Файл: Особенности корпоративного управления в России (Понятие и сущность корпоративного управления).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность корпоративного управления
1.2 Корпоративное управление в России
1.3. Особенности развития системы корпоративного управления в кредитной организации
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО "ЮниКредит Банк"
2.1 Краткая характеристика ЗАО "ЮниКредит Банк"
2.2 Анализ системы корпоративного управления в ЗАО "ЮниКредит Банк"
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО "ЮниКредит Банк"
2.1 Краткая характеристика ЗАО "ЮниКредит Банк"
UniCredit — один из ведущих европейских коммерческих банков с присутствием в 16 государствах Европы. Сеть UniCredit охватывает рынки порядка 50 стран и состоит из свыше 7 000 отделений, где работает более 125 000 сотрудников (данные на 31 декабря 2017 года).
Общая организационная структура филиалов ЗАО "ЮниКредит Банка" представлена на рисунке 2.1.
Управляющий филиалом
Группа кассовых
операций (РКО, опер. часть)
Юридическая служба
Служба инкассации
Служба внутреннего контроля
Кадровая служба
Юридическая служба
Бухгалтерия (ОБУиО)
Службы и группы банка
Отделы банка
Отделы кредитования юридических лиц и частных клиентов
Экономический отдел
Отдел ценных бумаг
Отдел валютных и неторговых операций
Отдел вкладов населения
Отдел информатики и автоматизации банковских работ
Отдел безопасности и защиты информации
Административный отдел
Отдел банковских карт
Рисунок 2.1 – Организационная структура ЗАО "ЮниКредит Банк"
Основные направления работы ЗАО "ЮниКредит Банк" – продвижение традиционных и внедрение новых видов услуг. Ставка делается на кредитование физических лиц, инвестиционное кредитование юридических лиц, которое послужит дополнительным катализатором развития всех кредитных операций.
Сохранение существующего уровня прибыльности работы банка при общей макроэкономической тенденции снижения доходности банковских операций достигается за счет увеличения объемов операций, проводимых банком.
Для этого Банк развивает устойчивую и долгосрочную клиентскую базу.
Таблица 2.1 – Показатели финансово-экономической деятельности ЗАО "ЮниКредит Банк" (млн. руб.)
Активы |
31.12.2017 |
31.12.2016 |
КИБ |
1 015 688 084 |
992 513 291 |
Розничное банковское обслуживание |
120 721 231 |
155 069 273 |
Лизинг |
14 001 241 |
13 876 890 |
Прочая деятельность |
256 715 102 |
198 913 501 |
Итого активы |
1 407 125 658 |
1 360 372 955 |
Обязательства |
||
КИБ |
855 887 223 |
871 471 401 |
Розничное банковское обслуживание |
224 639 697 |
151 878 535 |
Лизинг |
11 186 533 |
11 332 545 |
Прочая деятельность |
150 884 942 |
183 624 450 |
Итого обязательства |
1 242 598 395 |
1 218 306 931 |
Существенный рост остатков привлеченных денежных средств от клиентов стал решающим фактором роста ресурсной базы.
Таким образом, мы можем сделать выводы, что деятельность ЗАО "ЮниКредит Банк" является прибыльной и эффективной.
2.2 Анализ системы корпоративного управления в ЗАО "ЮниКредит Банк"
В ЗАО "ЮниКредит Банк" функции по управлению персоналом возложены на отдел по управлению персоналом, работа которого производится совместно с генеральным директором и руководителями отделов.
Таблица 2.2 - Функциональное разделение труда по управлению персоналом
Функции |
Исполнители |
||||
Генеральный директор |
Начальник отдела |
Менеджер по персоналу |
Бухгалтерия |
||
Подбор персонала |
С, Р |
С, П |
И, О |
||
Обучение |
С, Р |
П, И |
И, О |
||
Разработка орг структуры банка |
А, Р |
И |
|||
Расчет переменной части зп |
Р |
П |
И |
||
Организация мероприятий |
Р |
И, О |
|||
Оформление ДМС |
Р |
И |
|||
Оформление коммандировочных, отпусков |
Р |
И, О |
|||
Адаптация новых сотрудников |
Р |
О, И |
О,И, А |
||
Разработка нормативной документации |
Р,А |
и |
и |
Условные обозначения: Р – руководит, С – согласовывает, И – исполняет, А – анализирует, О – организует, П– передает информацию.
По таблице 2.2 видно, что управлением персоналом занимается все руководство ЗАО "ЮниКредит Банк". Так же в таблице мы видим функциональное разделение труда. Явно видно, что многие функции пересекаются, происходит взаимосвязанная работа.
Анализ структуры и численности персонала
В ЗАО "ЮниКредит Банк" все обязанности и полномочия разделены по функциональному признаку, и, в соответствии с ними, определены должностные инструкции каждого работника.
Весь персонал банка можно разделить на три категории:
1. Аминистративно-управленческий;
2. Торгово-оперативный;
3. Младший обслуживающий.
Осуществим анализ состава и структуры персонала ЗАО "ЮниКредит Банк". При этом весь персонал банка разделим на три группы: административно-управленческий, торгово-оперативный и младший обслуживающий персонал. Анализ представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Анализ динамики, состава и структуры персонала ЗАО "ЮниКредит Банк"
|
|
май 2017 г. |
|
||
Кол-во человек |
Уд. вес, % |
Кол-во человек |
Уд. вес, % |
||
Административно-управленческий персонал |
30 625 |
24,5 |
26 625 |
21,3 |
+2 |
Торгово-оперативный персонал |
37 500 |
30 |
45 000 |
36 |
+6 |
Младший обслуживающий персонал |
15 |
56 875 |
53 375 |
42,7 |
+5 |
Итого |
125 000 |
100,0 |
125 000 |
100,0 |
0 |
Наглядно динамика персонала ЗАО "ЮниКредит Банк" за два анализируемых периода представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Динамика персонала ЗАО "ЮниКредит Банк" за два анализируемых периода
Структуру персонала ЗАО "ЮниКредит Банк" можно считать рациональной, так как наибольшую долю занимает та категория работников, от которой напрямую зависит объем товарооборота и торгово-технологический процесс.
Большинство работников ЗАО "ЮниКредит Банк" имеют стаж работы до 3 лет а именно – 43%, что является положительной результатом.
Структура персонала ЗАО "ЮниКредит Банк" по стажу – стабильная, т.к. большинство работников банка значительно давно работают в данной организации.
Анализ системы найма персонала.
Руководители отделов или директор определяют вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить, на основании метода экспертных оценок. В основе метода лежит интуиция этих людей и их профессиональный опыт. Это не самая точная из всех техник прогнозирования потребности в персонале, но опыт экспертов компенсирует недостаток информации. Если существует потребность в персонале, начинается процесс приема на работу, состоящий из нескольких стадий: детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подбора кандидатов, отбора кандидатов и приема на работу.
Таблица 2.4 - Источники привлечения персонала ЗАО "ЮниКредит Банк"
Внешние источники |
Внутренние источники |
Объявления в средствах массово информации. |
Совмещение профессий. |
Центры обеспечения занятости (биржи труда); |
Ротация. |
Посреднические фирмы по подбору персонала |
|
Свободный рынок труда |
|
Интернет. Специализированные сайты. |
Подбор кандидатов является основой для следующего этапа – отбора будущих сотрудников ЗАО "ЮниКредит Банк", который начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущим сотрудникам.
Поиск менеджеров и другого персонала фирмы производится главным образом посредством Интернета.
В случае если кандидат удовлетворяет ЗАО "ЮниКредит Банк" по требованиям, предъявляемым к вакантной должности, производится оформление на работу – осуществляется процесс найма.
Оформление начинается с заполнения всей необходимой документации, а именно анкеты о приеме, обязательства о неразглашении, трудового договора (в 2-ух экземплярах), заявления о выдаче трудовой книжки (в случае, если ранее кандидат не работал по ТК). Во время заполнения кандидатом всей необходимой информации, менеджер по персоналу либо секретарь должен снять копию всех документов (паспорт (все страницы), диплом об образовании, трудовая книжка, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, военный билет или действующее приписное (для мужчин), свидетельство о заключение брака, свидетельство о рождении ребенка). После оформления кандидату сообщается, заранее согласованная с ним же дата выхода на работу, все необходимые контакты, а так же дата проведения тренинга.
Таблица 2.5 - Оперограмма процесса найма и отбора персонала:
Функции |
Исполнители |
||
Директор |
Руководитель подразделения |
Менеджер по персоналу |
|
1. Постановка задач по подбору |
К |
О, П |
У |
2. Уточнение квалификационной карты |
К |
У,П |
О |
3. Поиск кандидатов |
У |
О |
|
4. Проведение собеседований |
У, К |
У |
О |
5. Принятие решения о кандидате |
Р |
У |
У |
6. Сбор документов |
У |
О,К |
|
7. Заключение договора. |
Р |
О |
Условные обозначения: О - отвечает за выполнение функции; У - участвует в выполнении функции; П - предоставляет необходимую информацию, исходные данные; К - контролирует; Р - принимает решение.
Анализ системы адаптации персонала.
В настоящее время в компании действует система адаптации персонала, осуществляемая на основе «Положения об адаптации».
Положение вступило в силу с 13.04.2013 г. За время действия была проведена адаптация 14 тыс. сотрудников.
Программа адаптации предполагает прикрепление к каждому стажеру куратора с первого дня работы в ЗАО "ЮниКредит Банк". Куратором являться сотрудник банка (администратор, кассир), который показывает отличные результаты, а самое главное, может и хочет обучать. Но не все сотрудники хотят быть наставниками, т.к. в ЗАО "ЮниКредит Банк" не предусмотрено вознаграждение за эту работу (что является существенным недостатком). Единственный стимул, для обучения является то, что работая со стажером, куратор не только оттачивает свое мастерство продаж, но и испытывает чувство удовлетворения в случае успехов своего ученика. Руководители отделений ЗАО "ЮниКредит Банк" отвечают за прохождение Программы адаптации в банке. Они следят за тем, чтобы вновь пришедший сотрудник был ознакомлен со всеми представленными в “Справочнике сотрудника” материалами не формально, а с комментариями и встречными вопросами.
Совместная работа куратора и стажера начинается с рассказа о Положении адаптации. Сотруднику выдается “Руководство для ….”, в котором его знакомят с основными правилами работы. Затем, после ознакомительной беседы по ряду тем, представленных в “Справочнике”, стажеру предлагают начать работу в банке под руководством куратора.
Рис.2.3. Блок – схемы адаптации ЗАО "ЮниКредит Банк"
Таблица 2.6 - Оперограмма процесса адаптации ЗАО "ЮниКредит Банк" для консультантов:
Функции |
Исполнители |
||||
Директор |
Менеджер по персоналу |
Администратор |
Старший сотрудник банка |
||
Введение в организацию. Цели организации, традиции, нормы, продукция и ее потребители, внутренние отношении. |
К, У |
О |
У |
||
Оплата труда |
К, У |
У |
У |
||
Дополнительные льготы: пособия по болезни, возможности обучения на работе. |
К, У |
У |
У |
||
Охрана труда и техника безопасности. |
К, У |
У |
У |
||
Сроки и условия найма, права и обязанности работника, дисциплина и взыскания |
К, У |
У |
У |
||
Служба быта: питание, комната отдыха. |
К, У |
У |
У |
У |
|
Введение в подразделение (отдел). Функции подразделения, цели и приоритеты. |
К,У |
У |
О, П |
У |
|
Обеспечение работника информацией о деятельности отдела, знакомство с сотрудниками отдела |
К, У |
У |
О, П |
П |
|
Введение в должность |
К, У |
У |
О, П |
П |