Файл: Сравнительный анализ основных школ и доктрин менеджмента организации.pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Исторические предпосылки менеджмента
1.2. Теоретические аспекты основных школ управления
1.3. Современные подходы менеджмента
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Учение Фредерика Тейлора и современные проблемы отечественного менеджмента
2.2. Административная школа управления Анри Файоля: её плюсы и минусы
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ШКОЛ И ДОКТРИН МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Развитие идей школы классического менеджмента в современное время
3.2. Классическая форма и вклад А. Файоля, Л. Урвика, Д. Муни в ее развитие
В рамках количественного подхода, использующего математику, статистику, инженерные науки, стали исследоваться операционные проблемы организации и разрабатываться математические модели. Развитие компьютеров позволило исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности, приближать модель к реальности и упрощать решение сложнейших проблем управления запасами, массового обслуживания и др. Системный подход положил начало новому способу мышления по отношению к организации и управлению. Организация стала пониматься как система — некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого; все части взаимосвязаны. Организация — открытая система, т.е. она взаимодействует с внешней средой, которая в значительной степени определяет выживаемость организации [17, с.149].
Сама теория систем еще не говорит руководителям, какие именно элементы организации как системы особенно важны, а также не определяет, что в окружающей среде влияет на управление и результат деятельности организации. Это определяет ситуационный подход, который является логическим продолжением теории систем. В центре этого подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных. Ситуационный подход не есть набор предписываемых руководств, это, так же, как и системный подход, скорее, способ мышления, нацеливающий на доскональный анализ ситуации, применение различных методик и концепций к различным конкретным ситуациям. Главный тезис сторонников ситуационного подхода к менеджменту следующий: «лучшего способа» управления, пригодного во всех ситуациях, не существует [11, с.219]. Повысить качество системы менеджмента можно, если применять также интеграционный подход. Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. К главным функциям руководства относятся: организация, координация и интеграция. Организация — это интегрированное целое, в котором все системы объединены общей деятельностью.
Функции каждого подразделения предприятия должны быть учтены как часть целого. Основными принципами интеграции выступают [16, с.114]:
- Единство методов для всех уровней предприятия. Этот принцип предполагает, что в методическом отношении все уровни едины и взаимосвязаны общей целью управления.
- Комплексность, т.е. осуществляется функциональная интеграция, предусматривающая решение задач, относящихся к различным объектам и уровням управления, на основе типовых экономико-математических моделей и стандартизации информационных связей между объектами и уровнями управления, различными системами и задачами.
- Паритетность. Все уровни управления и подразделения аппарата равны между собой с точки зрения совершенствования управления.
- Гомео статичность (сохранение постоянства). Интегрированная система поддерживает требуемое стабильное качество управляющих воздействий на всех уровнях управления.
- Типичность моделей управления. Выявление подразделений, близких по своим производственным условиям, позволяет выделить из общей совокупности подразделений группы «сходные» по определенным признакам для создания типовых схем управления.
- Единство информативности. Необходимо уменьшить разнообразие форм документов, циркулирующих в организации для того, чтобы не происходило рассогласования выходной информации.
- Многоаспектность. Этот принцип предъявляет требования совершенствования процесса управления на всех уровнях и подразделениях по нескольким направлениям (технологическое, материальное, техническое, трудовое, финансовое).
- Принцип автоматизации. Использование компьютерных технологий управления на всех стадиях и всеми факторами производства на основе интеграции функций управления и обработки данных. В системе усиливается взаимосвязь расчетов и работ, выполняемых в каждом из самостоятельно функционирующих под разделениями, углубляется взаимодействие уровней управления, сокращается временной интервал управления. Основными механизмами интеграции в современных условиях деятельности предприятия выступают [15, с.351]:
- руководство, реализующее интеграционные процессы в организации через властные полномочия путем использования различных типов координации;
- плановая деятельность, объединяющая всю последующую деятельность предприятия и определяющая основные системные показатели деятельности предприятия;
- инвестиционная деятельность предприятия, обеспечивающая через разумную финансовую политику целостное развитие предприятия;
- оперативное управление (регулирование) производством, выступающее как основной рычаг реализации стабильной, ритмичной деятельности предприятия, обеспечивающий контроль и регулирование хода производственных процессов, реализацию согласованной, сбалансированной деятельности предприятия;
- социальная деятельность на предприятии, которая через человека реализует единство, целеустремленную деятельность коллектива, интеграцию его усилий. Эта деятельность реализуется, прежде всего, через повышение социальной ответственности предприятия и корпоративную культуру. В настоящее время практикой управления выработан ряд методов эффективной интеграции деятельности организации, выбор (использование) которых определяется внешней средой организации.
Для интеграции организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологии массового производства, используются методы, связанные с разработкой и установлением соответствующих правил и процедур, иерархическими структурами управления. В этом случае используются запрограммированные решения, которые подходят для повторяющихся ситуаций [10, с.71]. Для организаций, действующих в изменчивой окружающей среде и использующих разнообразные, гибкие технологические процессы, более эффективный способ интеграции состоит в установлении индивидуальных взаимодействий, личных связей, временных рабочих групп, различных комитетов и проведении совещаний между отделами. Интеграция производства требует повышения координации деятельности производственников, технологов, энергетиков, администраторов; разработки технологических процессов; планирования и графиков работы.
Основные критерии оценки успеха интеграции [19, с.21]:
- рост производительности технологического оборудования;
- повышение надежности и ритмичности работы систем, увеличение периода безотказной работы;
- эффективность работы диагностических систем;
- сокращение простоев оборудования и систем, минимизация экономических потерь, информационная обеспеченность всех процессов управления, гармонизация человеческих отношений и как итог — повышение экономических показателей работы (прибыли) и социальной ответственности предприятия.
Наиболее эффективным способом совершенствования управления предприятием в настоящее время является внедрение интегрированных систем менеджмента, созданных исходя из требований международных стандартов: ISO 9000 (качество), ISO 14001 (охрана окружающей среды), SA 8000 (управление персоналом), OHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность), IDEF (информационное обеспечение) и некоторых других. Это — руководства по совершенствованию управления предприятием, созданные на основе международного управленческого опыта. Наиболее известными являются стандарты ISO 9000, определяющие системы менеджмента качества. Их идеология направлена на улучшение качества товаров и услуг предприятий и организаций, что способствует повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Стандарты ISO 9000 могут быть использованы для построения системы менеджмента качества на любом предприятии. Стандарты ISO 9000 универсальны с точки зрения их совместного применения со стандартами систем экологического менеджмента ISO 14000 и стандартами систем промышленной безопасности и охраны труда OHSAS 18000 [18, с.259].
Сегодня вопросы промышленной безопасности становятся по значимости сравнимыми с проблемами охраны окружающей среды и вопросами сохранения мира. Техно сфера стала представлять для человека серьезную опасность. С 1979 г. ежегодный экономический ущерб от техногенных аварий превышает ущерб от природных катастроф. На сегодня в России насчитывается около 100 тысяч опасных производств и объектов. Из них около 2300 ядерных и 3000 химических объектов обладают повышенной опасностью. При этом в ядерном комплексе сосредоточено около 1013, а в химическом комплексе — около 1012 смертельных токсичных доз [18, с.359]. Ситуация усугубляется тем, что для многих потенциально опасных объектов и производств характерна выработка проектных ресурсов и сроков службы. Дальнейшая эксплуатация приводит к резкому возрастанию технических отказов, что обусловлено старением материалов и повреждаемостью конструкций.
На территории России эксплуатируются системы магистральных трубопроводов протяженностью более 200 тыс. км, имеющие около 6 000 технически сложных наземных объектов повышенной опасности: компрессорные, насосные и газораспределительные станции, резервуарные парки [17, с.190]. Уровень аварийности на объектах магистральных трубопроводов высок и продолжает расти. Процессы «старения» трубопроводов (а некоторые из них эксплуатируются более 40 лет) характеризуются снижением прочности из-за коррозии и усталости металла, дефектов технологического и эксплуатационного характера. 25% газопроводов и нефтепроводов выработали свой расчетный срок эксплуатации. Сегодня нельзя создавать современную систему менеджмента успешно функционирующего предприятия без учета вопросов промышленной безопасности [17, с.193].
Следовательно, интегрированная система менеджмента — система для разработки политики целей и достижения этих целей. Элементы этой системы определены в международных стандартах. Построение системы начинается с формулирования высшим руководством организации миссии, на основании которой разрабатывается политика организации. В случае интегрированной системы менеджмента общая политика и стратегия организации включает политику в области качества, охраны окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности и пр. Цели, разрабатываемые высшим руководством организации для реализации миссии, стратегии и политики организации во всех областях деятельности, должны быть известны и понятны всему персоналу организации, на всех уровнях. Одним из наиболее важных и сложных моментов создания интегрированной системы менеджмента организации является распределение полномочий и ответственности между персоналом. В ряде зарубежных фирм введена специальная должность «менеджер по системам управления». В его функции входят организация разработки интегрированной системы менеджмента, ее мониторинг и аудит, отчет руководством компании [16, с.116].
Таким образом, современный менеджмент представляет собой целую систему различных идей и методов. Организации стремятся перейти на новые методы управления, которые способны повысить производительность труда работников. Менеджмент как наука прошёл длительный и сложный путь формирования. Многие учёные и исследователи внесли существенные вклады в развитие менеджмента и управления. Возникнув в древний период истории человечества, менеджмент и по сей день находится в постоянном развитии и усовершенствовании. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов. Интегрированная система менеджмента — система для разработки политики целей и достижения этих целей. Элементы этой системы определены в международных стандартах. Построение системы начинается с формулирования высшим руководством организации миссии, на основании которой разрабатывается политика организации. Одним из наиболее важных и сложных моментов создания интегрированной системы менеджмента организации является распределение полномочий и ответственности между персоналом. В ряде зарубежных фирм введена специальная должность «менеджер по системам управления». В его функции входят организация разработки интегрированной системы менеджмента, ее мониторинг и аудит, отчет руководством компании.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Учение Фредерика Тейлора и современные проблемы отечественного менеджмента
Принято считать, что первый большой шаг к признанию менеджмента как науки был сделан именно Ф. Тейлором, который возглавил направление научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью работы организации, собственно, что и положило начало развитию школы научного управления.
Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 году в Филадельфии, в штате Пенсильвания. Фредерик Тейлор - американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента. Считается, что менеджмент – это действенное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, управления и контроля над организационными ресурсами. В последствии, разработка Тейлором концепции научного управления в менеджменте была признана самостоятельной областью научных изучений. В собственных работах «Управление фабрикой» (1903) и «Основы научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор придумал ряд способов научной организации труда, основанных на исследовании перемещений рабочего с поддержкой хронометража, стандартизации способов и орудий труда. Формируя собственную систему, Тейлор не ограничивался лишь только вопросами рационализации труда трудящихся [10, с.72].
Значительное влияние Тейлор уделял наилучшему применению производственных фондов фирмы. Задача рационализации распространялась еще и на планирование фирм и цехов. Функции осуществления взаимодействия составляющих производства были возложены на плановое или распределительное бюро фирмы, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Весомым вкладом Тейлора было признание того, что собственно - работа по управлению – это есть конкретная профессия. Ведущей задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала фирмы. Философскую основу системы Тейлора составила концепция так именуемого финансового человека, получившая в тот временной период обширное распространение. В основе данной концепции лежало заявление о том, что собственно единым движущим стимулом людей считаются их потребности. Тейлор считал, что собственно путем поддержки соответственной системы оплаты труда возможно достичь наибольшей производительности труда [11, с.150].
В то же время, неверным принципом системы Тейлора можно считать провозглашение целостности финансовых интересов трудящихся и менеджеров. Школа научного управления не давала ответа на вопрос о производительности управления организацией в целом. Ведущей упор делался на персональную эффективность каждого работника в противовес коллективной работе. Концепция научного подхода не открыла эффективных способов стимулирования труда и была рассчитана на внедрение системы дисциплинированных рабочих. Школа научного управления обосновала необходимость управления трудом в целях увеличения ее производительности, определила основы и способы научной организации труда и доказала необходимость действенной мотивации наемного труда, определяя ее как наиболее необходимой задачей из всех задач менеджмента [9, с.44].