Файл: Анализ и тенденции развития сетевой розничной торговли в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ продаж компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал в зависимости от каналов продаж представлен в Приложении Е. В данном анализе помимо выручки от продаж торговых точек, дифференцированных по районам Екатеринбурга, приведена также и выручка от продаж интернет-магазина только в сегменте данной территории, что позволит сравнить эффективность традиционных продаж и интернет-продаж. Согласно представленным данным, прежде всего обращает на себя внимание увеличение выручки от продаж интернет-магазина данной компании с 104208 тыс. руб. в 2014 году до 107240 тыс. руб. в 2016 году, при этом выручка интернет-магазина от продаж смартфонов и мобильных телефонов, являющихся основными товарами данной компании, несколько снизилась с 72134 тыс. руб. в 2014 году до 67363 тыс. руб. в 2016 году. Тенденция снижения выручки от продаж интернет-магазина по отдельным товарным группам смартфонов и мобильных телефонов обусловлена следующими основными факторами:

  • с одной стороны, это говорит о значительном расширении товарного ассортимента рассматриваемой компании, в результате чего смартфоны и мобильные телефоны хотя и составляют значительную долю в её выручке от продаж, однако товары других товарных групп, такие как компьютерная техника, коммуникационные товары и фототехника также могут демонстрировать значительный рост продаж;
  • с другой стороны, снижение выручки интернет-магазина от продаж смартфонов и мобильных телефонов обусловлено тем фактом, что за последние годы в сегменте интернет-продаж смартфонов и мобильных телефонов появилось много конкурентов, способных предложить те же товары но по более низким ценам.

Следовательно, можно сделать вывод, что в настоящее время в сегменте интернет-продаж на екатеринбургском рынке отмечается достаточно высокая ценовая конкуренция, которая не позволяет рассматриваемой компании успешно развивать данное направление, так как это потребует резкого снижения торговых наценок до критически низких значений, а конкурирующие интернет-магазины могут варьировать торговые наценки в достаточно широких пределах, так как зачастую ввозят смартфоны и мобильные телефоны на территорию Российской Федерации по различным «серым» схемам, что значительно снижает их переменные издержки.

Также следует отметить, что в 2016 году отмечается падение удельной выручки от продаж на торговую точку по всем сегментам торговых точек, однако падение удельной выручки от продаж на торговую точку с низкой посещаемостью наиболее существенно: с 3686 тыс. руб./ед. в 2015 году до 2332 тыс. руб./ед. в 2015 году, за год темп снижения составил 36,73%, тогда как за последний год у торговых точек со высокой посещаемостью темп снижения удельной выручки от продаж составил 21,83%, а у точек со средней посещаемостью удельная выручка от продаж на торговую точку уменьшилась с темпом снижения 12,47%. Следовательно, если рассматривать выручку от продаж всех товарных групп данной компании, то можно сделать вывод, что в целях стимулирования сбыта торговые наценки у торговых точек с низкой посещаемостью должны быть снижены, у торговых точек со средней посещаемостью – повышены, а у торговых точек с высокой посещаемостью оставлены на прежнем уровне. При этом, торговые наценки для интернет-магазина также предлагается оставить на прежнем уровне, так как данный сегмент рынка сотового ретейла, несмотря на все ранее выявленные негативные факторы, развивается достаточно динамично и в данном сегменте рынка мобильного ретейла можно не ожидать очень большого снижения выручки от продаж.


Направления развития сетевой розничной торговли в компании ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал

По прогнозам ряда специалистов, в ближайшие годы темпы роста выручки в сетевой рознице будут замедляться, поскольку макроэкономическая ситуация в России существенно не улучшается, заметно очевидное падение реальных располагаемых доходов населения, в связи с чем соответственно уменьшается и размер потребления, особенно в сегменте товаров, не являющихся необходимыми для человеческой жизнедеятельности[19]. Сохранение темпов роста выручки следует ожидать только в таких сетевых форматах, как дискаунтеры. В 2016 году некоторые крупные федеральные розничные сети продолжают активно увеличивать количество торговых объектов, открывая новые регионы, увеличивая конкуренцию между друг другом. Однако, это больше характерно для торговли продуктами питания, тогда как электронный ритейл, и в том числе торговля товарами для мобильной связи, демонстрирует тенденцию стагнации как количества торговых точек, так и получаемой выручки.

Для разработки мероприятий по активизации сетевой торговли в компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал необходимо выполнить прогнозирование показателей выручки и прибыли от продаж на ближайшие три года. Прогнозирование предлагается осуществлять по выделенным категориям торговых точек на основе тренда, построенного по данным о выручке от продаж последних трёх лет, за x взят номер периода прогноза от 1 в 2014 году до 6 в 2019 году. В ходе дальнейших расчётов выручки использовались данные маркетинговой службы компании о состоянии рынка и прогнозах продаж товаров как по отдельным товарным группам, так и по сегментам рынка.

Прогноз выручки от продаж интернет-магазина компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал представлен на рисунке 6.

Рисунок 6. Прогноз выручки от продаж интернет-магазина

компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал

Данные рисунка 6 показывают, что в ближайшие три года можно прогнозировать дальнейшее увеличение выручки от продаж интернет-магазина с 107240 тыс. руб. в 2016 году до 144574 тыс. руб. в 2019 году. Дальнейшему повышению данного показателя может способствовать изменение покупательских предпочтений: если покупатели при приобретении товаров в интернете будут принимать решение о покупке, основываясь не только на данных о цене товара, но и на данных о его происхождении, наличии официальной гарантии производителя и факта ввоза товара по легальным таможенным схемам. Однако, многие интернет-покупатели приобретают «серые» товары по минимальной цене, с которой «легальные» продавцы просто не могут конкурировать. Особую опасность представляет «китайская экспансия» на российском онлайн-рынке. На фоне кризисных явлений в экономике покупатели все чаще делают выбор в пользу недорогих покупок через электронную площадку AliExpress. По данным этой глобальной торговой компании, именно Россия стала главным рынком сбыта по численности транзакций (43%) и объему продаж (26%), и в дальнейшем при открытии данной компанией своих логистических филиалов и сервисных центров на территории России конкуренция резко увеличится. Как ни странно, в России с точки зрения потребления есть две основные проблемы: недостаток товарного предложения и недостаточно эффективная логистика внутри страны. Данные факторы будут способствовать развитию компании «Евросеть», однако является очевидным, что со временем их влияние будет нивелировано.


Прогноз выручки от продаж торговых точек компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал с высокой посещаемостью представлен на рисунке 7.

Рисунок 7. Прогноз выручки от продаж торговых точек

компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал

с высокой посещаемостью

В данном прогнозе предлагается сокращение количества торговых точек данной компании с высокой посещаемостью, поскольку до возникновения кризисных тенденций удавалось компенсировать значительные постоянные издержки, обусловленные высокими арендными платежами за такие помещения, высокими показателями операционной деятельности, однако в 2016 году ситуация изменилась и необходимо либо снижать количество таких торговых точек, либо пересматривать уже заключенные договоры аренды, что в настоящий момент не представляется возможным. Поскольку, как видно из рисунка 7, только за последний год выручка от продаж торговых точек с высокой посещаемостью снизилась с 87405 тыс.руб. в 2015 году до 73205 тыс.руб. в 2016 году, планируется снизить количество таких точек с 15 ед. в 2016 году до 12 ед. в 2019 году, при этом торговые наценки в оставшихся торговых точках увеличатся с 10% в 2017 году до 12% в 2019 году. Таким образом, прогнозируется незначительное снижение увеличение выручки от продаж по данной категории торговых точек с 76583 тыс.руб. в 2017 году до 75247 тыс.руб. в 2019 году, что позволит руководству компании сохранить данный сегмент рынка, который может вновь стать востребованным в будущем при условии стабилизации рыночной и макроэкономической ситуации и увеличении покупательной способности населения.

Прогноз выручки от продаж торговых точек компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал со средней посещаемостью представлен на рисунке 8.

Рисунок 8. Прогноз выручки от продаж торговых точек

компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал

со средней посещаемостью

Как видно из рисунка 8, прогнозируемая выручка от продаж торговых точек исследуемой компании со средней посещаемостью составляет от 85206 тыс.руб. в 2017 году до 97432 тыс.руб. в 2019 году. Данный сегмент торговых точек является для данной компании основным и именно здесь необходимо сосредоточит усилия маркетинговым подразделениям. Однако, помимо уже имеющихся 18 ед., открывать новые торговые точки нет необходимости, так как в настоящее время по данной категории торговых точек наблюдается снижение удельной выручки от продаж на торговую точку. Более того, можно рекомендовать менеджменту компании провести более детализированный анализ деятельности торговых точек данной категории для того, чтобы выявить торговые точки с наименьшими показателями выручки от продаж и прибыли от продаж с целью оптимизации численности персонала.


Прогноз выручки от продаж торговых точек компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал с низкой посещаемостью представлен на рисунке 9.

Рисунок 9. Прогноз выручки от продаж торговых точек

компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал

с низкой посещаемостью

Приведённая на рисунке 9 динамика выручки от продаж торговых точек с низкой посещаемостью демонстрируют резкое снижение выручки от продаж как в прогнозном периоде, так и в ретроспективе. Тенденция снижения как удельной, так и общей выручки от продаж этих торговых точек обусловлено преимущественно невысокой платежеспособностью потенциальных покупателей, проживающих на данных территориях. Однако, даже несмотря на тот факт, что в этих районах количество магазинов, специализирующихся на продажах коммуникационных товаров ещё сравнительно невысоко, можно прогнозировать дальнейшее падение выручки от продаж торговых точек с низкой посещаемостью с 22512 тыс.руб. в 2017 году до 15748 тыс.руб. в 2019 году, при этом торговые наценки в целях стимулирования сбыта будут снижены с 10% в 2017 году до 9% в 2018 году и, наконец, до 8% в 2019 году. Количество торговых точек также необходимо значительно уменьшить с 8 ед. в 2017 году до 6 ед. в 2018 году и до 4 ед. в 2019 году вследствие их низкой прибыльности и невозможности поддержки данного рыночного сегмента в условиях снижения покупательной способности населения, причём данная тенденция особенно характерна для промышленных районов и удаленных районов.

Таким образом, можно сделать вывод то том, что для компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал в целях развития сетевой розницы целесообразно использовать метод прогнозирования выручки от продаж, основанный на установке торговой наценки на товары в зависимости от категории конкретной торговой точки. Данный метод может быть дополнен системой дифференцированного ценообразования, которая позволит объединить положительные качества существующих подходов к ценообразованию и обеспечить торговой сети максимальную финансовую эффективность при сохранении гибкости ценовой политики и ценовой доступности смартфонов и мобильных телефонов для населения. Это позволит увеличить эффективность сетевой розничной торговли данной компании и повысить все показатели её финансово-хозяйственной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В целом, по результатам проведённого исследования можно сделать ряд выводов.

Оценка теоретических аспектов состояния и развития сетевой розничной торговли в России показала, что для данного экономического явления характерны общий управляющий центр, сформированная корпоративная стратегия, подразумевающая в том числе и различные процедуры управления брендами, собственную маркетинговую стратегию для продвижения продаж на конкретном рынке, единую логистическую структур, управление запасами и другими ресурсами. В работе были представлены две классификации розничных торговых сетей: с точки зрения их географического месторасположения и с позиций применяемой бизнес-модели, что является достаточным для классификации любой российской торговой сети.

Проанализированные тенденции динамики розничной торговли в России за последние годы показывают, что объемы продаж существенно снизились ввиду снижения покупательной способности российского населения и общего роста цен. Очевидное усиление факторов развития розничного сетевого ритейла России, увеличение продаж торговых сетей обусловлено активизацией сетевых технологий ведения бизнеса, тенденцией к росту концентрации торгового капитала и использования интеграционных взаимодействий современной торговой среды. Однако, реальный уровень насыщения розничным сетевым ритейлом в России значительно отстает от ведущих зарубежных стран, в которых доля торговых розничных сетей составляет порядка 65…80%, тогда как в России их доля составляет около 44%, что является явно недостаточным. Тем не менее, в целом перспективы дальнейшего развития сетевой розничной торговли в российских условиях в целом позитивные.

Практическое исследование деятельности сетевой розничной торговли было выполнено на примере екатеринбургского подразделения федеральной компании «Евросеть», которая функционирует в виде единой торговой сети, состоящей из центрального офиса-склада и розничных точек продаж, расположенных во всех районах города. Проанализированные показатели продаж свидетельствуют о том, что деятельность данной компании даже до 2015 года нельзя оценить положительно, так как вследствие отсутствия оптимизации операционных издержек так и не смогла существенно увеличить чистую прибыль. В 2016 году на дальнейшее снижение эффективности деятельности рассматриваемой компании оказали и неблагоприятные макроэкономические тенденции, выразившиеся в снижении покупательского спроса на товары, а также снижении доступности свободных финансовых ресурсов, необходимых для качественного развития. Тем не менее, несмотря на коррекцию цен и усиление конкуренции с «серым» сектором, была сохранена клиентская база и в целом удалось сохранить профессиональный коллектив компании.