Файл: Анализ и тенденции развития сетевой розничной торговли в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • резервы, которые остаются в распоряжении компаний сетевой торговли;
  • средства мониторинга и анализа важнейших параметров функционирования компании сетевой торговли;
  • инструменты диверсификации деятельности торговой сети и развития конкурентных отношений в рамках её внутренней среды;
  • инструменты формирования позитивного имиджа и повышения инвестиционной привлекательности компании сетевой торговли.

Особенно актуализировалось использование указанных инструментов в период 2014…2017 годов, когда в условиях ухудшения экономической конъюнктуры перед крупнейшими отечественными торговыми сетями встала насущная проблема обеспечения собственной прибыльности и устойчивости в рамках адаптации к возникшим внешним шокам, что обусловило активизацию их деятельности в области формирования комплекса адаптивных и стабилизационных механизмов. В ближайшие годы на розничном рынке часто будет применяться такая модель поведения покупателей, для которой характерно уменьшение расходов, увеличение продаж товаров повседневного спроса, снижение числа покупок и переход потребителей на приобретение товаров более дешевых марок. В дальнейшем это повлияет на изменение в стратегии деятельности розничных торговых сетей, а также скажется на трансформации предпочтений потребителей при выборе места покупок и имидже конкретных торговых сетей.

В целом, по результатам исследования можно отметить, что тенденции дальнейшего развития сетевой розничной торговли в российских условиях в целом позитивные. Дальнейшее развитие розничных торговых сетей и отрасли в целом связано с активным ростом сетевизации бизнес-пространства регионов, постепенным преодолением экономических последствий стагнации, снижения пространственной неравномерности расположения торговых сетей при одновременном усиление товарной диверсификации, дальнейшей экспансией торговых сетей в восточные регионы, увеличением числа сделок по консолидации торгового бизнеса, усложнением форм, инструментов и характера интеграции, усиливающимся развитием ассоциированного торгового ритейла, а также созданием интегрированных цепей поставок в ходе производства торговыми компаниями товаров под собственными марками.

Вышеуказанные тенденции необходимо учитывать при разработке управленческих решений о выборе и развитии сетевого формата торговли, что может найти прикладное применение в формировании концептуальных положений стратегии развития торговли регионов и усиления влияния глобализации экономики. Поэтому в дальнейшем необходимо соотнести выявленные тенденции с показателями деятельности относительно крупной российской торговой сети «Евросеть», которая по своим показателям хотя и не вошла в вышеуказанный рэнкинг, однако по прежнему сохраняет высокие позиции на рынке продаж мобильных телефонов.


Глава 2. Состояние и направления развития сетевой розничной торговли в компании ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал

2.1 Организационно-экономическая характеристика компании ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал

В настоящее время компания «Евросеть» является дочерней компанией МТС, управляющая монобрендовой розничной сетью МТС. Данная компания является розничной сетью по продаже смартфонов, мобильных телефонов, ноутбуков, фотоаппаратов и прочих коммуникационных и компьютерных товаров и различных аксессуаров к ним, а также оказывает услуги по подключению и обслуживанию абонентов российских сотовых операторов. На федеральном уровне количество салонов-магазинов в России насчитывает более 3500 единиц. Компания начала свою деятельность на общероссийском уровне в 2003 году, впоследствии к нему присоединились розничные салоны торговых сетей ООО «Салон связи Эльдорадо», ООО «Телефон.Ру», ООО «Телефорум». В настоящее время представительства компании работают как во многих странах СНГ, так и во всех федеральных округах России.

В Екатеринбурге компания «Евросеть» функционирует в виде единой торговой сети, состоящей из центрального офиса-склада и розничных точек продаж, расположенных во всех районах города. В каждой из этих точек продаж любой местный житель может не только приобрести мобильную технику, но и получить целый ряд необходимых услуг: денежные переводы, приобретение билетов, оплата штрафов ГИБДД, заказ бытовой техники, оформление потребительских и товарных кредитов, оплату коммунальных платежей. Поскольку рассматривать всю компанию «Евросеть» не является целью настоящей работы, в ходе дальнейшего исследования все анализы и оценки будет проводиться по данным екатеринбургского филиала данной компании – организации ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал. Организационная структура данной компании представлена в Приложении В.


В приведённой организационной структуре компании можно выделить шесть основных функциональных служб (юридическая служба, служба безопасности, служба продаж, техническая служба, экономическая служба и бухгалтерия) и девять функциональных отделов, образующих эти службы. Ни у одного из членов высшего руководства организации не находится в подчинении более двух отделов, что является положительным фактором, так как в организации не наблюдается чрезмерного усложнения организационной структуры и делегирования избыточного объёма полномочий. Проблемами нематериальной мотивации персонала в данной организации занимается только отдел кадров, однако в составе отдела отсутствует специальная должность для специалиста по мотивации или мотивационного менеджера, поэтому решение данных вопросов делегировано лишь одному из трёх менеджеров по кадрам, что нельзя признать правильным, так как эти функции в понимании данного работника являются вторичными.

Анализ показателей экономической деятельности компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал представлен в таблице 4. Данные показатели рассчитаны на основании бухгалтерской (финансовой) отчётности, приведённой в Приложении Б.

Таблица 4

Анализ показателей экономической деятельности

компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал

Показатели экономической деятельности

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Выручка от продаж, тыс.руб.

265 991

280 411

302 431

280 420

Прибыль от продаж, тыс.руб.

43 281

45 261

39 792

16 312

Чистая прибыль, тыс.руб.

40 372

42 460

38 943

19 184

Активы, тыс.руб.

256 333

261 701

273 422

280 307

Капитал и резервы, тыс.руб.

130 472

132 560

159 043

139 284

Основные фонды, тыс.руб.

55 517

69 724

71 679

71 825

Фондоотдача, руб./руб.

4,79

4,02

4,22

3,90

Численность персонала, чел.

159

166

171

165

Производительность труда, тыс.руб./чел.

1 673

1 689

1 769

1 700

Рентабельность продаж, %

16,27

16,14

13,16

5,82

Рентабельность основной деятельности, %

15,18

15,14

12,88

6,84


Исходя из приведённых в таблице 4 показателей прежде всего необходимо отметить, что производительность труда персонала за последний год снизилась с 1769 тыс.руб./чел. в 2015 году до 1700 тыс.руб./чел. в 2016 году, темп снижения составил 3,92%. При этом, численность работников за то же период незначительно снизилась на 6 чел. С одной стороны, это говорит о том, что даже в сложных макроэкономических условиях организация смогла избежать масштабных увольнений персонала, а, с другой стороны, производительность труда персонала существенно снизилась. Возможно, основной причиной этого явилось снижение выручки от продаж с 302431 тыс.руб. в 2015 году до 280420 тыс.руб. в 2016 году, причём темп снижения данного показателя составил 7,31%, что больше, чем темп снижения производительности труда персонала данной компании.

В целом, рассмотренные показатели свидетельствуют о том, что деятельность исследуемой компании даже до 2015 года нельзя оценить положительно, так как вследствие отсутствия оптимизации издержек компания так и не смогла существенно повысить чистую прибыль. В 2016 году на дальнейшее снижение эффективности деятельности данной компании оказали и неблагоприятные макроэкономические тенденции, выразившиеся в снижении спроса на товары, а также уменьшении доступности свободных финансовых ресурсов. Тем не менее, несмотря на повысившиеся цены, была сохранена клиентская база и удалось сохранить коллектив компании.

В целом, по результатам проведённой оценки экономической деятельности компании ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал можно отметить снижение уровня показателей операционной деятельности, в том числе в сегменте продаж основных товаров компании. Следовательно, в дальнейшем необходимо определить – являются ли выявленные негативные тенденции последствием неблагоприятных макроэкономических тенденций внешней среды, либо причины следует искать в неэффективной организации системы продаж данной компании, либо налицо сочетание негативных факторов как внешней, так и внутренней среды.

2.2 Анализ состояния сетевой розничной торговли в компании ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал

Прежде всего необходимо проанализировать товарооборот исследуемой компании, оценить его динамику и структуру как по различным периодам, так и по отдельным товарным группам. Горизонтальный и вертикальный анализы товарооборота компании ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал представлены в Приложениях Г и Д соответственно.


На основе проведённого анализа можно сделать вывод, что суммарный товарооборот исследуемой компании за весь исследуемый период увеличился с 265991 тыс.руб. в 2013 году до 280420 тыс.руб. в 2016 году, при этом интересно, что наибольший рост в 22020 тыс.руб. наблюдался в 2015 году, что объясняется скорее эффектом отложенного спроса предыдущих периодов. В 2016 году особенно значительное падение продаж зафиксировано по смартфонам и мобильным телефонам и средствам мультимедиа, величина снижения составила 33879 тыс. руб. и 4939 тыс. руб. соответственно. В относительном выражении снижение товарооборота в 2016 году составил 7,28%. Данные отдела маркетинга данной компании показывают, что у основных конкурентов падение продаж имеет схожие значения.

Объём реализации мобильных телефонов за весь период возрос с 174311 тыс. руб. в 2013 году до 176146 тыс. руб. в 2016 году. Следовательно, если учесть показатели инфляции в рублёвой зоне за тот же период, можно сделать вывод, что темпы роста продаж на рынке мобильных телефонов за последние годы оказались весьма низкими. Это отражает тенденцию к росту сроков использования мобильных телефонов и в целом всё более консервативное отношение потребителей к затратам, то есть многие покупатели в период кризиса отложили свои приобретения. В настоящее время темпы роста рынка мобильных телефонов задаются преимущественно спросом в сегменте смартфонов. В свою очередь, продажи ноутбуков и модемов снизился с 20055 тыс. руб. в 2013 году до 15016 тыс. руб. в 2016 году. В дальнейшем можно предположить снижение объёмов реализации ноутбуков, что связано с серьезными изменениями рыночных условий, а также со снижением объема заказов на производство ноутбуков из-за растущего интереса к планшетам.

Структура товарооборота торговой компании ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал в 2016 году представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Структура товарооборота торговой компании

ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал в 2016 году

Как можно заметить из рисунка 5, подавляющую долю в 62,82% в структуре продаж исследуемой компании занимают смартфоны и мобильные телефоны. Также высока доля прочих товаров и услуг в 15,44%, что обусловлено тем, что многие покупатели предпочитают оплачивать различные коммуникационные услуги именно в торговых точках данной компании, данные платежи учитываются по данной статье товарооборота.

По прогнозам специалистов ожидается, что в 2017 году по сравнению с предыдущими периодами в сегменте региональной сетевой розницы в отношении количества торговых площадей ожидается стагнация. В значительной степени изменится набор потребительской корзины, покупатели будут отдавать предпочтения товарам, продаваемым по акциям, а также продукции собственных торговых марок[18]. Вследствие этого, для компании ООО «Евросеть-ритейл» Уральский филиал целесообразно провести дополнительную проверку и оценку эффективности деятельности её торговых точек и скорректировать их численность в соответствии с актуальными рыночными тенденциями.