Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие и виды функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С развитием и углублением взаимосвязей и взаимозависимостей между странами, усилением интернационального нрава хозяйственной деятельности в значимой степени соединены и инновационные тенденции мирового менеджмента. Вслед за переходом большинства постиндустриальных государств к открытой экономике, за быстрым возрастанием роли межнациональных компаний в мировой экономике, развитием международного предпринимательства развивалась и интернационализация управления. Это вызвало немало новых вопросов в управленческой теории и практике. Это только новые вопросы, которые поставила перед управленцами настоящая практика в конце XX века, в эру глобализации, решить которые можно только при условии формирования качественно новой системы управления, адекватной потребностям глобальной эффективности бизнеса, – системы международного менеджмента.

Грамотная реализация функций менеджмента обеспечивает достижение целей организации, способствует положительной тенденции в динамике экономической эффективности предприятия. Поэтому совершенствованию процесса управления должно уделяться достаточное внимание.

Исследование функций управления в качестве основных категорий технологии менеджмента предприятий вообще и акционерных обществ в частности отражены в трудах Мескона М., Дмитриевой И. Ю., Игнатьевой С. Н., Аюпова М. З., Овчинникова В. Ф., Смиренниковой В. Д., Файоля А. и др.

Однако теоретико-методологические и практические аспекты функционального подхода к международному, глобальному менеджменту еще недостаточно исследованы и разработаны. Нерешенность многих проблем в значительной степени связана со спецификой и разнообразием видов деятельности корпораций, которые непосредственно связаны с их выходами на внешние рынки, во внешнюю международную среду, что требует адаптации.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данной темы.

Целью курсовой работы является выявление основных функций менеджмента и проектирование их на современную организацию ПАО «ВымпелКом» с целью разработки практических рекомендаций по совершенствованию механизма управления на предприятии.

Для достижения цели необходимо решение следующих частных задач:

- дать определение такому понятию как «функция менеджмента»;

- выявить основные функции менеджмента, классифицировать их и охарактеризовать;

- изложить теоретические основы изучения функций менеджмента на предприятия;


- дать краткую характеристику современного предприятия ПАО «ВымпелКом»;

- рассмотреть основные (базисные) функции менеджмента и их реализацию на примере ПАО «ВымпелКом», определить основные направления совершенствования управления;

- разработать предложения по совершенствованию функций менеджмента в системе управления персоналом предприятия.

Объектом исследований выступает система функций менеджмента действующего предприятия ПАО «ВымпелКом». Предмет изучения – функции менеджмента как составные части сложного и необходимого процесса – процесса по управлению, которые характе­ризуют содержание управленческого труда, задачи, решаемые коллективом предприятия по его управлению, и классифици­руются в соответствии со сложностью процесса управления, разделением и кооперацией труда в сфере управления.

Достижение цели работы осуществляется с помощью методов построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц; традиционных методов экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, наблюдения, сравнения; вертикального и горизонтального анализа, функционального анализа.

Научная новизна работы выражается в том, что в работе исследованы вопросы совершенствования управления современного предприятия на конкретном примере и предложены рекомендации по усовершенствованию реализации функций менеджмента, что позволяет использовать данный опыт в российской действительности, повышая эффективность деятельности организаций.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации выпускной курсовой работы ориентированы на применение методики управления персоналом предприятия в современных условиях развития экономики. Также использование результатов работы в сфере практики управления позволит предприятию эффективно использовать функции менедж­мента и организовать успешную работу предприятия.

Курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых решает частные задачи исследования. В первой главе на основе положений теории управления выделяются основные функции менеджмента и раскрывается их содержание. Во второй главе выполняется квалифицированный анализ реализации основных функций менеджмента на примере ПАО «ВымпелКом» и определяются направления совершенствования управления.


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие и виды функций менеджмента

Тема функции менеджмента очень интересна и многозначна. Как и весь менеджмент разнообразен, так и его функции варьируются от автора к автору. Какие же они функции управления или менеджмента?

Существует несколько отличающихся друг от друга классификаций функций менеджмента. Дело тут в авторе, каждый теоретик, обобщая материал старается привнести в теорию управления свое видение.

Вот и получается что функций управления очень много – планирование целеполагание, организация, мотивирование, руководство, контроль, координация и так далее. Некоторые авторы укрупняют функции менеджмента, другие наоборот дробят их[1].[34] Получается, что количество функций меняется от 4 и до 6-8 штук. Следует сформулировать далее наиболее часто встречаемые классификации.

Функции менеджмента по Мескону (или функции управления по процессному подходу). Это классификация самая распространенная и самая цитируемая, как зарубежными авторами, так и отечественными. Данная концепция выделяет 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль[2].[4]

И два связывающих процесса: процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

Однако кроме классификации, представленной в книге «Основы менеджмента» Мескона и Хедоури, в нашей стране часто используются функции предложенные Румянцевой. По сути это российский аналог функций менеджмента[3].[10]

Функции менеджмента по Румянцевой включают в себя 5 составных элементов: планирование, организация, мотиваций, контроль и координация.

Данная схема имеет такую взаимосвязь неслучайно. Дело в том, что связывающую роль между основными функциями управления в данном случае выполняет функция координация. Если в модели процессного подхода роль связей выполняют коммуникации и принятие решений, то здесь это именно координация[4].[23]

Теперь следует установить взаимосвязь между функциями управления и определить их сущность.

Процесс коммуникаций – связывающий процесс дающий возможность протекать всему процессу управления – это процесс обмена информацией.

Процесс принятия решений – основная деятельность менеджера – это выбор альтернативы.


Два указанных связывающих процесса подводят к понятию взаимосвязи функций менеджмента. Суть это связи состоит в том, что функции управления выполняются, последовательно начиная с планирования заканчивая контролем. Но они не смогли бы осуществляться, если бы не было связи между этими функциями. Роль связующих выполняет обмен информацией и принятие решений.

Все функции между собой взаимосвязаны, все выполняют общую плановую цель. Но для того чтобы функция смогла работать, необходима информация и необходимо принятие решений. Таким образом, имеется циклический взаимосвязанный процесс работы функций управления[5].[5]

1.2 Особенности планирования как функции менеджмента

Менеджмент – это совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно. К основным функциям менеджмента обычно относят: планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль[6].[30]

Под планированием понимается вид деятельности, связанный с постановкой целей, формулировкой путей их достижения, описанием конкретных действий. Планирование является основой управленческой деятельности. Процесс планирования должен основываться на экономических и производственных условиях, имеющихся у предприятия ресурсах, структуре и особенностях рынка, на котором планируется деятельность.

Прежде чем запустить какое-либо производство, управляющий должен основательно продумать, что конкретно он должен сделать, в какие сроки, пути достижения и используемые средства. Иначе его деятельность может оказаться напрасной. Соответственно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Этот процесс и является планированием[7].[18]

Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение предприятием функций: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия[8].[12]


К задачам планирования относят:

- предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка производственной программы предприятия;

- исследование требований потребителей и формирование программы, ориентированной на их запросы;

- обеспечение выпуска продукции более высокого качества;

- непрерывное повышение эффективности производства;

- выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;

- применение наиболее экономичных технологий и оборудования;

- согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия и направление этих действий на достижение взаимовыгодных результатов[9].[19]

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии[10].[14]

Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Среднесрочное планирование в настоящее время в большинстве отраслей народного хозяйства практически не используется. Данный вид планирования в большей степени характерен для государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии[11].[33]

Составление текущего плана начинается с определения производственного потенциала предприятия. Производственный потенциал – это система экономических отношений, возникающая между хозяйствующими субъектами на микро- и макроуровнях по поводу получения максимально возможного производственного результата, который может быть получен при наиболее эффективном использовании ресурсов, при имеющемся уровне техник и технологий, передовых формах организации производства[12].[31]