Файл: Организация системы адаптации новых сотрудников (Теоретические аспекты организации системы адаптации новых сотрудников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Процессы адаптации является одним из самых важных в деятельности, как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Они влияют на такие факторы, как эффективность работы сотрудника, его инициативность, ответственность, а также текучесть кадров и упущенная прибыль, ввиду ошибок, допущенных на первых этапах работы новичка, и пр.

Процесс адаптации происходит ещё на этапе подбора нового человека в организацию, изменений должностных инструкций или внедрения инновационной системы (оборудования, оценки персонала, новых сфер деятельности или смены целевой аудитории). Для того чтобы максимально эффективно и «безболезненно» пройти процесс адаптации к изменённым условиям работы, сотруднику необходимо не только получить знания для освоения новой деятельности, но и чувствовать себя психологически комфортно и уверенно.

Целью работы является исследование организации системы адаптации на предприятии АО «Первоуральский новотрубный завод» с целью ее повышения.

Предмет исследования – организация системы адаптации.

Объектом исследования является предприятие АО «Первоуральский новотрубный завод».

Согласно цели планируется решение следующих задач:

  • Раскрыть понятие, сущность и мотивационные механизмы первичной адаптации персонала.
  • Описать цели и методы мотивации в период адаптации работников
  • Дать краткую характеристику предприятия.
  • Выявить особенности организации системы адаптации на предприятии АО «Первоуральский новотрубный завод»
  • Определить пути повышения эффективности организации системы адаптации на предприятии.
  • Теоретическая и практическая значимость курсовой работы обусловлена возможностью получения новых теоретических знаний, а также наличием возможности углубленного изучения учебной дисциплины в рамках соответствующей темы.

Методами исследования в курсовой работе выступают наблюдение, анализ, сравнение, метод экспертных оценок и обобщение.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения, а также содержит список использованной литературы и приложения.

1. Теоретические аспекты организации системы адаптации новых сотрудников


1.1 Понятие, сущность и мотивационные механизмы адаптации персонала

Адаптационный период сотрудника на новом месте работы – один из самых трудных. Работник должен хорошо себя проявить, успешно решить первые задачи и проекты Он должен адаптироваться к непосредственному руководителю, в подчинении которого находится: его требованиям, управленческому стилю, характеру. Перед ним стоят также задачи адаптации в коллективе и к общим дисциплинарным требованиям.

Адаптацию человека к труду рассматривают как совокупность психологических механизмов, проявляющуюся в успешности профессиональной деятельности, удовлетворении от работы, оптимальных психологических и физиологических затратах, израсходованных на достижение результата.[1]

Первичную профессиональную адаптацию определяем как приспособление работника к характеру, содержанию, условиям организации трудового процесса от начала его трудоустройства и в течение трех – шести месяцев и выработке самостоятельных профессиональных навыков.

К критериям профессиональной адаптации относятся:

  • объективные (количество и качество труда, т.е. ее производительность; уровень квалификации; уровень трудовой дисциплины);
  • субъективные (трудоспособность; особенности мотивации к деятельности; степень удовлетворения работника работой; отношение к коллегам, руководству, своей профессии в целом).[2]

К важнейшим критериям профессиональной адаптации в психологии управления трудовыми ресурсами относим трудоспособность и мотивацию.

Трудоспособность определяют как показатель эффективности деятельности работника на необходимом уровне и в течение определенного администрацией организации времени.

Мотивацию к работе рассматривают в ракурсе механизмов адаптации нового работника, отображающих эффективность его взаимодействия с трудовой деятельностью. Суть мотивационных механизмов первичной адаптации работника состоит в качественном изменении системы «индивид как субъект деятельности – профессиональная среда».[3]

Определяют эти механизмы как совокупность мотивационных явлений, обеспечивающих первичную адаптацию работников как принятие ими социальных требований и условий организации и эффективное взаимодействие с профессиональным окружением, влияющим на степень профессиональной самореализации и профессиональный рост и развитие.


Мотивационный механизм адаптации в свою структуру может также включать все факторы (как внутренние, так и внешние) адаптации работника, т. е. совокупность предпосылок или условий, определяющих эффективность его взаимодействия как субъекта деятельности с социальной, в частности профессиональной, средой на начальном этапе приспособления к требованиям организации и профессии в целом. Это внешние поощрения – премии, денежные вознаграждения, поощрения и внутренние мотивы профессионального развития и профессиональной реализации и. пр.

К основным мотивационным механизмам первичной адаптации работника относят:

  • индивидуальное чувство личностного контроля с высоким уровнем ответственности (т. е. внутренний локус контроля) как механизм саморегуляции личности, стойкий внутренний мотив самостоятельного выполнения трудовых обязанностей на соответствующем уровне;
  • уровень корпоративной культуры.[4]

Таким образом, адаптация персонала в организации представляет собой приспособление нового сотрудника и коллектива, постепенное включение нового работника в профессиональную деятельность, приспособление к новым социальным, гигиеническим и трудовым условиям. В общих чертах психологический механизм функционирования локуса контроля определен как процесс оценки человеком своих способностей контролировать обстоятельства собственной жизни и ее отдельных сфер по определенной ценностной шкале, которая строится на индивидуальных критериях ответственности за свои поступки и на профессиональных критериях норм и ценностей.

1.2 Цели и методы организации системы адаптации работников

Первичная адаптация – мероприятия, проводимые при первоначальном устройстве нового сотрудника на работу в компанию.

Методы профессиональной адаптации персонала – это комплексы мероприятий, позволяющих сотрудникам быстрее стать полноценной частью коллектива, по максимуму избегая ошибок и тревоги из-за возложенных на него обязанностей. Подобные методы используются в каждой адаптивной системе любой компании.

Известно, что методы адаптации бывают двух видов: экономические и непроизводственные.

Экономические методы, заключающиеся в материальном стимулировании работника, вне зависимости от их разновидности (увеличение заработной платы, авансы, премии и т.д.) используются абсолютно всеми предприятиями в полном объеме. Объяснить это можно тем, что наиболее приоритетной целью для работника в ходе трудоустройства является именно материальная сторона, тогда как социальные и этические цели отходят на второй план.


Помимо экономических, используются непроизводственные методы профессиональной адаптации. В этом случае каждый работодатель выбирает собственную модель проведения адаптационных мероприятий.

В отечественной практике наиболее распространены следующие непроизводственные методы профессиональной адаптации (табл.1).

Таблица 1 - Методы профессиональной адаптации[5]

Наименование

Характеристика

1

Метод неформализованного сопровождения

Этот метод достаточно энергозатратный и требует времени, так как суть его заключается в непосредственном сопровождении сотрудника.

Кадровому менеджеру при этом необходимо распланировать временной график по реализации метода, чтобы в максимально приемлемые сроки познакомить нового работника с его коллегами, посвятить в тонкости их взаимоотношений, при этом фиксируя каждый пройденный этап процесса в системе стимулирования.

Результатом таких целенаправленных действий является эффективная адаптация новичка в существующей кадровой системе.

2

Метод «корпоративный PR»

Использование данного метода подразумевает под собой предварительную разработку справочника по кадровым отношениям, содержащего в себе основные правила общения в коллективе в зависимости от направленности деятельности организации.

Это значительно упростит адаптацию сотрудника в компании за счет предоставленного ему образца поведения, которому он сможет следовать.

3

Командный тренинг

Эта методика достаточно сложная в применении, поэтому используется не так часто, несмотря на свою эффективность.

В ходе ее реализации сотрудники, предварительно оговорив правила поведения во время тренинга, высказывают накопившиеся претензии и обиды начальству и друг другу.

Это позволяет не только разрешить некоторые недопонимания, но и значительно сплотить коллектив, позволив им узнать много нового друг о друге.

Продолжение таблицы 1

Наименование

Характеристика

4

Инструктаж в подразделениях

Данный метод представляет собой донесение новому работнику информации о требованиях в каждом отделе компании.

При этом обязательно предоставление ему текстов и описаний в максимально простой форме, дабы избежать недопониманий.

В этом случае необходима также помощь остальных сотрудников для разъяснения правил во всех подразделениях.

5

Интернет-сайт

Хорошим инструментом адаптации является создание сайта компании в сети.

На нем можно не только разместить информацию о деятельности предприятия для потенциальных клиентов, но и основные требования к работе кадров, правила заполнения документов и многое другое.

6

Наставничество

Наставничество как метод адаптации персонала популярно и существует еще с древности. Оно славится своей эффективностью ввиду наименьших трудозатрат от работодателя и упрочнения связей внутри коллектива.

В ходе ее реализации сотрудники самостоятельно инструктируют новичка, организовывают его деятельность и оценивают его работоспособность.


С целью оптимизации адаптационного периода новых сотрудников во многих компаниях проводятся циклы корпоративного обучения, где подробно рассказывают о компании, корпоративной культуре, ценностях и требованиях, знакомят с карьерой наиболее успешных сотрудников, их достижениями и успехами. В некоторых компаниях имеются корпоративные книги, в которых увлекательно и в доступной манере рассказана история основания и развития компании, представлены биографии основателей.

С одной стороны, новый сотрудник чувствует к себе интерес, персонала, отвечает на вопросы, снимающие адаптационные барьеры. С другой стороны, это позволяет исключить моменты, когда сотрудники с удивлением замечают в своей компании новых, незнакомых им людей и вынуждены долго «приглядываться» к ним, чтобы наладить взаимодействие.

Введение в должность и наставничество – очень полезные меры для снижения адаптационного синдрома. Новому сотруднику выдается для изучения должностная инструкция и формулируются конкретные задачи, которые он должен решить. Его знакомят с кадровым сотрудником (или сотрудниками), от которых он может получить информацию и рекомендации по выполнению задачи. Наставник поможет также адаптироваться к коллективу и принятой в компании системе дисциплинарных требований.

По мере осуществления мероприятий методики вычисляется индекс удовлетворенности нового сотрудника. Он состоит из следующих показателей: удовлетворенность сотрудника работой; удовлетворенность организации сотрудником.[6]

Эти критерии позволяют наиболее полно оценить релевантность способностей нового работника в сложившихся условиях.

Помимо привычных отечественных методик, компании используют также зарубежный опыт адаптации сотрудников. Это следующие методы: Secondment; Buddying; E-learning или blended learning; Job Shadowing (таблица 2).

Таблица 2 – Методы вычисления удовлетворенности нового сотрудника[7]

Наименование

Характеристика

1

Secondment

Данный метод представляет собой своеобразный обмен сотрудниками, когда новый работник для приобретения необходимых навыков переходит в другой отдел или даже организацию.

В процессе применения подобной технологии сотрудник приобретает следующие преимущества:

осваивает новые навыки и повышает работоспособность и творческий подход, решая нестандартные для него задачи;

повышает адаптивность к изменения среды и коллектива.

Безусловно, этот метод достаточно необычный и требует учитывать множество нюансов, но, как показывает практика, эффективность адаптации в данном случае очень высока.

2

Buddying

Наиболее социальный метод адаптации сотрудников к работе.

Заключается в взаимоподдержке, взаимопомощи между сотрудниками в достижении их целей.

Преимущества этого метода таковы:

командные чувства сотрудников упрочняются, улучшаются отношения внутри коллектива;

сотрудники получают возможность передавать друг другу полученную информацию и опыт;

появляются возможности для личностного роста работников.

Этот метод помогает победить расслоение кадров, ненавязчиво подводя их к работе на единую цель – цель компании.