Файл: Анализ и тенденции развития сетевой розничной торговли в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная сетевая торговля в розничном сегменте отличается современными форматами, определяемых товарным ассортиментом, размером используемой торговой площади, применяемыми формами и методами обслуживания покупателей. Именно в рамках торговых сетей активно развиваются инновационные форматы торговли, создаются современные торговые центры и крупномасштабные торговые моллы. Как правило, именно компании розничной торговли, функционирующие на основе сетевого принципа, оснащены наиболее передовыми технологиями торговли и ведения бизнеса, располагают современными основными фондами и торговыми помещениями. Всё это не может не отразиться на особенностях конкурентной борьбы, которая за последние годы только усиливается и ведется уже не только лишь в сегменте ценовых характеристик товаров.

При этом, современные условия макроэкономической неопределённости, коснувшиеся России за последние годы, оказывают значительное влияние на деятельность сетевой розничной торговли вследствие падения покупательской способности населения и активизации конкурентной борьбы на основных рынках. Поскольку отрасль торговли составляет 20…22% от объема ВВП России, её услугами пользуется практически все население страны, вследствие чего становится актуальным исследование текущего состояния, перспектив и тенденций в розничной торговле, в том числе в её сетевом сегменте, пользующимся наибольшей популярностью при совершении покупок населением.

Объект исследования: компания ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал.

Предмет исследования: розничная торговая сеть торговли.

Методы исследования: в качестве инструментов исследования использовались общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод), методы системного и комплексного анализа, методы экономических расчетов и оценки.

Целью работы является анализ состояния и перспективы развития розничной торговой сети ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и виды сетевой розничной торговли в России;
  • провести анализ и тенденции сетевой розничной торговли в России;
  • представить организационно-экономическую характеристику компании ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал;
  • проанализировать состояние сетевой розничной торговли в компании ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал;
  • определить направления развития сетевой розничной торговли в компании ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных специалистов по управлению развитием розничной торговли, методические материалы, стандарты, используемые на практике аналитической работы компаний, специализирующихся на розничной торговле. Анализ последних исследований и публикаций по вопросам развития розничной сетевой торговли показал, что управление розничными торговыми сетями пока не нашло достаточного отражения в трудах отечественных ученых.

Информационной базой работы послужили различные материалы, характеризующие различные аспекты деятельности компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал, включающие бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данные отдела продаж и экономического отдела исследуемой торговой компании.

Глава 1. Теоретические основы состояния и развития сетевой розничной торговли в России

1.1 Понятие и виды сетевой розничной торговли в России

Прежде всего необходимо рассмотреть понятие сетевой розничной торговли, представленное в работах исследователей данного явления.

По мнению Чкаловой О.В. и Наливайко К.А., сетевая розничная торговля представляет собой «… один из наиболее важных и значительных феноменов розничной торговли, при котором сеть магазинов в виде двух или более торговых заведений, находящихся под общим владением и операционным контролем, продающих товары того же ассортимента, имеют общую службу закупок, логистики и сбыта, а также возможно и аналогичное оформление»[1].

Согласно положениям ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» в законодательстве были сформулированы определения:

  • «торговая сеть: совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением;
  • розничная торговая сеть: торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли» [2].

Михеев Г.В. и Щепакин М.Б. дают следующее определение: «Розничной сетью называется совокупность размещенных на определенной территории розничных торговых предприятий, находящихся под общим управлением, которые обеспечивают покупателям возможность совершать покупки товаров и получать услуги максимально быстро и удобно»[3].

Классическое и в то же время наиболее точное определение сетевой розничной торговой сети даёт Калинов С.И.: «Сетевая розничная торговля представляет собой форму розничной торговли, в которой основной отличительной чертой является наличие у торговой организации нескольких точек продаж, при этом каждая из них имеет собственные торговые площади, запасы и персонал, но одновременно является и структурным подразделением целостной торговой сети. Помимо общих брэндов и единых форматов, сетевая розничная торговля также характеризуется единой системой и структурой управления, финансирования и принятия инвестиционных решений. Многие современные компании сетевой розничной торговли имеют единые службы закупок и продаж, логистические службы и центры дистрибуции, которые обслуживают все магазины данной торговой сети, единые информационные системы, а также системы контроля качества торговых процессов и единые центры обучения персонала»[4].

Поскольку компании сетевой розничной торговли осуществляют закупки товаров преимущественно большими партиями, данные сети имеют некоторые конкурентные преимущества перед прочими форматами розничной торговли, а также в построении взаимоотношений с поставщиками. Подобные компании получают новые товары практически сразу после их разработки и появления на рынке, повторные заказы на поставку выполняются практически моментально, товары поставляются по наиболее привлекательным ценам вследствие большой величины единичной поставки. Современные компании сетевой розничной торговли применяют самые современные технологии продаж, в том числе технологии самообслуживание покупателей с отдельными элементами индивидуального подхода к обслуживанию, применение дисконтных карт, продажа товаров в кредит и в рассрочку, активная работа продавцов-консультантов, дополнительное увеличение сроков сервисного и гарантийного обслуживания и т.п. При этом в таких компаниях нередко используется дорогостоящее и эффективное программное обеспечение, в ещё большей степени способствующее организации и управлению торговыми процессами[5].


Как следует из большинства вышеуказанных определений, для сетевой розничной торговли характерны общий управляющий центр, единая корпоративная стратегия, подразумевающая в том числе и комплексное управление брендами, сформированную маркетинговую стратегию на конкретном рынке, общую структуру для управление логистикой, поставками товаров и материалов, единое управление их перемещением между отдельным и торговыми точками, управление запасами и другими ресурсами.

В целом, основные преимущества сетевой розничной торговли заключаются в следующем[6]:

  • в соответствии с потребительскими предпочтениями возможна корректировка товарного ассортимента и формирование наиболее привлекательного ассортимента по привлекательным для потребителя ценам;
  • размеры торговых сетей дают им возможность закупать большие партии товаров, получая в ходе этого максимальные скидки и имея экономию на логистических расходах;
  • активно используется снижение затрат в удельном выражении на единицу товара вследствие экономии на маркетинговых издержках, формируя рекламный контент, выгодный сразу для всех торговых точек, и относя постоянные издержки на большое количество позиций товарного ассортимента;
  • централизация и высокий уровень структуры управления всей коммерческой деятельностью на основе привлечения и использования высококвалифицированного персонала;
  • использование консолидации функции оптовой и розничной торговли.

Классификацию видов сетевой розничной торговли можно выполнить по нескольким классификационным признакам, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Во многих исследованиях представлена классификация сетевой розничной торговли по географическому признаку, приведённая на рисунке 1[7].

Виды розничных торговых сетей

Глобальная розничная торговая сеть

Федеральная розничная торговая сеть

Локальная розничная торговая сеть

Рисунок 1. Классификация розничных торговых сетей

по географическому признаку

Сегодня в России применяются все из представленных на рисунке 1 видов розничных торговых сетей. За последнее десятилетие даже несмотря на некоторые негативные факторы розничный рынок России трансформировался, несколько сократилась неорганизованная торговля, быстро развивались розничные сети и общественное питание, сформировалась значительная конкуренция между российскими и международными сетями. Активное развитие сетевых форм бизнес-организации на розничном рынке сопровождалось неуклонным территориальным распределением и полным вытеснением значительного количества самостоятельных торговых компаний.


Главным критерием для оценки типа торговой сети является преимущественно географическое распределение её торговых точек и масштабов продаж. Выход федеральных розничных торговых сетей в регионы России носит неоднозначный характер. C одной стороны, это даёт возможность активно внедрять инновационные системы работы с поставщиками и покупателями, увеличить уровень централизации функций логистики и продаж, значительно увеличить качество обслуживания, расширить товарный ассортимент, несколько оптимизировать розничные цены. С другой стороны, экспансия федеральных розничных сетей нередко приводит к монополизации рынка, диктату условий местным производителям и потребителям, одновременному закрытию множества самостоятельных торговых компаний, малых местных розничных сетей и локальных промышленных предприятий, сопровождающиеся массовым увольнением персонала, увеличением социальной напряженности, снижением отчислений в региональные бюджеты и на социальные программы.

Сравнительная характеристика розничных торговых сетей в соответствии с вышеуказанной классификацией представлена в таблице 1[8].

Таблица 1

Сравнительная характеристика розничных торговых сетей

и их типичные представители в России

Виды розничных торговых сетей

Описание сети

Типичные представители

Глобальная розничная торговая сеть

Торговая сеть, работающая на рынках нескольких стран; оборот сети формируется рядом стран; количество торговых точек в разных странах сопоставимо

X5 Retail Group, Auchan, Metro С&C

Федеральная розничная торговая сеть

Российские компании, осуществляющие деятельность в ряде федеральных округов России; оборот сети формируется за счет нескольких регионов присутствия; количество торговых точек в разных регионах является сопоставимым

«Магнит», «Дикси», «О’кей», «Утконос», «Виктория», «Обувь России», «Эссен», «М.Видео», «Эльдорадо», «DNS»

Локальная розничная торговая сеть

Торговые компании, работающие в рамках одного или нескольких регионов или населённых пунктов или в пределах одного федерального округа

«Пирамида», «МАН»,

«Азбука вкуса», «Кора», «Мария-Ра»

Несмотря на активное развитие сектора компаний розничной торговли и формирование на рынке России мощных сетевых торговых компаний, консолидация розничной торговли в высокоразвитых странах остаётся существенно выше российских показателей. Важная особенность процессов сетевой концентрации региональных розничных рынков состоит в том, что данные процессы начались позже, чем в банковской деятельности или промышленности. Усиливающаяся концентрация финансовых ресурсов и формирование сетевых торговых компаний в потребительском секторе осуществляется по идентичному в высокоразвитых странах сценарию. Изначально формируются торговые сети в розничной торговле, затем – в общепите, и на следующих этапах появляются сетевые компании сферы услуг или сегмента B2B. Сегодня на рынке розничной торговли отмечается активный рост сетевых торговых компаний, которые сегодня имеют большие возможности. Все розничные торговые сети работают в современных форматах, основные из которых показаны в Приложении А. При этом, тенденцией последнего десятилетия является формирования торговыми компаниями мультиформатной сети, использующей сразу несколько форматов торговли.