Файл: Адаптация ребёнка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средний уровень.

Первоклассник положительно относится к школе, посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает внимателен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, готовится к урокам и выполняет почти всегда домашние задания, общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками .

Низкий уровень.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе: нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно; ему необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебном помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по имени и фамилиям лишь часть одноклассников.

По описанию уровней адаптации к обучению можно проследить, что приспособленность у первоклассников протекает по-разному и отличается по скорости и устойчивости.

Для успешной адаптации младших школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий не только в первый год обучения в школе, а на протяжении всего времени обучения в начальной школе:

— проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников;

— на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;

— использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;

— установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;

— осуществлять коллективную, групповую работы с детьми;

— реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;


— учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;

— осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.

На протяжении 1 полугодия я уделяла больше внимания индивидуальным особенностям ребенка, определяя их уровень подготовленности к школе. Объем работы увеличивала постепенно. Не вызывала к доске учащихся, которые были не уверены в себе, стеснительных. Обращала внимание только на достоинства учащихся.С самого начала поддерживала положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использула правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка).

Есть такие дети, которые находятся в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы всем сообщить об этом, выкрикивают с места, хотят быть в центре внимания. (Абраменко Диана, Березняцкая Виктория, Кукурудза Максим, Бутылецкий Артём).

Есть дети, которые внимательны на уроке, имеют достаточно высокий уровень познавательного интереса (Маркеев Степан, Макаров Максим, Кульчикова Амина.). Они спокойны на уроке, доброжелательны, у них практически всегда хорошее настроение.

В классе есть ученики, которые присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться (Киреева Соня, Максимова Вера, Гаврилов Гоша).

Есть дети, которые пришли без подготовки.(Донцов Даниил, Старосельцев Ярослав, Урманов Ибрагим).

Есть, конечно, дети «молчуны», которые редко проявляют себя на уроках, без инициативы. (Пономаренко Володя, Рейнгард Андрей, Коротин Данил, Старосельцев Ярослав, Саламатин Владислав).

Есть такой ребенок, который все воспринимает, все понимает, что от него требуется, в ответах рассудителен, правильно оценивает ситуацию, только ему надо напоминать, что все необходимо делать вовремя. (постоянно опаздывает, часто не готовит к уроку рабочее место, нет тетрадей). (Чернов Иван).

Многие дети владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. В классе организовано дежурство. Все дети выполняют небольшие поручения. За истекший период практически все уч-ся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности, научились содержать в порядке рабочее место.

Провожу работу с родителями. Стараюсь заложить основы родительской позиции, которая заключается в следующем:

- эмоциональная поддержка ребенка;

- организация максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, соблюдение режима дня);


- выполнение правил поведения в школе.

Стараюсь наладить связь между школой и родителями. Им даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.

По своим наблюдениям я вижу, что дети благополучно адаптировались к новым условиям. А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.

2. Исследование школьной адаптации первоклассников к школе

2.1 Цель, задачи и методики исследования

В проведенном мною и психологом школы по начальным классам исследовании приняло участие ученики первых классов МОУ « СОШ «Патриот» с кадетскими классами»

Был рассмотрен вопрос, касающийся адаптации к школе учеников первого класса, у детей 6,5- 7 лет были выявлены уровни сформированности школьной адаптации.

Целью экспериментального исследования является выявление показателей уровня адаптации учащихся 1-х классов к учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, как говорилось ранее:

-исследовать уровень школьной адаптации у учеников первого класса;

-выявить уровень сформированности школьной адаптации у детей из экспериментальной и контрольной групп;

-составить и апробировать развивающую программу;

-повторно исследовать уровень школьной адаптации.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Констатирующий этап, целью которого было проведение первичной диагностики адаптации первоклассников.

2. Формирующий этап, целью которого было проведение программы адаптации детей к школьной программе. Для этого использовались такие методы сбора информации как наблюдение, беседы, анкетирования и т.д.

3. Контрольный этап, целью которого была проверка эффективности проведения программы адаптации в школе. На данном этапе был использован диагностический блок методик, представленный на первом этапе.

На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации первоклассников к школе. Основными методиками изучения процесса адаптации к школе стали:

1. Пиктографический тест (проективная рисуночная методика) «Я в школе» А.И.Баркан;


2. Методика диагностики уровня школьной адаптации Филлипса

3. Методика измерения уровня адаптированности Тейлора

Отбор конкретных методик осуществлялся нами по критерию их соответствия целям нашего исследования. Наиболее отвечающим задачам исследования явились проективные рисуночные методики, в основе которых лежит механизм проекции.

Проективная рисуночная методика «Я в школе».

Данная методика разработана В.И. Баркан, целью которой является диагностика процесса адаптации к школе.

Исследуемым предлагалось нарисовать рисунок на тему : «Я в школе». Для рисования детям раздавались листы формата А4, наборы цветных карандашей и давалось неограниченное количество времени. Методика проводилась одновременно с пятью детьми, рассаженными так, чтобы нельзя было увидеть, что рисует каждый из них.

В этом задании учитывалось и то, какой рукой ребенок работает, а также обращалось внимание на то, как ребенок держит ручку (карандаш)- правильно, удобно, неправильно, неудобно, сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит?

Анализ рисунков позволяет с точностью определить наличие у школьников познавательных мотивов или преобладание игровой мотивации, а по изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею .

Тест школьной адаптации Филлипса".

"Тест школьной адаптации Филлипса" позволяет изучить уровень и характер адаптации, связанных со школой у детей младшего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

Тест"Измерения уровня адаптации Тейлора"

Для выявления личностной адаптации была использована методика "Измерения уровня адаптации Тейлора" (адаптированная Немчивым Т. А.).

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо, как набор карточек с утверждениями .

Первичное исследование адаптации первоклассников к школе

В результате проведения рисуночного теста «Я в школе», дети разделились на 5 групп.

В первую группу нами отнесены 13 детей, на рисунках которых вопреки заданию, нарисовать себя в школе, изображено только здание школы .

Почти все рисунки этой группы очень сильно отличаются от остальных наличием большого количества штриховки. Это может говорить о некотором агрессивном и тревожном отношении к школе. Если на рисунке не так сильно выражена штриховка, то они все равно изобилуют большим количеством мелких деталей, например наличием птиц, летающих вокруг школы, изображенных галочками и заполняющих почти все пространство листа.


Школьные задания на рисунках детей этой группы изображены в виде жилых домов с большим количеством окон. На одном рисунке школа изображена в виде избушки, вокруг которой нарисованы мелкие цветочки. На вопрос: «Где же, ты, на этом рисунке, дети отвечали: «Я в школе, я где-то там…».

Про испытуемых, отнесенных нами к первой группе, можно сказать, что они не адаптировались к новой деятельности. Фактически они являются дошкольниками, на это указывает то, что дети рисуют не содержание деятельности, которой они заняты внутри самой школы, а только ее здание, как некий символ этой деятельности. Эти дети еще психологически не готовы принять роль учащегося. К школе они относятся как к месту, куда их зачем-то приводят родители и нет никакого представления (осознания) о том, что же они должны делать внутри.

Во вторую группу вошли 15 детей. Из них у 9 детей на рисунках, помимо здания школы, нарисованы люди. Эти люди находятся рядом со школой, но не объединены общей деятельностью. У 6 детей изображен один человек, находящийся возле школы. Мне кажется, что эти рисунки по своему смыслу совершенно одинаковые и от того, что у 9 детей в рисунках присутствует второй человек, его присутствие ничего не меняет, т.к. люди между собой никак не взаимодействуют.

Дети из этой группы на вопрос: “Где ты на рисунке?”, отвечали чаще всего: “Я возле школы”, “Я иду из школы”. Там, где на рисунке изображено два человека ответы выглядели так: “Я с подружкой возле школы”, или “Мы идем домой”. Если рассматривать эту группу по манере изображения здания школы, то она отличается от предыдущей. Рисунки этой группы не так сильно заштрихованы, здания имеют более “привлекательный” вид, но практически отсутствуют многочисленные мелкие детали, которые были в рисунках первой группы.

Изображение школы здесь более интересное, чем в предыдущей группе, это уже не заштрихованные прямоугольники, а по большой части довольно оригинальные здания, правда, не всегда напоминающие школу. Так, например, есть школы, изображенные в виде замков. А на одном из рисунков ученица нарисовала себя в виде принцессы с короной. Есть ещё изображение школы в виде церкви, а на четырех рисунках школа изображена в виде фантастических зданий с полукруглыми крышами и оригинальными окнами разной формы и размеров. На одном рисунке мальчик нарисовал стену школы с окном и двух маляров, которые ее красят.

Определенно можно сказать, что во время рисования, дети разворачивали какой-то сюжет, только он не был связан со школой. Так, на рисунке одного мальчика, школа изображена в виде здания мэрии, куда его привезли на лимузине. Надо отметить, что эта «игра», по нашим наблюдениям продолжается все время его пребывания в школе. Он воображает себя мэром, а все, что реально происходит с ним в школе, нисколько не разрушает, а, каким-то образом, поддерживает его собственный сюжет.