Файл: Анализ и тенденции развития сетевой розничной торговли в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация розничных торговых сетей по используемой бизнес-модели предназначена прежде всего для точной оценки показателей её эффективности и самоокупаемости. Данная классификация приведена на рисунке 2[9].

Виды розничных торговых сетей

Торговые розничные сети на основе «инвестиционной» модели

Торговые розничные сети на основе

«холдинговой» модели

Торговые розничные сети на основе «централизованной» модели

Торговые розничные сети на основе

«лоточной» модели

Рисунок 2. Классификация розничных торговых сетей

по используемой бизнес-модели

Из рисунка 2 можно заметить, что в России сформировалось несколько моделей управления региональными торговыми сетями[10]:

  • торговые розничные сети на основе «инвестиционной» модели используются сравнительно редко и лишь частично связывают объекты торговой сети. Отдельные торговые точки в этом случае имеют либо общий инвестиционно-финансовый центр, либо просто пользуются общей для данной сети торговой маркой;
  • торговые розничные сети на основе «холдинговой» модели получили существенно большее распространение. Многие российские торговые компании избирают в своей деятельности именно данную модель как эффективный вид менеджмента. Особенность данной модели заключается в том, что центральный офис формирует закупочную политику торговой сети. Данный стиль управления торговой сетью используется для розничных компаний, не имеющих единых распределительных центров, при этом данная модель предполагает быстрое расширение торговой сети и даже её выход на международный уровень. Соответственно, применение данной модели требует больших инвестиций, поэтому каждая торговая точка вынуждена устанавливать весьма высокие цены, что негативно сказывается на её конкурентоспособности;
  • торговые розничные сети на основе «централизованной» модели подразумевают, что единый центр определяет не только условия закупки товаров, но также и товарную, ассортиментную и ценовую политику. Если конкретный ритейлер владеет собственными распределительными центрами, то при подобной структуре управления за малое время он можно стать лидером вследствие высокой конкурентоспособности. При использовании данной модели проблему представляют лишь качество организации дистанционного управления и формирования логистических и информационных систем;
  • торговые розничные сети на основе «лоточной» модели лишь фрагментарно присутствуют преимущественно на региональных рынках. В данной модели центральный офис достаточно жёстко контролирует коммерческую деятельность отдельных торговых точек, которые не имеют собственных рычагов и механизмов управления, а возникающие сбои в комплексной системе управления приводят к различным проблемам в работе отдельных торговых точек.

Следует отметить, что в России в современных условиях наиболее популярными и успешными являются торговые розничные сети на основе «холдинговой» и «централизованной» моделей. Последняя модель сегодня является практически универсальной и часто применяется для выхода торговых сетей на новые региональные рынки. Вследствие падения покупательской способности населения России сегодня добиться эффективной экспансии торговой сети нелегко, но вполне возможно. Зачастую данным процессам способствуют такие факторы, как различные слияния или поглощения. Крупная торговая розничная сеть, поглощая более мелкие торговые компании, может активно расширяться, в результате чего она становится более активной на федеральном уровне. Схожие процессы характерны и для сравнительно часто используемых в российской практике процессов слиянии двух схожих торговых сетей[11].

В целом, анализируя понятие, особенности организации, виды и деятельность ведущих компаний сетевой розничной торговли, можно сделать вывод, что залог их успеха заключается прежде всего в централизованном методе управления, который практически гарантирует быстрое и полное выполнение команд отдельными структурными подразделениями торговой сети, отсутствие разногласий между менеджерами при принятии необходимого управленческого решения. В дальнейшем необходимо выяснить, дали ли выявленные особенности практические конкурентные преимущества розничным торговым сетям в российских условиях.

Анализ и тенденции сетевой розничной торговли в России

Общие тенденции динамики розничной торговли в России за последние годы показывают, что объемы продаж существенно снизились ввиду снижения покупательной способности российского населения и общего роста цен. Вследствие этого целесообразно провести анализ показателей сетевой розничной торговли в России в сравнении с общим оборотом розничной торговли для определения наиболее эффективных торговых форматов. Данный анализ представлен в таблице 2[12].

Таблица 2

Анализ показателей сетевой розничной торговли в России

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Оборот всей розничной торговли, трлн.руб.

29,8

30,6

27,5

26,1

Темп прироста оборота всей розничной торговли, %

5,27

2,68

-10,13

-5,09

Оборот розничной торговли торговых сетей, трлн.руб.

6,50

7,21

6,91

7,03

Темп прироста оборота розничной торговли торговых сетей, %

6,12

10,97

-4,14

1,70

Удельный вес оборота розничной торговли торговых сетей в общем обороте розничной торговли, %

21,81

23,57

25,14

26,94


Следует отметить, что в таблице 2 наблюдается явная опережающая динамика продаж сетевого ритейла по сравнению с общероссийской динамикой оборота товаров. Так, до 2014 года темпы роста товарооборота сетевого ритейла были на 1,13…8,29% выше общероссийских показателей розничных продаж. В среднем за исследуемый период темп прироста оборота торговых сетей составил около 6% при среднегодовых темпах прироста оборота розничной торговли в целом по России с существенно меньшими значениями, то есть сетевой сегмент демонстрирует более высокую эффективность и конкурентоспособность. Превышение темпов роста продаж торговых сетей обусловило рост доли оборота сетевого ритейла в совокупных продажах, которая заметно увеличилась с 21,81% в 2013 году до 26,94% в 2016 году, что говорит о достаточно активном развитии данной формы организации торговых компаний.

Динамика оборота и темпа прироста оборота сетевой розничной торговли в России приведена на рисунке 3[13].

Рисунок 3. Динамика оборота и темпа прироста оборота

сетевой розничной торговли в России

Наблюдающееся на рисунке 3 отчётливое усиление доминанты розничного сетевого ритейла России, интенсификация продаж торговых сетей определяется активизацией сетевых технологий ведения бизнеса, тенденцией к увеличению концентрации торгового капитала и комплексных интеграционных взаимодействий современной бизнес-среды, что в целом соответствует общемировым трендам. В совокупной структуре оборота сетевой розничной торговли самые высокие средние темпы роста отмечались до 2014 года, при этом в структуре оборота максимальные темпы прироста наблюдались по группе непродовольственных товаров, тогда как в сегменте продуктов питания и алкогольных напитков темпы роста, наоборот, демонстрировали тенденцию к снижению, что во многом обусловлено ростом акцизов на алкоголь и вследствие этого ростом конечной стоимости продукции. Оборот розничной сетевой торговли по итогам 2015 года снизился на 12%, причем потребление продовольственных товаров увеличилось снижалось меньшими темпами, чем непродовольственных товаров. Если до 2013 года рынок алкогольной продукции показывал ежегодный рост объемов продаж, затем наблюдается уменьшение объемов продажи алкогольных напитков.

Сравнительный анализ доли сетевой розничной торговли в России и ведущих зарубежных странах представлен на рисунке 4[14].


Рисунок 4. Сравнительный анализ доли сетевой розничной торговли в России и ведущих зарубежных странах

Вместе с тем, как показывают данные рисунка 4, фактический уровень насыщения розничным сетевым ритейлом в России существенно отстает от ведущих зарубежных стран, в которых доля торговых розничных сетей составляет порядка 65…80% совокупного товарооборота отрасли розничной торговли. Тем не менее, и в России доля торговых сетей очевидно растёт, при этом явно усиливающаяся конкуренция заставляет российские розничные сети приближать уровень обслуживания к высоким стандартам развитых стран, существенно расширять и оптимизировать торговый ассортимент, обеспечивать максимальный комфорт для покупателя, сосредоточивая все необходимые им товары в одном месте.

Рэнкинг крупнейших розничных сетей России по итогам 2016 года приведён в таблице 3[15].

Таблица 3

Рэнкинг крупнейших розничных сетей России по итогам 2016 года

Название сети

Сегмент

Чистая выручка, млрд.руб.

Темп роста чистой выручки в 2016 году к 2015 году

«Магнит» (включая «Магнит Косметик»)

FMCG и дрогери

1069,2

12,8%

X5 Retail Group («Карусель», «Пятероч­ка», «Перекресток» и т.д.)

FMCG

1025,6

27,5%

Auchan

FMCG

360

4,1%

ГК «Дикси» («Мегамарт», «Минимарт», «Дикси», «Квартал» и т.д.)

FMCG

309,1

14,3%

«Лента»

FMCG

306,4

21,2%

Metro Cash & Carry

FMCG

233

3,6%

Leroy Merlin

DIY&Household и мебель

186

24,0%

«М.Видео»

Бытовая и компьютер­ная техника

183,2

13,3%

«О'Кей»

FMCG

172,5

7,6%

DNS

Бытовая и компьютер­ная техника

151,9

11,9%

«Красное & белое»

FMCG

145

75,8%

«Эльдорадо»

Бытовая и компьютер­ная техника

110,6

11,1%

IKEA

DIY&Household и мебель

100,1

1,0%

«Связной»

Мобильные устройства

92

14,9%

«Спортмастер»

Fashion

88

6,0%

Globus

FMCG

83,3

21,2%

«Детский мир»

Детские товары

79,5

31,4%

«Атак»

FMCG

78,5

12,4%

«Монетка»

FMCG

77,4

10,5%

«Л'Этуаль»

Косметика и дрогери

76,3

9,0%


Согласно приведённому в таблице 3 рэнкингу среди наиболее значимых по обороту розничных торговых сетей ритейлеров за 2016 год лидерство сохранил «Магнит» (1069,2 млрд.руб.), с которым сравнялся X5 RetailGroup (1025,6 млрд.руб.), далее с существенным отрывом идёт Auchan (360 млрд.руб.), ГК «Дикси» (309,1 млрд.руб.), «Лента» (306,4 млрд.руб.) и прочие. В целом структура самых больших розничных сетей России в 2016 году в сравнении с предыдущим периодом изменилась незначительно. Следует отметить темпы прироста выручки торговой сети «Красное & белое», которая специализируется в основном на продаже алкогольной продукции. В течение 2016 года выручка данной торговой сети повысилась почти на 76%, что дало возможность занять 11-ю строчку в указанном рэнкинге. Интересен тот факт, что данной торговой компании удалось получить высокие показатели оборота на падающем сегменте рынка, поскольку потребление алкоголя в России снижается с 2013 года. Активное развитие торговой сети «Красное & белое» может свидетельствовать об изменении покупательских предпочтений в направлении специализированных магазинов. Несколько более скромные, но также существенные темпы роста оборота в 2016 году показали торговые сети «Детский мир» (31,4%), X5 RetailGroup (27,5%), Leroy Merlin (24%), «Лента» (21,2%) и Globus (21,2%). Следовательно, среди 20-ти самых значимых российских розничных сетей самые высокие результаты по темпу прироста оборота в 2016 году показали именно специализированные, а не универсальные торговые компании: в том числе «Красное & Белое» (+75,8%) и «Детский мир» (+31,4%)[16].

В постоянно трансформирующейся экономике наблюдаемая нестабильность факторов внешней среды получает черты не периодического явления, а постоянной характеристики функционирования экономического субъекта, становясь фактором изменения модели рыночной деятельности сетевой розничной торговли. Естественным образом данное положение вещей изменяет целевые ориентиры экономической деятельности в данной сфере. В ряду важнейших критериев эффективности розничной торговли теперь находится не только ориентация на обеспечение необходимого уровня прибыльности и рентабельности, но и прочие установки, ключевой среди которых в значительной степени становится поддержание необходимой устойчивости развития торговых компаний в условиях турбулентной внешней среды.

В число главных инструментов для роста обеспечения устойчивости компаний сетевой розничной торговли входит значительное количество взаимосвязанных средств и инструментов, на основе которых обеспечивается получение целевых ориентиров, отражающих качество развития торговли. К важнейшим из данных инструментов следует отнести[17]: