Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1192
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Значение труда для всестороннего развития детей дошкольного возраста
1.2.Досуг ребенка дошкольного возраста как значимый элемент образования
1.3.Роль семьи в организации труда и досуга детей
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ДОСУГА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.Методы, формы и средства трудового воспитания и развития дошкольников в семье
2.2.Анализ особенностей организации семейного досуга с детьми дошкольного возраста
2.3.Рекомендации родителям по организации труда и досуга для детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Труд – первый и самый честный страж совести и долга. Труд, в широком смысле, - это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Необходимо воспитывать культ уважения к труду. Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.
Не менее важным в воспитании ребенка является правильная организация досуга. Как подчеркивают исследователи дошкольного детства, копируя стереотипы родительского поведения, дети приобщаются к семейным традициям, у них формируется культура досуга, которая зависит от того, как взрослое поколение проводит свое свободное время. Детям интересно разделять увлечения родителей, они тянутся к совместному досугу, что порождает самые яркие и значительные впечатления, переживания, ощущения равенства со взрослым, причастности к событиям в семейной истории.
Первостепенность семьи в формировании личности ребенка доказывалась в фундаментальных исследованиях отечественных педагогов и психологов (Ю. П. Азарова, Н. Ф. Виноградовой, И. В. Гребенникова, Л. В. Загик, О. Л.Зверевой, С. А. Козловой, Т. В. Кротовой, Т. А. Куликовой, А. Н. Леонтьева, Т. А. Марковой, А. В. Петровского, А. С. Спиваковской и др.). Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности, а так же организации семейного досуга еще не достаточно исследована.
Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы.
Объект исследования курсовой работы является трудовая деятельность и досуг детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности организации труда и досуга в семейном воспитании дошкольников.
Цель исследования – исследовать особенности организации труда и досуга в семейном воспитании дошкольников.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- изучить роль и значение труда для всестороннего развития детей дошкольного возраста;
- рассмотреть досуг ребенка дошкольного возраста как значимый элемент образования;
- определить роль семьи в организации труда и досуга детей;
- выявить особенности организации труда и досуга в семейном воспитании дошкольников;
- разработать рекомендации родителям по организации труда и досуга для детей дошкольного возраста.
В ходе исследования применялись методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы, анкетирование, наблюдения за поведением и деятельностью детей, изучение и анализ педагогической документации.
Структурно курсовая работа представлена следующим образом: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ДОСУГА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
1.1.Значение труда для всестороннего развития детей дошкольного возраста
Макаренко А.С. сказал, что труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. [22, С. 135].
Сухомлинский в своих трудах отмечал, что «нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать». [28, С. 58].
Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:
– младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
– средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
– старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. [18, С. 76].
Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка. На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка с взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.
Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности детей, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. [15, С. 121].
Коджаспирова Г. М. в «Педагогике» заявляет, что обусловленность воспитания вызвана потребностями человека. Воспитание имеет прямую связь с трудовой деятельностью. Поэтому, для воспитания характерен ярко выраженный конкретно-исторический характер. Правильное воспитание — это воспитание трудовое, которое в свою очередь служит предпосылкой жизненного благополучия и основанием человеческой жизни [11, с. 246].
Педагог Бабанский Ю. К. считает, что труд — это основополагающий элемент современного воспитательного процесса. От природы люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни работают лучше, другие хуже. Эти трудовые качества не даются человеку от природы, они формируются в самого начала существования в социуме. Отсюда следует, что воспитание в человеке трудового качества — это и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния [7, с. 162].
Известный своими трудами, Лихачев Б. Г. определяет труд как источник материального и духовного богатства человека. Труд — главный критерий престижа, фундамент развития индивида как личности [13, с. 67].
В отечественной педагогике важным является вопрос о влиянии трудовой деятельности на физическое развитие. Согласно наблюдениям, трудовая активность оказывает укрепляющее воздействие, улучшает здоровье, повышает тонус и умственные способности. Включаясь в трудовую деятельность, ребенок совершенствует интеллект, мышцы, ловкость рук, развивает силу воли. Все эти звенья повышают интерес к учебным занятиям и побуждает к труду.
К. Д. Ушинский писал, что воспитательная функция труда заключается в том, чтобы развить и закрепить у учащихся, в ходе трудового процесса, общественно-ценностные качества личности, нравственно-эстетическое отношение к жизни и труду. Каждый готовится стать членом трудового коллектива. Значение и ценность воспитанника будут зависеть только от его умения трудиться и приносить пользу себе и окружающим. Утилитарно-практическая функция труда направленна на создание духовных или материальных ценностей, социально-бытовых условий жизни человека. Все имеющиеся материальные богатства созданы созидательным трудом. А отсюда следует, что от трудовой подготовленности зависит и материальное благосостояние. [15, С. 34].
Когда К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание должно воспитывать человека не для счастья, а подготавливать его к жизненному труду, имел в виду именно это [24, с. 58].
По мнению А. С. Макаренко, воспитание гражданина возможно только с помощью упорного труда. Труд укрепляет характер, а у участников воспитательного процесса формируется психология заинтересовавшегося трудящегося человека. [22, С. 136].
Таким образом, трудовая деятельность дошкольников — это стимуляция к проявлению творческой инициативы, стремления к высоким результатам. Но, также, трудовое воспитание — это специальным образом, организованный педагогический процесс, формирующий у детей знания о практических приемах того или иного труда, умения и навыки в нем.
Трудовое воспитание — понятие более широкое по сравнению с трудовым обучением. Однако, выполняя свои специфические роли, эти процессы непосредственно взаимосвязаны и, при успешном их осуществлении, они способствуют формированию трудолюбия у дошкольников.
Основой методов и приемов, способствующих гармоничному развитию личности, является единство трудового, умственного, идейно-нравственного и физического воспитания. Такой комплексный подход можно увидеть в педагогическом творчестве В. А. Сухомлинского. Он считал, что важно, чтобы одна деятельность обогащала другую, ведь гармоническое развитие предусматривает воспитание разносторонних интересов индивида. Говоря о детской деятельности, В. А. Сухомлинский отмечал, что труд не должен быть легким и что надо найти такую меру трудности, чтобы труд был посильно-напрягающим, нравственно-воспитательным, чтобы от радости, которую труд доставляет, ребенку было интереснее жить и самому учиться. [28, С. 62].
Главное решающее значение должно иметь качество труда: чем серьезнее требования, тем выше качество. Но при этом не нужно использовать в области труда какие-либо поощрения или наказания. [14, С. 89].
Очень много ценных идей, касающихся проблемы трудового воспитания, содержится в трудах классиков педагогики — Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистенверга, и др. Также различные аспекты трудового воспитания были исследованы П. Р. Артуровым, Н. И. Болдаревым, Н. К. Гончаровым, К. А. Ивановичем, И. С. Марьенко, М. И. Пискуновым, В. А. Сухомлинским, А. А. Шибановым.
Доктор педагогических наук Ю. П. Азаров говорит, что трудовое воспитание — это не только приобщение ребенка к труду, не только разговоры о любви к труду. Он считает, что труд выполняет воспитательную функцию только тогда, когда он является тем, что, приносит радость и удовлетворение душе, а не просто усилием на уровне тела. Бесполезный труд взывает только отвращение и негодование, поэтому младших школьников стоит приучать к трудовой деятельности нужной и полезной [5, с. 132].
Это один из наиболее часто задаваемых вопросов в современном воспитании и обучении детей. Его задают родители, педагоги и сами дети. Так что, нужно ли детям трудиться? «Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. [18, С. 132].
В труде раскрывается богатство человеческих отношений». Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал». Педагоги и воспитатели так и не могут прийти к единому мнению. Но мы все-таки считаем, что трудовое воспитание является одной и наиболее важных составляющих воспитательного процесса в целом. В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В. А. Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. [28, С. 73].
Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребенка развиваются главным образом в условиях деятельности.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. [22, С. 138].
Мы целенаправленно знакомим детей с различной трудовой деятельностью: самообслуживание, труд в природе, ручной труд, хозяйственно- бытовой труд. Для детей устанавливается мотив, цель и результаты. Дети нашей группы освоили навыки самообслуживания, они самостоятельно моют руки без напоминания по необходимости, умеют заправлять постель, самостоятельно наводят порядок в шкафу, вещают и складывают свои вещи. Мы стараемся приучать детей бережно относиться к своим вещам, подчеркивая то, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятными, но и из чувства благодарности к родителям. [17, С. 67].