Файл: Труд и досуг в семейном воспитании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лишь 10% опрошенных уверены, что для ребенка важна не столько форма досуга, сколько возможность быть вместе с родителями: «потому, что это семья», «так как проводит время с нами», «хорошо быть вместе», «интересно с родителями», «перенимает семейные традиции». Интересен тот факт, что такое же количество родителей предполагают, что ребенок лишь «доверяет выбору взрослых, подражает им, перенимает семейный стереотип».

Интересными представляются данные, полученные в ответах на вопросы о том, как ребенок ведет себя во время мероприятия и как его комментирует. Практически все родители дали положительную оценку поведению детей: активен, энергичен, во всем принимает участие-29,4%; ведет себя спокойно, воспитанно -25,2%; увлеченно, с интересом, задает вопросы - 14,3%; ведет себя в зависимости от настроения и утомления - 8,4%; радуется, «одни эмоции» - 6,7%; проявляет застенчивость - 2,5%.

Как отмечают родители (63%), подавляющее большинство детей выражает очевидный интерес и эмоциональный подъем во время досуга, что отражается в их собственных высказываниях «Вот это жизнь! Давай нарисую. Мне нравится. Здорово!». Десятая часть опрошенных утверждают, что дети настроены на повторение положительного досугового опыта, 2,5% участников анкетирования отметили, что дети радуются совместному досугу, им нравится быть вместе с семьей.

Об «успешности» досуговой деятельности детей может говорить рефлексия. Детские переживания проецируются на последующее поведение дошкольников. Как отмечали родители, это выражается в их воспоминаниях и рассказах. Большинство детей (73%) делятся впечатлениями о досуговом опыте, с восторгом вспоминают о нем. Они рассматривают фотографии, видеофильмы (22,7%), рисуют на тему пережитого (16,8%), строят планы на выходные, выражая желание повторить опыт (6,7%), собирают сувениры, входные билеты (4,2%), вспоминают отдельные интересные случаи (4,2%), менее 1% воспроизводит в играх.

Около 16% рассказывают о пережитом лишь, когда их об этом просят в дошкольном учреждении, дома чаше отмалчиваются, отвечают односложно. Двое респондентов указали, что дети не хранят воспоминания о досуге.

Анкетирование было направлено также и на изучение запросов родителей в отношении квалифицированной помощи, которую могут оказать специалисты дошкольных образовательных организаций. Предполагалось выяснить, в какой форме может осуществляться поддержка в данной сфере. Больше половины опрошенных (54,6%) настроены на взаимодействие с педагогами. Они хотели бы получать информационные листы о городских и районных мероприятиях (46,2%), консультации по вопросам досуга (19,3%). Кроме того, родители ожидают помощь в распространении билетов, организации экскурсий, налаживание работы секций и кружков для детей, тренингов для взрослых членов семьи.


Немногим больше четверти респондентов (26%) не смогли определиться и выразили неуверенность в необходимости педагогического сопровождения, 19% ответили, что не нуждаются в помощи специалистов в вопросе организации досуга детей в семье.

Таким образом, обобщение и анализ результатов проведенного исследования позволяют нам предположить, что в представлениях родителей о воспитательном потенциале совместной досуговой деятельности просматривается противоречие. С одной стороны, практически все родители оценили сильное влияние, которое оказывает досуговая деятельность на эмоциональную, психологическую и интеллектуальную сферу жизни дошкольника. С другой, немногие осознают потенциал досуга для возникновения эмоциональной близости с родителями, укрепления внутрисемейных связей и зарождения стойких привязанностей и интересов. Но, даже, отдавая должное значению досуга, родители лишь в единичных случаях владеют организационными навыками, позволяющими повысить педагогическую и воспитательную ценность проведенного с детьми свободного времени.

Поощрение ребенка и оценка даже небольших достижений, бесспорно, необходимы для повышения его заинтересованности в том или ином процессе, для ощущения значимости определенных событий, установления адекватной самооценки, определения своих возможностей и способностей. При этом при формировании увлечений и хобби в долгосрочной перспективе дошкольника следует приблизить к идее самоценности досуговой деятельности, которую человек выполняет не за похвалу и подарки, а по зову сердца и ума. Необходимо дать ребенку почувствовать радость от приятного времяпрепровождения, эмоциональный подъем на фоне приобщения к традициям семьи, ощущение своей причастности к ним.

К сожалению, большинство традиций являются таковыми не благодаря совместным интересам родителей или глубоким корням, уходящим в семейную историю, а воплощают формы отдыха, которые родители избирают как наиболее приемлемые для себя и включают в них своих детей.

Ограниченность в выборе досуговой практики детей в семье дает основание предполагать, что большинству родителей не хватает умений и знаний о целесообразном использовании досуга. Они не обладают информацией о широких возможностях современного рынка досуга для детей дошкольного возраста. Можно предположить, что такой ограниченный подход является следствием не только неосведомленности, но и пассивности родителей, отсутствия желания расширять свой досуговый кругозор.


Тот факт, что половина опрошенных не стремится получить квалифицированную помощь в данном вопросе, может свидетельствовать, что родители рассматривают досуговую деятельность как спонтанно возникающую. В этой позиции либо отражается их недостаточно серьезный подход к этой сфере жизни дошкольника, либо просматривается некритичность намерений в вопросе организации досуга детей. Поверхностная оценка родителями своих усилий не позволяет полноценно использовать сензитивность периода дошкольного детства при формировании культуры управления собственным свободным временем.


 

2.3.Рекомендации родителям по организации труда и досуга для детей дошкольного возраста

Нами были даны рекомендации родителям по организации труда и досуга для детей дошкольного возраста.

Рекомендации родителям для привития любви к трудовой деятельности детям. Познакомьте ребенка с правилами:

- все, что можешь, делай сам;

- не забывай убирать за собой;

- уважай труд других людей;

- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;

- делай все аккуратно, не торопясь;

- не отвлекайся, когда трудишься;

- правильно пользуйся орудиями труда;

- не оставляй работу незаконченной;

- если трудишься не один, работай дружно;

- если окончил дело раньше, помоги другим.

Ребенок полюбит труд, если:

- приобщать его к труду как можно раньше;

- трудиться вместе с ним;

- дать ему постоянное поручение;

- прививать навыки культуры труда;

- поручать работу с достаточной нагрузкой;

- показывать общественную значимость труда 

- его важность и необходимость для других.

Нельзя: наказывать трудом; торопить ребенка в ходе трудовой деятельности; давать непосильные поручения; допускать отступления от принятых требований; забывать благодарить за помощь. Прежде, чем ребенок начинает трудиться:

- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;

- помогите приготовить орудия труда;

- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

В процессе работы, если необходимо, помогите ребенку, но помните: все что ребенок может сделать, он должен делать сам.
После выполнения поручения поблагодарите ребенка, оцените его труд; помните, что главный критерий оценки — трудовая активность, усилия ребенка.


Так же рассмотрим некоторые идеи, как сделать досуг ребенка более разнообразным.

Прогулка в аэропорту. Многие взрослые открыли для себя — когда на улице слишком жарко или слишком холодно, есть смысл погулять под крышей. Если вы с ребенком готовы отправиться на прогулку, а погода скверная, может быть, вам будет приятно поменять стены вашего дома на более просторные и отправиться прямо в аэропорт? Возьмите с собой книжку про самолеты или просто поговорите с ребенком обо всем, что видите. Аэропорты, кроме того, дают возможность понаблюдать за самыми разными людьми, и там достаточно много места, чтобы побегать, попрыгать, пронестись ракетой.

Если погода хорошая, есть смысл погулять рядом с аэропортом. Возьмите с собой еду, и, устроившись недалеко от летного поля, вы сможете посидеть и понаблюдать, как садятся и взлетают самолеты. Как знать, может быть, это станет для ребенка началом карьеры астронавта.

Город на фоне неба. Посмотрите на дома, расположенные вдали от вас, и вы увидите разные силуэты — прямоугольные, квадратные, треугольные, ступенчатые. Особое внимание обратите на то, как выглядят очертания домов на фоне неба. Когда вернетесь домой, помогите ребенку сделать силуэт города. Пусть он нарисует на темной бумаге очертания домов, которые видел на линии горизонта, вырежет их и наклеит на лист голубой бумаги. На «дома» можно наклеить маленькие желтые квадратики — окна.

На окраине города. Будьте исследователями. Покатайтесь с ребенком по разным районам города и погуляйте там. Если линия горизонта вам не видна за домами, но вы знаете, что недалеко ее все-таки можно увидеть, поезжайте туда и полюбуйтесь видом.

Веселые прогулки. Если вовсю сияет солнце, а воздух свежий, и у вас есть настроение подурачиться, пусть ваша прогулка будет веселой: идите и пританцовывайте. Размахивайте руками и пойте что-нибудь простенькое, вроде:

Мы вместе весело идем

По солнечной дороге,

И очень бодро и легко

Шагают наши ноги. [8, С. 76].

Взмахивайте руками то выше, то ниже. Меняйте ритм. Прибавьте какой-нибудь смешной шажок или прыжки. Ведите счет и взбрыкивайте ногой на каждом третьем шагу. Шагайте, ритмично отсчитывая шаги. Считайте по два, потом по десять, а может быть, по пять. А когда станет скучно, маршируйте под детские стишки.

Игра с часами. Эта игра может быть полезна для детей, которые учатся определять время. Спрячьте во дворе какое-нибудь «сокровище» и предложите ребенку найти его. Возьмите с собой во двор настольные или ручные часы и расскажите маленькому кладоискателю, как определять направление. Используя цифры на часах, намекните ему, где нужно искать. Например, если вы оба «стоите на цифре шесть», скажите ребенку, что предмет можно найти, сделав несколько шагов по направлению к цифре «двенадцать», или же усложните ему задачу, отправив сначала к «четырем часам». С малышами можно использовать слова «горячо» и «холодно»; «налево» и «направо»; «вперед» и «назад». [17, С. 98].


Кто первый увидит. Выберите какой-либо объект — красный автомобиль, газетный киоск или окошко с цветами — и посмотрите, кто первым его заметит. С детьми постарше можно усложнить задачу, например, высматривать машину с откидывающимся верхом, дорожный указатель, содержащий какое-то определенное слово, или человека с кожаным чемоданчиком.

Вариации на тему. Когда вы с ребенком достаточно находились, наговорились и даже напелись, попробуйте поиграть в игру «Следуй за лидером». Лидер объявляет, каким образом вам надо передвигаться до условленного места — скажем, до угла, до почтового ящика или по дороге до тех пор, пока не проедет машина. Он может потребовать, чтобы вы скакали на одной ножке, делали гигантские шаги, держали руку на голове, скакали, как лошадь, галопом, каждые пять шагов наклонялись, дотрагиваясь до пальцев ног. Лидер может менять направление и способ передвижения.

Собираем всякую всячину. Возьмите с собой на прогулку сумку или небольшую коробку, чтобы складывать туда ваши находки. Смотрите по сторонам, не попадется ли вам что-нибудь такое, что можно было бы принести домой и показать всей семье. Например, вы можете найти блестящий камушек, красивый лист, какой-нибудь толстый стручок или еще более толстую гусеницу. Имейте в виду — то, что завораживает вашего ребенка, может показаться мусором вам, но если находка безвредна, разрешите малышу взять ее с собой. [8, С. 77].

Вернувшись домой, разложите ваши находки на полу или на столе и внимательно рассмотрите их. Достаньте увеличительное стекло, чтобы ребенок хорошенько рассмотрел свои сокровища в увеличенном виде. Вечером пусть он продемонстрирует их остальным членам семьи. У некоторых детей может возникнуть желание собирать коллекцию необычных камешков, листиков и чего угодно, что им нравится. Дайте ребенку коробку из-под обуви, чтобы он мог хранить в ней свою коллекцию.

Натуралист. Некоторые дети — как, впрочем, и некоторые родители тоже — терпеть не могут насекомых. Однако если вам доводилось когда-нибудь делать гербарий, попробуйте собрать и коллекцию насекомых, которых можно поймать в вашей округе. Возьмите с собой на прогулку пластмассовую банку с крышкой (в крышке проделайте несколько дырочек) и посмотрите, каких насекомых вы и ваш малыш можете туда запустить.

Потом, вернувшись домой, взгляните на эти крошечные создания через увеличительное стекло. Это страшно интересно для ребятишек и может быть достаточно любопытно для взрослых, которые в свое время пропустили эту науку. И неважно, если вы имеете смутное представление о зоологии и ботанике. На данном этапе будет вполне достаточно, если вы рассмотрите собранных насекомых и поговорите с ребенком о них.