Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 671

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством государства и местными органами власти и зачисляются в местные бюджеты[11].

По объекту обложения или сфере деятельности изъятия налоги подразделяются по признаку реализации товаров (работ, услуг), к которым можно отнести:

— налог на доход от капитала;

— налог на имущество;

— налог на недвижимость;

— налог на игорный бизнес;

— земельный налог;

— налог на наследование и дарение;

— акцизы.

По источнику уплаты налоги на основе признака дохода, выручки или себестоимости подразделяются на следующие виды нало­гов:

— НДС;

— налог на прибыль;

— подоходный налог с физических лиц;

— единый социальный налог;

— налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

— дорожный налог и др.

К налогам в виде сбора (пошлины) или платы за лицензию относятся: государственная пошлина, таможенная пошлина, водный налог, экологический налог, лицензионные сборы, транспортный налог, налог с рекламы[12].

По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на:

— закрепленный налог представляет собой налог, который в полном объеме в твердо фиксированной доле (в процентах) на по­стоянной или долговременной основе поступает в соответст­вующий бюджет (только в федеральный или региональный или местный), за которым он закреплен.

— регулирующий налог — это налог, применяемый с целью ре­гулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов согласно ставкам, утвержден­ным в строго установленном порядке на определенный промежуток вре­мени или на налоговый период[13].

По субъекту уплаты налога, подразделяются на на­логи:

— взимаемые с физических лиц;

— с юридических лиц;

— смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.

По методу обложения (согласно ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линей­ные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе классификации лежит признак взимания установленного про­цента налоговой ставки[14].

По способу обложения налоги подразделяют на:

— кадаст­ровые;

— декларационные;

— налично-денежные;

— безналичные.

По назначению налоги подразделяют на:

— Общие налоги, необходимые для формирования доходной части бюджета в целом;


— Специальные налоги, обладающие целевым, определенным назна­чением, как правило, формирующие внебюджетные фонды (пенсион­ный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.).

В России организации обязаны уплачивать 34 различных налога. Данные налоги классифицируются по иерархическому признаку на федеральные, реги­ональные и местные[15].

Согласно порядку вступления в силу налоговые платежи делятся на:

-общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны вне зависимости от бюджета, в который они зачисляются;

— факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но их введение и взыскание является компетенцией органов местного самоуправления.

Согласно срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

— срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, установленному в нормативных актах;

— периодично-календарные налоги, которые подразделяются на декадные, ежеквартальные, ежемесячные, полугодовые, годовые[16].

Согласно методам уплаты налоги делятся на:

— денежный;

— неденежный (соглашение о разделе продукции).

В зависимости от степени эффективности налоги могут быть:

— с положительной эффективностью;

— с нейтральной эффективностью;

— с отрицательной эффективностью.

В зависимости от степени участия в формировании расходов налоги делятся на:

— условно-постоянные;

— условно-переменные[17].

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лица или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)[18].

Качеству налоговой системы можно дать оценку согласно определенным критериям: сбалансированность государственного бюджета; увеличение объемов производства и его эффективность; стабильность цен; продуктивность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.


Все принципы, лежащие в основе налога, можно разделить на три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

К юридическим относятся такие принципы, как: принцип обязательности; принцип отрицания обратной силы закона; принцип законности; принцип экономической целостности; принцип приоритетности налогового законодательства[19].

Экономические принципы включают в себя: принцип эффективности налогообложения, заключающийся в необходимости обеспечения низких издержек государства по взиманию налога; принцип прогнозирования налогообложения; принцип нейтральности, предполагающий равенство всех плательщиков перед налоговым законом и единообразный характер применения налоговых взиманий; принцип справедливости.

К организационным принципам относятся: принцип универсализации налогообложения, обеспечивающий равные условия для всех плательщиков; принцип практичности уплаты налогов; принцип исчерпывающего перечня налогов; принцип гармонизации, учитывающий международные нормы и правила[20].

Анализируя принципы построения налоговой системы можно прийти к заключению, что различия в определении принципов позволяют государству на каждом этапе своего становления формировать свои налоговые системы, учитывая экономическое состояние, отбирая принципы, которые в большей степени актуальны для определенных экономических условий.

Таким образом, одной из главных задач правительства любой страны является выстраивание эффективной и прочной налоговой системы, с соблюдением всех принципов налогообложения, способной гарантировать бюджетную стабильность.

1.2 Структура и элементы налога. Виды и динамика изменения налогов.

Налоговая система отношений состоит из совокупности взаимодействующих элементов, каждый из которых играет определенную роль в функционировании системы и имеет самостоятельное юридическое определение. Положение о выделении этих составляющих отраженно в части первой НК РФ. В совокупности все эти элементы образуют определённую структуру налогов[21]

1. Основополагающие или обязательные элементы – те элементы, в отсутствии которых налоговое обязательство и его исполнение не могут расцениваться как определенные.


— объект (предмет) налогообложения — это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в со­ответствии с законодательством с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).

— налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.

— источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).

— налоговая ставка — размер налога или величина нало­гового исчисления на единицу измерения налоговой базы.

— налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет[22].

2. Факультативные элементы – те элементы, отсутствие которых никаким образом не влияет на степень определённости налогового обязательства:

— налоговые льготы — снижение размера налогообложе­ния или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога;

— порядок и сроки уплаты налога и сбора;

— форма отчетности по этим налогам;

3. Вспомогательные элементы налогов – не учтенные законодательно для установления налога, однако глубже определяют налоговое обязательство и порядок его исполнения:

— предмет налогообложения, который определяет свойства физического характера (а не юридического), обосновывающие взимание соответствующего налога;

— единица (масштаб) налога — единица измерения объ­екта (предмета) налога, принятая в качестве базы для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения;

— налоговый оклад — сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет;

— сумма налога — сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется[23]:

— зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов;

— влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;

— зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);

— зависимостью колебания самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов налога и т. д.

Система налогов в РФ представляет собой совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно НК РФ предусмотрена трёхуровневая система взимания налогов: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги[24].


К федеральным налогам и сборам относятся такие налоги, как:

1. Налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ);

2. Акцизы (гл.22 НК РФ);

3. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

4. Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

5. Налог на прибыль организаций (гл.25 НК РФ);

6.Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

7. Водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

8. Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ);

9. Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

К региональным налогам относятся:

1. Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

2. Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

3. Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);

К местным налогам и сборам относятся:

1. Налог на имущество физических лиц;

2.Земельный налог (гл. 31 НК РФ).

Налоги и сборы в РФ подвергаются систематическим корректировкам, в результате чего нарушается один из принципов построения налоговой системы, а именно принцип стабильности, с принятием большого количества поправок и дополнений к действующему закону или новых налоговых актов[25].

Особенно частым изменениям подвергаются такие налоги, как: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц.

Налог на добавленную стоимость

Порядок исчисления и уплаты налога определён НК РФ (часть вторая, гл. 21[26]).

НДС – косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, который складывается при осуществлении внешнеторговых операций. Занимает ключевое место в составе и косвенных налогов, и доходных источников федерального бюджета.

Для того, чтобы рассчитать НДС необходимо из общего объема реализации продукции вычесть стоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства.

НДС был введён с 1января 1992 г. и уплачивался до 1 января 2001 г. В соответствии с законом РФ от 6.12.1991 г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». За годы действия указанного закона было внесено 25 поправок и дополнений[27].

Ставки налога за период действия закона изменялись 4 раза. До 1 января 1993 г. НДС уплачивался по ставке в размере 28%. С 1 января 1993 г. ставки на добавленную стоимость были установлены в следующих размерах: 10%- по продовольственным товарам, 10%- по зерну, сахару, морепродуктам и т.д.