Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Особенности кадровой политики в бюджетной организации).pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности кадровой политики в бюджетной организации
1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство как субъект современного рынка бюджетной сферы
Глава 2. Особенности, предъявляемые к работникам бюджетной сферы на примере ЖКХ
2.1. Основные направления решения кадровых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства
2.2. Требования, предъявляемые к персоналу ЖКХ
Таким образом, на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную, многоэлементную, динамическую организационно-экономическую систему, существующую в рамках современных рыночных отношений.
Рассматривая управление персоналом любого предприятия, следует иметь в виду, что это целенаправленная деятельность руководительского состава и включает в себя концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления. управление кадрами включает в себя весь спектр системы управления от приема человека на работу до его увольнения (рисунок 1).
Рисунок 1. Управление персоналом
Для обеспечения системы управления персоналом необходимо следующее обеспечение:
- Техническое.
- Информационное.
- Нормативно-методическое.
- Правовое.
- Документальное. [1]
Следует, однако, заметить, что регламентироваться общими правилами в жестких рамках в ЖКХ нельзя. Это связано с тем, что все люди разные и если на заводе рабочий выполняет одну и ту же работу каждый день, то в ЖКХ она может быть различна день ото дня, и к тому же работники постоянно сталкиваются с жильцами.
Целями ЖКХ являются:
- Экономические (прибыль от оказанных услуг и реализации продукции).
- Научно-технические (разработки и научно-техническое обеспечение).
- Производственно - коммерческие (производство и реализация услуг).
- Социальные (удовлетворение социальных потребностей работников). (рисунок 2) [3]
Рисунок 2. Упрощенный вариант базового дерева целей системы управления организацией
Понятие «управление» имеет такие синонимы, как администрирование или линейное руководство. Это с вязано с тем, что львиную долю руководства берет на себя линейные руководители или менеджеры 1 звена. Следует отметить, что зарубежный опыт работы показывает, что наиболее продуктивна будет работа, если управление персоналом будет находиться в руках одного человека, либо небольшой группы людей. [3]
В последние годы российские предприятия все чаще используют международные системы управления. так, например, при работе с персоналом зарубежные руководители выделяют ближние и дальние цели. Ближние решаются в течении короткого времени, а дальние могут рассчитывать и на месяц, год, несколько лет (рисунок 3 ).
Рисунок 3 Особенности управления персоналом
На сегодняшний день существует множество современных источников для проведения качественного поиска работников. Помимо использования таких методов поиска как поиск по личным связям и рекомендациям знакомых и коллег, работающих на данном предприятии, по государственной службе занятости, можно использовать также поиск среди выпускников учебных заведений, объявления в прессе, по радио и телевидению на специальных стендах и рекламных щитах, специальные сайты в Интернете. Последний источник набирает все большую популярность, как среди работодателей, так и среди людей ищущих работу из-за своей доступности, простоты и удобности.
Таким образом, основными принципами эффективной оценки должны быть: направленность на улучшение работы; тщательная подготовка; конфиденциальность; всестороннее непредвзятое обсуждение итогов работы (или испытания), деловых и личных качеств человека, их соответствия должности, перспектив на будущее; разумное сочетание похвалы и критики; надежность и унифицированность критериев, достоверность методов.
Использование этих требований, рекомендаций и принципов позволяет сократить время и затраты на данные процедуры, сделать процесс более эффективным и результативным, и получить необходимый квалифицированный персонал. [6]
Хорошо подобранный трудовой коллектив - залог успеха и процветания предприятия, который позволит предприятию достичь ранее определенной миссии и целей.
Глава 2. Особенности, предъявляемые к работникам бюджетной сферы на примере ЖКХ
2.1. Основные направления решения кадровых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Согласно последним данным института статистики РФ, в сфере ЖКХ сегодня работает 2 млн 155 тыс. человек. Причем на сегодняшний день насчитывается 34 тыс. предприятий, которые работают в сфере ЖКХ.
Следует отметить, что данные предприятия играют огромную роль в жизни любого жителя России. именно благодаря этим предприятиям обеспечивается нормальная жизнь людей – это и присутствие воды в доме, и нормальная работа санузла и т.д. поэтому любое отклонение или изменение в работе ЖКХ, сразу отражается на жизни населения. И хотя многие воспринимают данные службы как дополнение к основным, но это мнение не правильно. Ценность и важность данной службы неоспорима. И именно благодаря качеству услуг зависит спокойная жизнь.[17]
Поэтому возникает потребность в том, что бы на современном этапе развития нашего общества был поднят имидж и ценность данных служб, необходимо принципиально по-новому рассмотреть подход к кадровому вопросу. Сегодня одним из таких подходов может быть маркетинг предприятия ЖКХ.
Маркетинг персонала, представляет собой способ управления, который направлен на долговременное обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. В свете интенсивного развития рыночной политики, которая подразумевает под собой новые действия и мышление, направленные на удовлетворение потребностей как уже работающих кадров, так и новых работников, что должно стать стимулом для участия их в различных конкурсах на замещения вакантных должностей предприятия ЖКХ.
Как и у любого предприятия у ЖКХ есть определенные группы проблем, которые необходимо решать (рисунок 7)
Рисунок 7 Проблемы и их причины в ЖКХ
На основании рисунка можно выделить основные цели маркетинга персонала:
- Обеспечение ЖКХ кадрами.
- Создание условий для работы.
- Создание мотивации для работы.[6]
Учитывая то, что ЖКХ является одним из главных компонентов в нормальной жизни населения, то возникает необходимость направить усилия на снижение цен на услуги и повышения квалификации специалистов. И как следствия, возникает сразу вопрос о защиты интересов исполнителя услуг, а для этого нужна определенная система качества, которую необходимо создать и посчитать. Причем такая система должна быть экономически выгодна для ЖКХ, стоить не дорого для населения и избегать возникновения рисков (рисунок 8).
Рисунок 8. Система рисков в ЖКХ
Для исключения таких рисков услуги ЖКХ должны отвечать таким условиям:
- Соответствие потребностям и нуждам населения, который является потребителем.
- Соответствовать техническим требованиям, стандартам и условиям договора.
- Соответствовать экономическим обоснованиям тарифам на услуги.
- Быть доступной. [5]
При подготовке персонала происходит учет качественных характеристик, которые соответствуют штатному расписанию, текущего и перспективного исследования требований к должностям и рабочего места. К характеристикам персонала относят:
- Мотивацию.
- Способности.
- Профессиональную квалификацию.[6]
Маркетинг персонала оценивает не только количественную сторону проблемы, но и качественную. Качественная потребность характеризуется выбором по профессии, категории, квалификационными требованиями к персоналу. Ее можно рассчитать. Для этого необходимы следующие данные:
- Требования из должностных инструкций.
- Описание рабочих мест.
- Профессионально-квалификационного деления, в соответствии производственно-технологической документации.
- Штатное расписание.
- Требования к профессионально-квалификационному составу.[7]
Качественная потребность определяется с помощью следующих документов:
- Организация структуры предприятия.
- Наличие целей в структуре управления.
- Штатное расписание.
- Должностные инструкции.
Потребность предприятия можно рассчитать по формуле (1).
Робщ = Рбаз + Рдоп, (1)
Где
Рбаз – базовая потребность, которую определяет объем производства;
Рдоп – дополнительная потребность.
Pбаз = Uп / Nо, (2)
Где
Pбаз – базовая потребность в количестве сотрудников;
Uп – объем производства, т. е. объем произведенной продукции (услуг, работ); Nо – норма обслуживания на 1 работника. [5]
При расчете количества персонала, необходимо учитывать качественную составляющую, которая характеризуется такими показателями:
- профильное образование или специальная подготовка;
- наличие практического опыта;
- профессиональный разряд;
- знание приказов, постановлений, распоряжений и других материалов жилищно-коммунальных организаций, норм технической эксплуатации жилищного фонда; правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.[6]
При расчете количества персонала необходимо использовать метод коэффициента насыщенности:
Кн = Nc / 1000 работников ЖКХ, (3)
Где
Nc – число специалистов.[14]
На сегодняшний день наблюдается в любом ЖКХ большая текучесть кадров и поэтому формулы не дают точного количества необходимых единиц персонала. Поэтому расчет количества персонала можно повести методом экспертных оценок, который заключается в том, что производится анализ потребности в персонале и выделяется единое мнение.
Таким образом, применение маркетинга персонала на предприятиях жилищно-коммунальной отрасли позволит удовлетворить потребность организации в определении точной численности персонала с учетом специфики отрасли, что поможет значительно сократить финансовые ресурсы на поиск и устройство на работу сотрудников. Знания о данном показателе позволяют правильно рассчитать затраты на приобретение и дальнейшее использование персонала, определить оптимальный путь и источники покрытия не только количественной потребности, но и качественной.
2.2. Требования, предъявляемые к персоналу ЖКХ
Основными документами, которые характеризуют требования, предъявляемые к персоналу ЖКХ, являются профессиограмма, требования к квалификации и компетенции сотрудников. Основные рабочие специальности ЖКХ: слесарь-сантехник, маляр, электрик, плотник, сварщик. Рассмотрим более подробно требования, которые предъявляются к этим специальностям.
Профессиограмма слесаря-сантехника.
Содержание и основные операции (действия)
• Осуществляет монтаж и ремонт внутренних систем центрального отопления, водоснабжения, канализации промышленных и гражданских сооружений;
• выявляет причины неисправностей, дефектные детали, вычерчивает их эскизы;
• определяет способы крепления арматуры, деталей, обеспечивает их подводку и подгонку;
• использует разнообразные слесарные и контрольно-измерительные инструменты (различные ключи, электродрели, строительно-монтажные пистолеты, молотки и т.д.).
Условия и характер работы
- Уметь «читать» чертежи, делать эскизы элементов систем;
- выполнять работы по заготовке деталей и узлов сантехнического оборудования и производить их монтаж; подбирать трубы и фасонные части к ним по названиям и размерам
- проводить испытания оборудования, выявлять причины неполадок в их работе и устранять их
Профессионально важные качества
Физическая сила и выносливость, хорошая координация и точность движений рук и кистей рук, образной памятью, точным глазомером технической сообразительностью, сдержанностью и вежливостью в общении с людьми
Медицинские противопоказания
Болезни опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и зрения, нервные и психические заболевания
Невозможно представить работу ЖКХ без наличия электрика. Замена проводки и ее ремонт, замена выключателей и помощь в подвешивании люстры и это еще не все, что выполняет электрик.[18]
Профессиограмма электрика ЖКХ
Содержание и основные операции (действия)
- Монтаж, ремонт и обслуживание бытового и промышленного электрооборудования.
- Сборка и разборка, наладка и ремонт электрических сетей.
- Установка и ремонт линий электропередач, осветительных установок, прокладка кабелей.
- Проводка внутренних электросетей в жилых помещениях, их ремонт.
Условия и характер работы
- Чистка деталей, контактов.
- Составление чертежей и эскизов.
- Диагностика неисправностей и ремонт электрических схем в различных устройствах.
- Работает по графику, в помещении или на воздухе (иногда на высоте), индивидуально или в составе бригады.
- Иметь базовые знания по физике, математике и черчению, прикладной механике.
- Знать устройство, технические характеристики и принципы действия обслуживаемых приборов, понимать виды и причины их повреждений, правила ремонта оборудования.