражнения на открытом воздухе. В детских садиках, расположенных на очень маленьких территориях без площадок для игры, детей дважды в день выводят во двор для зарядки. Постарайтесь и вы найти постоянное удобное место на воздухе, где можно было бы вместе с ребенком заниматься зарядкой. Делайте простые упражнения на потягивания и поклоны.
Например, представьте, что вы снимаете с неба звезды (урожай звезд). Когда вы, стараясь потянуться как можно выше, со всех сторон «собрали» звезды в вашу корзиночку, вы можете «посадить» их в траву. Взяв звезду левой рукой, вы должны посадить ее за правой ногой, а потом наоборот. Затем сядьте на траву, широко раскинув ноги, и проверьте, сможет ли ребенок сорвать левой рукой травинку у правой ступни, а потом наоборот. Если это покажется вам забавным, прибавьте еще какие-нибудь движения. Для вас подобные упражнения будут не менее полезны, чем для вашего малыша. [8, С. 79].
Превосходное окружение. Пофантазируйте с ребенком, что вы санитарная инспекция и проверяете состояние ближайших улиц. Обсудите с ним проблему загрязнения, обратите его внимание на то, как приятно видеть чистую улицу, лужайку, и на что они станут похожи, если люди будут повсюду раскидывать мусор. Походите по улицам и поставьте оценки за чистоту. Возьмите с собой мешок, чтобы собрать мусор, оставленный разными неряхами. Если будет настроение, можно спеть простенькую песенку, например:
Я мусор в руки не беру,
Я не навозный жук,
Я все бумажки подберу,
В мешок все склянки соберу,
Я не навозный жук. [17, С. 102].
Если вам чуточку повезет, то удастся сохранить энтузиазм ребенка до дома и вдохновить его на уборку детской комнаты.
Мячом об стенку. Эта простая игра очень старая, в нее играли миллионы детей во всем мире, но городским детям эта игра может быть вовсе незнакома. У нее есть много вариантов, но мы приведем здесь всего два, которые помним со времен своего детства. Начните с теннисного мячика и ракетки. Для малышка лучше взять ракетку для бадминтона. Найдите кирпичную или цементную стенку и посмотрите, как долго ребенок сможет отбивать ракеткой мячи. Сьюзен вспоминает одно лето, большую часть которого она провела в попытках отбить мячик сто раз без промаха.
Другой способ помочь ребенку развить зрительную и двигательную координацию состоит в том, что нужно бросить мячик об стену и поймать его после того, как, ударившись о землю, мячик подпрыгнет один раз, два раза, три раза: нужно объяснить ребенку, когда ему можно ловить мячик. Вы можете придумывать и другие задания, в зависимости от умения и интересов вашего ребенка.
Во время прогулок всегда имейте под рукой мяч. Дети любого возраста любят играть с мячом. Если дети совсем маленькие, вы можете сесть с ними на травку и катать мячик. Когда ребята подрастают и движения у них становятся более скоординированными, можно не очень сильно бросать мячик о землю, чтобы он подпрыгивал и ребенок мог его поймать. Еще спустя какое-то время вы можете уже слегка подкидывать мячик в воздух, мечтая о недалеком будущем, когда вы и ваш отпрыск вместе отправитесь на игровое поле.
«Следим» за соседями. Посматривайте, не переезжает ли кто-нибудь из ваших соседей. Большие коробки, в которых обычно перевозят вещи, для маленьких детей представляют собой прекрасный строительный материал, и, стараясь добыть для ребенка такую коробку, вы под этим предлогом можете познакомиться с новыми соседями. [8, С. 81].
Теперь, когда коробка ваша, проделайте в ней окна и двери. Отверстие делайте не отрезая одну из четырех сторон; эта вырезанная часть дослужит в качестве ставней или створок дверей. Если домик уже стоит, ребенок может играть тут в самые разные игры, какие только придут ему в голову. В таком домике детям приятно будет устроить «чаепитие» или пригласить к себе воображаемых гостей. А еще они могут заняться украшением своего «жилища». Позвольте им раскрасить свой домик внутри или снаружи. Дайте домику номер, как у настоящих домов. Если ребенок захочет, пусть даст домику какое-нибудь красивое название.
Скорее всего, эта затея увлечет детей, они будут залезать в окошки и вылезать из них, постараются забраться и на домик. Да и в самом домике у них найдется много дел.
Наблюдение за птицами. Почему бы вам и вашему малышу не поинтересоваться, какие птицы водятся в вашей местности, и не научиться их узнавать? Купите книгу о птицах и посмотрите, какие они бывают. Вы можете повесить в кухне картинки с изображением разных пернатых и, возвращаясь с прогулки, проверять, кого из них вам удалось увидеть. Иногда, под настроение, попробуйте вместе с ребенком посочинять какие-нибудь незатейливые стишки или истории на эту тему. Если будет желание, устройте для птиц кормушку. [8, С. 84].
Полеты. Вместо того чтобы просто пойти на прогулку, предложите ребенку «полетать». Пусть малыш всю дорогу воображает себя разными летающими объектами: «я самолет… я бабочка… я комар, и-и-и-и!»
Поговорите с ребенком о том, как по-разному все летают. У самолета, например, есть мотор, и он издает громкий звук. Бабочка совершенно беззвучна, грациозна и двигается медленно, как будто висит в воздухе, а комар, издавая высокий пронзительный звук, носится кругами, пока не найдет свою жертву.
Запускаем воздушного змея. Если вам никогда не приходилось запускать воздушного змея, предупреждаем, что поднять его в воздух труднее, чем кажется на первый взгляд. Но это чудесное развлечение. Нужно найти большое открытое пространство, где над головой не будет проводов и ребенок может побегать. Самое лучшее место для этой цели — берег реки или озера, а может быть, моря, большое, покрытое травой поле тоже вполне подойдет.
Дождитесь, пока подует свежий ветерок, возьмите двух воздушных змеев, побольше бечевки и отправляйтесь развлекаться. Начинайте с простых, недорогих змеев. Если вас это занятие тоже увлечет, вам и вашему сынишке будет интересно вместе почитать о том, как много существует самых разных видов змеев и какими необыкновенно красивыми они бывают.
Специально для ветреной погоды. Ребятишки, которые еще слишком малы для запуска змея, могут получить удовольствие от ветра более простым способом. Купите или нарежьте узкие разноцветные бумажные ленточки по пятнадцать—двадцать пять сантиметров длиной и прицепите их к петлям на поясе детского костюма или к лямкам комбинезончика. Потом возьмите палочки с тупым (безопасным) концом и привяжите к ним побольше ленточек. Теперь вы готовы отправиться на «ветреную» прогулку, устроив парад одного человечка, — если только вам тоже не захочется украсить себя ленточками. [8, С. 87].
Сгребаем листья. Если вы живете в местности, где осенью бывает листопад, будет хорошо, если вы сможете научить ребенка сгребать листья. Это очень полезно даже в том случае, если ваш двор кто-то убирает или вы живете в городе, и вам нужно идти в парк, чтобы увидеть листья. Дайте ребенку маленькие грабельки, сами вооружитесь большими и сгребите огромную кучу листьев. Хорошо, если рядом есть скамейка, стул или что-нибудь другое, с чего можно прыгать. Пусть малыш поразвлекается, прыгнув на кучу листьев столько раз, сколько ему захочется. Если вам вспомнится ваше детство, прыгните и сами несколько раз.
Забавные прогулки. «Забавные» прогулки можно сделать разными. Например, можно начать с Железного Дровосека из сказки «Волшебник Изумрудного города». (Если ваш ребенок еще не знает эту сказку, как-нибудь в дождливый день или когда ребенку будет нездоровиться почитайте ему истории о забавных обитателях сказочной страны.) Когда пойдете гулять, покажите малышу, как ходит Железный Дровосек с заржавевшими конечностями, пусть ребенок тоже попробует так походить. У вас будет повод поговорить о том, что такое суставы. Во время следующей прогулки попробуйте передвигаться как тряпичная кукла.
Что еще вы можете придумать? Может быть, вам захочется помаршировать, как солдаты, или пройти на кончиках пальцев, как балерина, или прошагать гигантскими шагами, или пятясь назад? Такие прогулки могут стать смешными и забавными, и в то же время они дают малышу какие-то знания, а кроме того, укрепляют его мышцы.
Осознанный бодибилдинг. В некоторых странах мира одной из форм общения служат танцы и жесты, которые использовались еще до того, как появилась речь. Мы же придаем словам более важное значение, нежели движениям. Однако если ваш малыш любит подвигаться, мы можем порекомендовать упражнения, которые доставят удовольствие ребенку. Лучше, конечно, их выполнять на природе, но можно и дома. [8, С. 87].
Начните с того, что, встав рядом с малышом, покачайтесь вместе. Затем попросите его повторять ваши движения. Медленно — ОЧЕНЬ медленно, как бы потягиваясь, плавно и грациозно — поднимите одну руку, потом другую. Так же медленно, одну за другой, опустите руки. Поднимите одну ногу и, не сгибая ее, опустите. Потом другую. Сделайте выпад вперед, выдвинув согнутую в колене ногу, другая, прямая, пусть остается на месте, пятка должна быть прижата к земле (полу), мышцы напряжены. Ощутите напряжение мышц. Делайте упражнение несколько минут, потом пусть «ведет» ребенок, а вы повторяйте движения за ним. Затем походите как можно медленнее, сделайте круг. Постарайтесь почувствовать все мышцы, задействованные при ходьбе. Пройдите очень медленно, делая большие, как бы «преувеличенные» шаги.
Помогите ребенку сохранить плавность движения, пусть он постарается ощутить движение воздуха, когда поднимает руку, и пусть объяснит, какие части ноги двигаются, когда он ее вытягивает; какое ощущение он испытывает от медленного движения. Все эти упражнения должны занять немного времени, а в конце нужно хорошенько подпрыгнуть — просто от радости.
Учим смотреть и видеть. Детям постарше, которые любят рисовать, покажется привлекательной возможность провести время вместе с вами где-нибудь на природе и там заняться живописью. И неважно, создаст ли при этом ваш ребенок шедевр или нет, вы все равно сотворите чудо, если пробудите в нем умение наблюдать. Ребенок начнет замечать тени, размеры предметов и их цвет.
Купите ребенку и себе наборы бумаги для рисования и несколько карандашей или краски. Возможно, есть смысл потратиться и на два складных стульчика. Закупив все необходимое, решите, какого рода натуру вы хотели бы запечатлеть в своем рисунке. Может быть, вам нравятся дома интересной архитектуры неподалеку от вас или деревья в парке, или захочется нарисовать и то и другое. А может быть, вам приглянется совсем иное? Например, вас могут привлечь уличные фонари, дорожные указатели, животные в зоопарке, машины на стоянке или удивительный цветок в саду.
Для начала договоритесь, что проведете за рисованием всего пять минут. Если через пять минут ребенок не остынет к творчеству, предложите ему поработать еще пять минут и постараться добавить к рисунку побольше деталей. Ну а если ребенку не усидеть и пяти минут, тогда поговорите с ним о том, как нужно внимательно смотреть и снова смотреть, чтобы заметить каждую деталь того, на что смотришь. Если у ребенка разовьется способность к сосредоточенному вниманию, вы сможете с ним больше проводить времени над каждым рисунком.
Уздечка для критика. Не забывайте, что ваша цель — получить удовольствие, а не создавать шедевры. Слишком придирчивая критика может отвратить ребенка от этого занятия. С другой стороны, не нужно захваливать его, иначе он перестанет принимать ваши похвалы всерьез.
Выводы по главе
Таким образом, обобщение и анализ результатов проведенного исследования позволяют нам предположить, что в представлениях родителей о воспитательном потенциале совместной трудовой и досуговой деятельности просматривается противоречие. С одной стороны, практически все родители оценили сильное влияние, которое оказывает трудовая и досуговая деятельность на эмоциональную, психологическую и интеллектуальную сферу жизни дошкольника.