Файл: Адаптация ребёнка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Методические рекомендации по адаптации первоклассников к обучению в школе

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

Понятно, что ребенок должен привыкнуть к изменившимся требованиям и психологическим нагрузкам. Но при чем здесь физиология?

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть физиологическая адаптация.

Продленка для первоклассников - мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Понятно, что большинство родителей работает, и далеко не у всех деток есть бабушки и дедушки, готовые подставить плечо в этот труднейший момент. Однако из любого положения есть выход. И не всегда этот выход - продленный день.

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания, которых по закону в первом классе не должны задавать, вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе.

С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. И, тем не менее, в режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки.

Необходимо прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.


Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом. Расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.

Последние дни перед 1 сентября и началом учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но, вдруг, ни с того ни с сего начинаются капризы, даже могут быть истерики. Это, кажется, нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника, тем не менее, откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы.

Понятно, что серьезные жизненные перемены - стресс для всякого человека: и взрослого, и ребенка. Ребенок еще маленький, ему они даются тяжелее. Нужно видеть разницу между вразумлениями и бессмысленными тираническими наказаниями. Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. А мы часто не понимаем, в чем дело, считаем происходящее капризом.

Пусть первый школьный период пройдет как можно спокойнее!

Нельзя считать, что агрессия ребенка имеет отношение к вам как к родителю, как к личности. Он сбрасывает накопившуюся отрицательную энергию, он надеется, жаждет, чает быть понятым и принятым со всеми потрохами и неуклюже, как умеет, просит о помощи.

Нужно заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Катать машинки, строить из конструктора, читать вслух интересную книжку. Не нужно спрашивать ребенка, как он себя вел в школе! Вопрос о поведении усиливает напряженность. Оказывая ребёнку эмоциональную и инструментальную поддержку, родители способствуют успешности совладения ребёнка с жизненными трудностями, а, следовательно, помогают ему легче и быстрее адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. Не принимая участия в решении трудностей и проблем детей, родители создают дополнительные препятствия, что не может не отражаться на успешности его социальной адаптации.

Итак, вывод может быть только один: не давление (чтобы «скорее привык к учению»), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых – только этим мы можем помочь ребенку.

Заключение

Адаптация – очень важный процесс. В самом распространенном значении школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.


Понятие «адаптации» рассматривали много авторов. В психологической литературе Г.И Царегородцев, Ф.Б. Березин, А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.

Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.

Основная цель педагогического коллектива школы в направлении адаптации первоклассников к школьному обучению - создание общего фона, благоприятного для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального. В связи с этим деятельность школы направлена на:

-максимальное обеспечение двигательной активности детей к школе;

- создание в школе развивающей предметной среды, являющейся продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду;

- широкое применение игровых приемов;

- изменение стиля взаимоотношения взрослых и детей с авторитарного на стиль доверительного сотрудничества;

- введение в педагогический процесс разнообразных видов детской творческой деятельности;

- использование многообразных форм обучения неурочного типа;

- создание щадящего режима учебной деятельности.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что проблема адаптации первоклассников к школьному обучению очень актуальна.

Теперь, анализируя полученные результаты исследований, можно сказать, что предположения сделанные в начале работы верны.

Итак, опираясь на результаты проведенного исследования, их математическую обработку, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, достоверна, следовательно, адаптация первоклассников к обучению в школе будет протекать успешнее, если применяются специально разработанные адаптационные мероприятия.

Задачи, поставленные перед началом работы, выполнены.

Цель работы достигнута. То есть нами была исследована проблема адаптации первоклассников к обучению в школе.

В ходе выполнения исследовательской работы были получены необходимые знания, которые будут использованы в будущей практической работе.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе/ Э.М. Александровская.- М., 1988.- 153с.

2. Андрева, А.Д. Человек и общество / А.Д.Андреева.- М.,1999. – 231с.


3. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. – М., 1990.- 180с.

4. Артюхова,И.С. В первом классе – без проблем / И.С. Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая интеграция. Бессознательное / Ф.Б. Березин.- Новочеркасск: Изд-во УРАО,1999.- 321с.

6. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова.- Мн., 1997. – 145с.

7. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. – М., 1968. – 267с.

8. Бурменская, Т.В. Возрастно-психологическая консультация / Т.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.- М.,1990.- 193с.

9. Вершинина, Т.И. Производственная адаптация рабочих кадров / Т.И. Вершинина.- Новосибирск, 1979.- 354с.

10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.6. / Л.С. Выготский.- М., 1962.

11. Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе / И.И. Гуткина.- М.: Академический проект, 2000.- 184с.

12. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / под ред. Н.Я. Кушнир. – Мн., 19991.- 281с.

13. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. – 182с.

14. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося / В.А.Зобков. – Казань, 1992. – 245с.

15. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И.Зотова, И.К. Кряжева.- М., 1995. – 243с

16. Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам / Д.В. Колесов. – М.,1987. – 176с.

17. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988.-265с.

18. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон.- М.,1973.- 352с.

19. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи / Т.К.Кончанин. – Тарту, 1994. – 163с.

20. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер,2005. – 904с.

21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 1997.- 176с.

22. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л.В. Мардахаев. – М.,1997.- 234с.

23. Мечинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Мечинская.- М., 1989.- 143с.

24. Милославова И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. - Л.,1984.- 284с.

25. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. – 352с.

26. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов в высш. Пед. учеб. завед. / Р.С.Немов.- М.,1994.- 576с.

27. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. – М., 1980. – 85с.

28. Обухова, Л.В. Возрастная психология / Л.В. Обухова.- М., 1996.- 72с.

29. Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Петровского. – М.,1977.- 480с.


30. Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Богословского. – М., 1981.- 383с.

31. Особенности психического развития детей 6-7 лет / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М., 1988.- 321с.

32. Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории/ Б.Д.Парыгин. – М., 1980.- 541с.

33. Платонов, К.К. Система психологии и теории отражения / К.К. Платонов.- М., 1982.- 309с.

34. Социально-педагогические теории, методика, опыт исследования / под ред. А.И. Новикова.- Свердловск: Изд-во уральского университета,1990. – 148с.

35. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г.И. Царегородцева.- М.: Советская литература,1975.- 277с.

36. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже /Дж. Флейвелл. – М., 1973.- 623с.

37. Фролова, О.П. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе: О.П.Фролова, М.Г. Юркова.- Иркутск, 1994.- 293с.

38. Чиникайло,С.И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников / С.И. Чиникайло. – Мн., БГМУ, 2005. – 56с.

39. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь.- Гродно: ГРГУ, 2002. – 263с.

40. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе / Л.Л. Шпак.- Красноярск, 1991. – 232с.

41. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.- 184с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1. Основные признаки рисунка «Я в школе» и частота их встречаемости у детей экспериментальной и контрольной групп

(Баркан А.И.)

Признаки изображения

Характер и детали изображения

Частота встречаемости

Экспериментальная группа - 1Б

Контрольная группа - 1А

1

Расположение рисунка

Посередине листа,

5

6

сбоку (внизу, вверху), в угловой части

4

2

2

Размер рисунка

Большой

8

7

Маленький

3

2

3

Изображение людей и школы

Снаружи здания

7

7

4

Изображение людей и школы

Внутри здания

2

5

5

Изображение людей

2

9

6

Изображение только здания школы

6

8

7

Другие элементы изображения

Птицы, цветы, бабочки

6

7