ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2019
Просмотров: 9558
Скачиваний: 132
41
Тема раздела:
"ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ"
дата
ЗАНЯТИЕ №3:
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ПО НЕРВНЫМ
ВОЛОКНАМ И СИНАПСАМ. НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЙ СИНАПС
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
знать законы проведения нервного импульса по периферическим нервам;
изучить механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе и развития утомле-
ния; уметь объяснить влияние нервных и гуморальных факторов на восстановление работо-
способности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1.
Физиологическая (функциональная) лабильность (подвижность) ткани. Методы ее опре-
деления. Характеристика возбудимости и лабильности нервной и мышечной тканей. Ус-
воение ритма (А.А. Ухтомский).
2.
Парабиоз (Н.Е. Введенский). Переходные фазы от возбуждения к торможению. Парабиоз
и торможение.
3.
Утомление работающей мышцы. Природа и локализация утомления при работе изолиро-
ванной мышцы и в условиях целостного организма.
4.
*Влияние нервных и гуморальных факторов на восстановление работоспособности.
Адаптационно-трофическое влияние симпатической нервной системы на мышечный пре-
парат.
5.
*Физиологические основы активного отдыха (И.М. Сеченов) и спортивной тренировки.
6.
Структурно-функциональная характеристика электрических синапсов (понятие о коннек-
сонах). Особенности передачи возбуждения в химических синапсах (ионо- и метаботроп-
ные рецепторы). Медиаторы, их классификация и роль.
7.
Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах.
8.
Функции и физиологические свойства нервных волокон. Теория и законы проведения
возбуждения по периферическим нервам (одиночным волокнам и смешанным нервным
стволам).
9.
Особенности распространения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным
волокнам. Функциональные характеристики нервных волокон, их классификация.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Основы физиологии человека / под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: Международный фонд
истории науки, 1994. – Т. 1. – С. 97 – 105, 107 – 108, 148 – 149, 160 – 163, 165-168.
2.
Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2007. –
С. 67-74.
3.
Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие // В.В. Зинчук, О.А. Балбатун,
Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. – 2-е изд. испр. – Минск: Выш. шк., 2012. –
431 с. (см. соответствующий раздел).
4.
Нормальная физиология: сборник ситуацион. задач и вопросов: учеб. пособие Ч. I // В.В.
Зинчук, Л.В. Дорохина, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик, С.Д. Орехов; под ред. В.В.
Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – 296 с. (см. соответствующий раздел).
5.
Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно, 2002. – С. 81-86.
6.
Чеснокова С.А., Шастун С.А., Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии / Под
ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответ-
ствующий раздел).
7.
Лекции по теме занятия.
42
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
1.
*"Физиология возбудимых тканей" (контролирующе-обучающая программа, интер-
нет-тестирование)
2.
Лабораторная работа: функционирование нервно-мышечного синапса (интерактив-
ная физиология)
Нервно-мышечный синапс – структура, обеспечивающая проведение импульса от
мотонейрона к миоциту.
Оснащение:
персональный компьютер, программа для демонстрации виртуального
эксперимента (Muscular System Topics (мышечная система) → The neuromuscular junction
(нейромышечный синапс)).
Ход работы:
Наблюдают за тем, как работает виртуальная модель нервно-
мышечного синапса. Наблюдают, как после деполяризации концевой пластины аксона
открываются потенциалозависимые кальциевые каналы, кальций вызывает разрыв пу-
зырьков, содержащих ацетилхолин, который, пройдя синаптическую щель, связывается с
рецепторами постсинаптической мембраны. Присоединение ацетилхолина к рецептору
приводит к открытию хемоактивируемых натриевых каналов постсинаптической мембра-
ны, а значит – к возбуждению миоцита. Ацетилхолин, находящийся в синаптической ще-
ли и связанный с рецепторами, либо разрушается холинэстеразой, либо подвергается воз-
врату в цитоплазму аксона, и синапс снова готов к проведению импульса.
Рекомендации к оформлению работы:
В разделе «Результаты работы» схематиче-
ски изобразите нервно-мышечный синапс и отметьте основные этапы его функциониро-
вания.
Результаты работы:
Вывод:
3.
Лабораторная работа: прямое и непрямое раздражение мышц
Непрямым раздражением мышц
называется такое раздражение, при котором раз-
дражитель действует на нерв, иннервирующий данную мышцу.
Прямым раздражением
мышц
называется такое раздражение, при котором раздражитель действует непосредст-
венно на саму мышцу.
Оснащение:
набор препаровальных инструментов (ножницы большие и маленькие,
пинцет анатомический, зажимы, круглый тонкий зонд, препаровальная игла изогнутая,
стеклянные крючки для препаровки нервов), препаровальная дощечка, раствор Рингера,
лягушка, электростимулятор, механо-электрический преобразователь, чернильно-
пишущий осциллограф, ключ, набор проводов, штатив.
43
Ход работы:
Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки осуществля-
ют согласно ходу работы №1 (Тема №1).
Коленный сустав препарата фиксируют в зажи-
ме штатива, а сесамовидную косточку – на рычажок механо-электрический преобразова-
теля, соединенного с чернильно-пишущим осциллографом. Нерв фиксируют на выходах
электростимулятора, вторую пару проводов фиксируют непосредственно на мышце, элек-
тростимулятор устанавливают в режим частоты 10Гц. Ключом производят замыкание це-
пи, подающей ток на мышцу, регулятором мощности напряжение повышают от 0 до зна-
чений, при которых мышца начинает сокращаться. А затем переключают цепь в режим
раздражения нерва и таким же образом находят минимальное напряжение, при котором
мышца начинает сокращаться. На ленте осциллографа регистрируют процесс сокращения
при прямом и непрямом раздражении мышцы.
Рекомендации к оформлению работы:
скопируйте в раздел «Результаты работы»
полученную запись и укажите силовой порог при прямом и непрямом раздражении мыш-
цы.
Результаты работы:
Вывод:
4.
Лабораторная работа: локализация утомления в нервно-мышечном препарате
Самым чувствительным к утомлению и действию неблагоприятных факторов эле-
ментом нервно мышечного препарата является синапс, за ним следуют мышца и нерв.
Оснащение:
набор препаровальных инструментов (ножницы большие и маленькие,
пинцет анатомический, зажимы, круглый тонкий зонд, препаровальная игла изогнутая,
стеклянные крючки для препаровки нервов), препаровальная дощечка, раствор Рингера,
лягушка, электростимулятор, механо-электрический преобразователь, чернильно-
пишущий осциллограф, ключ, набор проводов, штатив.
Ход работы:
Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки осуществля-
ют согласно ходу работы №1 (Тема №1).
Коленный сустав препарата фиксируют в зажи-
ме штатива, а сесамовидную косточку – на рычажок механо-электрический преобразова-
теля, соединенного с чернильно-пишущим осциллографом. Нерв фиксируют на выходах
электростимулятора, вторую пару проводов фиксируют непосредственно на мышце, элек-
тростимулятор устанавливают в режим частоты 50Гц. Ключом производят замыкание це-
пи, подающей ток на нерв, а затем, после утомления нервно мышечного препарата, ток
подают непосредственно на мышцу, что приводит к восстановлению интенсивности со-
кращений утомленного препарата. На ленте осциллографа регистрируют процесс разви-
тия утомления и восстановления работоспособности при прямом раздражении мышцы.
Рекомендации к оформлению работы:
скопируйте в раздел «Результаты работы»
полученную запись и проанализируйте ее.
44
Результаты работы:
Вывод:
5.
Лабораторная работа: закон анатомической и функциональной целостности нерва
(
эксперимент на животном или виртуально
)
Суть закона анатомической и функциональной целостности нерва
состоит в том, что
только морфологически и функционально интактный нерв способен к адекватной переда-
че нервного импульса.
Оснащение: 1)
набор препаровальных инструментов (ножницы большие и малень-
кие, пинцет анатомический, зажимы, круглый тонкий зонд, препаровальная игла изогну-
тая, стеклянные крючки для препаровки нервов), препаровальная дощечка, раствор Ринге-
ра, лягушка, электростимулятор, механо-электрический преобразователь, регистратор,
ключ, набор проводов, штатив;
2)
персональный компьютер, программа для демонстрации виртуального экспери-
мента (Muscular System Topics (мышечная система) → Contraction of motor units (сокраще-
ние моторных единиц) → Muscle tone demo (демонстрация явления мышечного тонуса),
слайд 9).
Ход работы:
Данная работа может быть выполнена в двух вариантах: на биологиче-
ском объекте или виртуально, на персональном компьютере.
Готовят мышечный препарат и фиксируют его в штативе для выполнения после-
дующего воздействия раздражителями в виде электрических сигналов различной частоты.
Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки осуществляют согласно ходу ра-
боты №1 (Тема №1).
Для данной работы удобнее использовать нервно-мышечный препа-
рат, в котором ахиллово сухожилие берется вместе с сесамовидной косточкой. Коленный
сустав препарата фиксируют в зажиме штатива, а сесамовидную косточку – на рычажок
механо-электрический преобразователя, соединенного с регистратором. Нерв фиксируют
на электродах, посредством электростимулятора подают на нерв стимулирующий ток с
пороговой силой, регистрируя при этом мышечное сокращение. Затем, наносят на нерв
раствор новокаина (блокатор натриевых каналов) и отмечают отсутствие сокращения под
действием тока пороговой силы. Отмывают нерв физиологическим раствором и отмечают
восстановление его проводимости. Пинцетом раздавливают нерв и отмечают прекращение
передачи импульсов. При интактном нерве раздражение его центрального конца электри-
ческим током приводит к сокращению иннервируемой им мышцы.
Рекомендации к оформлению работы:
в раздел «Результаты работы» схематиче-
ски изобразите опыт, демонстрирующий закон анатомической и функциональной целост-
ности нерва.
45
Результаты работы:
Вывод:
6.
Решение задач (
Нормальная физиология: сборник ситуацион. задач и вопросов: учеб.
пособие Ч. I // В.В. Зинчук, Л.В. Дорохина, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик, С.Д. Орехов;
под ред. В.В. Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – 296 с. (см. соответствующий раздел)
)
Тема зачтена
___________подпись преподавателя