Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие и виды функций менеджмента).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и виды функций менеджмента
1.2 Особенности планирования как функции менеджмента
1.3 Организация как функция управления
1.4 Мотивация как функция менеджмента
1.5 Контроль как функция в системе менеджмента
1.6 Координация как функция управления в менеджменте
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ВЫМПЕЛКОМ» И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Краткая характеристика компании
2.2 Реализация функций менеджмента в компании
2.3 Перспективы развития функций менеджмента в контексте управления персоналом в ПАО «ВымпелКом»
Производственный потенциал в наибольшей степени будет характеризоваться возможным объемом производства продукции, потенциальными возможностями основных средств, потенциальными возможностями использования сырья и материалов, потенциальными возможностями профессиональных кадров.
В ходе разработки плана материально-технического обеспечения необходимо предусмотреть максимально возможную экономию ресурсов, которая может быть достигнута путем замены дорогостоящих материалов более дешевыми, уменьшением отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессирующих технологий и др. Задача плана определить оптимальную потребность предприятия в материальных ресурсах для осуществления производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности. План материально-технического обеспечения является основой заключения договоров с поставщиками соответствующих ресурсов.
План сбыта должен обеспечить успешную продажу произведенной продукции, для этого нужно разработать следующие разделы:
- объем, номенклатура и ассортимент продукции;
- ценообразование;
- новые и перспективные виды продукции;
- условия сбыта;
- необходимый капитал;
- издержки обращения;
- организация сбыта.
План производства основан на плане сбыта и включает такие разделы как: планирование производственных мощностей и производственной программы, план по обеспечению производственными материалами, план по труду, план по общезаводским расходам.
Бюджет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также бюджет административных расходов в меньшей степени связаны с текущим планированием и ориентированы на общую стратегию предприятия.
Таким образом, планирование, являясь основной функцией менеджмента, охватывает все области деятельности предприятия.
1.3 Организация как функция управления
Организация - это стадия управления, которая связана с разработкой и осуществлением рационального сочетания элементов производства при их развитии в пространстве и времени. Это обеспечение необходимыми ресурсами и создание реальных условий для достижения запланированных целей[13].[16]
Организация является второй функцией управления, задачей которой является формирование структуры управления, а также обеспечение всем необходимым для работы - персоналом, материалами, оборудованием, финансовыми ресурсами и т.д. Организовать - это означает разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи посредством распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязи между различными видами работ.
В любом плане, который создается в организации, всегда присутствует стадия организации, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей. Часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и адаптивность[14].[17]
Другая, не менее важная задача организации - это создание условий для формирования такой культуры в организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, общим для всей организации ценностям. Главное здесь - работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, способных к творчеству, нововведениям, риску, ответственности за решение проблем предприятия[15].[3]
Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. В соответствии с этим в организации выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управленцев: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное[16].[25]
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организацию, контроль и тому подобное.
Структурное разделение труда строится исходя из следующих характеристик объекта: организационная структура управления, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. Общие черты специализации касаются, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.
Вертикальное разделение труда базируется на выделении трех уровней управления - низового, среднего и высшего.
Горизонтальное разделение труда характеризуется разделением труда менеджеров на функции на одном уровне управления. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова.
При движении от низового уровня до высшего увеличивается число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На нижнем и среднем уровнях менеджеры занимаются координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивировкой, становится наиболее важной.
Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в аппарате управления выделяют три категории работников: руководители, специалисты и служащие. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются информационным обеспечением всего процесса.
Содержание централизованной и децентрализованной формы управления
Важнейшими принципами управленческой деятельности являются принципы централизации и децентрализации, которые являются основой организационных форм управления.
Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью предприятий, поступающих из одного центра, жесткую регламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.
Организационная форма управления фирмой считается централизованной, когда:
- функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные отделения;
- существует значительное число функциональных служб (отделов);
- при мощном производственном и сбытовой аппарате сбытовая сеть производственных подразделений находится в подчинении центрального отдела сбыта;
- функциональные отделы центрального аппарата материнской компании осуществляют функциональный контроль над подразделениями по продуктам, производственными предприятиями и сбытовыми подразделениями[17].[22]
1.4 Мотивация как функция менеджмента
Основной задачей для предприятий разных форм собственности является поиск эффективных способов управления трудом, который обеспечивает активизацию людских ресурсов. Основным и решающим показателем результативности деятельности людей выступает мотивационный фактор.
В этой связи рассмотрим понятие и значение мотивации, ее основных положений, связанных с этим элементом системы менеджмента.
Мотив (от франц. mоtif – побуждение) выступает как причина, необходимость что то предпринять, побуждение к какому-либо действию.
Побуждение человека непосредственно связано с удовлетворением физиологических, духовных, экономических и иных потребностей.
Потребность – это внутренняя осознанность отсутствия чего-либо, которое побуждает к активности. Потребности бывают первичные и вторичные. Первичные заложены генетикой, а вторичные вырабатываются в ходе опыта и познания. Потребности можно удовлетворить вознаграждением[18].[15]
На формирование потребностей влияют много факторов, среди них выделяют возраст, пол, семейное положение, экономическая и политическая ситуация в стране, уровень образования, воспитания и социальная принадлежность.
Таким образом, мотивацию с точки зрения социальной психологии можно рассматривать как направленность активности человека, обусловленная актуализированной потребностью.
Мотивационное состояние человека регулируется системой ценностных ориентаций личности. К мотивационным состояниям человека следует отнести установки, интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти. При этом все отмеченные мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.
В то же время мотивация – это и одна из основных функций менеджмента, суть которой заключается в создании системы побудительных мотивов для всего персонала организации, обеспечивающих достижение целей организации на основе гармоничного сочетания, сбалансированности корпоративных интересов с личными интересами каждого сотрудника.
Заинтересованность работника, его личная мотивация зависит от значимых для него условий деятельности, в том числе, от ее содержательной стороны, материального вознаграждения и условий (эргономики) работы, а также от структуры, иерархии потребностей каждого индивида.
Актуализация тех или иных потребностей зависит от ряда условий. Поведение людей определяется комплексом мотивов, что приводит к ситуации, когда те или иные мотивы начинают доминировать в зависимости от психического состояния человека, его индивидуальных возможностей и сложившейся в данный момент иерархии ценностей. Существуют потребности в достижении успеха, доведение дела до необходимого результата, стремлении к профессиональному и творческому росту[19].[6]
Следует также отметить, что у людей достаточно велико стремление к социальной справедливости, к получению эквивалентного вознаграждения за свой труд, объективному признанию своих заслуг. Вознаграждение – это все то, что является ценным для человека. Каждый человек чувствителен к системе внешних и внутренних вознаграждений. Следовательно, менеджеры могут использовать как внешнее вознаграждение, выраженное в денежных выплатах или продвижении по службе, так и внутреннее вознаграждение, получаемое в ходе работы (чувство успеха). Однако следует понимать, что баланс этих вознаграждений сугубо индивидуален. Глубокое удовлетворение приносит результативность работы, ее социальная значимость, общественная признательность за трудовые успехи.
Между тем время не стоит на месте и факторы, которые мотивируют к труду конкретного человека сегодня, могут быть «отключены». Точно никто не может знать, как работает механизм мотивации труда, какой должен быть силы мотивирующий фактор и когда он сработает. Поэтому в кадровом менеджменте постоянно развивается и исследуется система стимулов трудовой деятельности, разрабатываются новые методы стимулирования.
В данном контексте хотелось бы обратить внимание на решение такой важной, с нашей точки зрения, проблемы, как создание, образно говоря, концепции «корпоративной» («хозяйской» – в зарубежной практике) мотивации. В принципе такая концепция возможна тогда, когда будет ликвидирована отчужденность персонала от корпоративных интересов, созданы «единые команды», безоговорочно заинтересованные в эффективном достижении конечных результатов производственной деятельности, зафиксированных в стратегических целях. Решение проблемы создания действенной «корпоративной» мотивации видится в участии персонала в собственности, в прибылях и управлении (реализация принципа партисипативного управления).
К числу основных задач мотивации следует отнести:
- знание у любого работника сути и значимости мотивации в ходе работы;
- знание персонала и управляющего состава психолого-педагогических основ внутрифирменного общения;
- развитие у любого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с применением современных способов мотивации[20].[27]
Достаточно важными считаются следующие мотивационные формы: благоприятный моральный климат в коллективе, карьерный рост, хорошие условия труда, оплата путевок, социальные отпуска.
Методы мотивации персонала могут быть разнообразными и зависят от разработанной системы стимулирования в организации, общей системы управления и особенностей самой организации.
Методы мотивирования можно разделить на организационно-административные, экономические и социально-психологические. Это достаточно распространенная классификация.
Организационно-административные методы основаны на директивных указаниях. Они базируются на властной мотивации: подчинение власти, закону, правопорядку и т.д. Данные методы опираются на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное номинирование, контроль, распорядительство. Властная мотивация создает нужные условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-административные методы призваны обеспечить эффективное управление любого уровня на основе его научной организации[21].[21]