Файл: Адаптация ребёнка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется
Я. Корчак

Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного. Находишься в постоянном напряжении … Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии. У них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Появляются состояние тревоги, капризы, проявляются более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п.. Ребенку трудно. Он поступает в первый класс, поэтому адаптация ребенка к школе всегда была одной из актуальных проблем начальной школы.

Психологические факторы адаптации к школьному обучению первоклассников как психолого-педагогическая проблема

Понятие адаптации к школьному обучению стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

В самом распространенном своем значении адаптация к школьному обучению понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Говоря об адаптации как процессе, следует помнить о двух его сторонах. С одной стороны, человек – это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе – значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником – послушным, старательным, неконфликтным.


С другой стороны, адаптация подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Положительным результатом можно считать состояние, когда ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам; у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не входя в противоречие со средой. Школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Следует отметить, что начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями; дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании - плачут. У первоклассников в первые недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

Наблюдения за первоклассниками показали, что психосоциальная адаптация может проходить по-разному.

Поэтому, проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность.

Актуальность обусловлена:

  • постоянно растущим интересом общества к процессу гуманизации образования, личностно-ориентированной его направленности;
  • противоречием между важностью и значимостью реализации психологического сопровождения личностного развития младших школьников;
  • слабой ее теоретической и практической разработанностью.

Целью психолого-педагогической деятельности является изучение особенностей психологического сопровождения личностного развития младших школьников в период адаптации.

В современной психологической науке в последнее время особую популярность приобретает именно идея сопровождения.


  • Психологическое сопровождение — это особая форма осуществления социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам.

Цель психологического сопровождения школьника в период адаптации достигается за счет последовательного решения следующих задач:

    • Выявление качеств наиболее значимых в структуре психологической го­товности к школе с целью совершенствования условий обучения детей и про­фессиональной деятельности педагогов.
    • Выявление индивидуально-психологических особенностей детей с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
    • Создание системы психолого-педагогической поддержки всем перво­классникам в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
    • Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Методы исследования:

  1. Теоретические:
    • анализ и синтез,
    • сравнение,
    • обобщение,
    • абстрагирование,
    • систематизация,
    • аналогия,
    • моделирование,
    • прогнозирование,
    • идеализация
  2. Эмпирические:
    • изучение литературы и источников, нормативных, инструктивно-методических документов,
    • анализ диагностик,
    • психологическое наблюдение,
    • беседа,
    • опрос,
    • тестирование,
    • обобщение опыта.

Совместная работа педагогов и школьного психолога помогает эффективно изучать и организовывать адаптационный период первоклассников в школе.

Считаем, что педагог-психолог, должен обладать основными навыками:

  1. Безусловное принятие ребенка — не на словах, а на деле. Ребенок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его присутствие здесь желательно.
  2. Умение слушать — кивать, улыбаться, использовать контакт глаз.
  3. Умение эффективно управлять детским коллективом с помощью логических умозаключений, соглашений, контрактов, групповых методов решения проблем. (Не унижать, не кричать, не стучать, не топать ногами.)

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов:


  • классный коллектив,
  • личность педагога,
  • изменение режима,
  • непривычно длительное ограничение двигательной активности;
  • появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

По результатам наблюдения делаем вывод, что одни дети легко вливаются в школьную жизнь, а другим требуется время. Как помощь малышу преодолеть эти трудности? Так как дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития для этого необходимо:

  1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
  2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
  3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Выделили три этапа адаптации. Основную деятельность выполняет педагог – психолог (консультирование, анкетирование, обработка диагностики, коррекционно-развивающая работа и т.д.).

Первый этап – поступление ребенка в школу.

Он начинается с мая.

Занятия с будущими первоклассниками проводим с целью:

• сокращения адаптационного периода детей;
• создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения родителям полезной информации по организации жизни ребенка перед началом школьных занятий; 
• групповая и индивидуальная консультация педагогов и специалистов, которые будут работать с будущими первоклассниками.

В цикл первого этапа входит:

• знакомство детей со школой и ее территорией (экскурсия);
• знакомство с учителями и специалистами через занятия;
• развитие мелкой и крупной моторики (специальные занятия и упражнения);
• физкультурные занятия (в спортивном зале);
• развитие интеллектуальных способностей; 
• сохранение эмоционального благополучия и психического здоровья детей.


Во время занятий детям предоставляется возможность быть успешными: задания подбираются в соответствии с возрастными интересами (игра, рисование, лепка).

Занятия строятся на сочетании индивидуальных и групповых приемов. Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень развития ребенка.

Групповое – определить уровень готовности ребенка, принять нормы и правила школьной жизни.

Второй этап – адаптация детей в школе.

Без преувеличения мы можем этот период назвать самым сложным для родителей и самым ответственным для детей.

Этот этап начинается 1 сентября и заканчивается 1 января.

В рамках данного этапа:

1. Педагогическая поддержка школьников в урочное и во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры, которые помогают детям:

  • быстрее узнать друг друга,
  • настроиться на предъявляемую школой систему требований,
  • снять чрезмерное психическое напряжение и др.

2. Организация методической работы педагогов, направленная на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленные в ходе наблюдения за детьми в первые недели обучения.

3. Консультирование и просвещение родителей первоклассников, знакомство взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса.

Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

1. Организация групповой коррекционно-развивающей работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. При мониторинге психического здоровья отслеживаются наиболее значимые признаки, влияющие на отклонение поведения:

  • агрессивность;
  • самооценка;
  • тревожность.

2. Просвещение и консультирование школьным психологом педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.

3. Назначение индивидуальных и групповых консультаций, просвещение родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.

В рамках психолого-педагогической работы по созданию условий для ус­пешной адаптации первоклассников осуществляем следующие направления деятельности: