ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 1172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

-

 

психологическими факторами этиологии заболевания;

 

-

 

структурно-организационными 

рамками, 

в 

которых 

проводится 

психотерапия.

 

 
Классификация методов психотерапии. 

Существует  много  классификаций  психотерапевтических  методов  в 

зависимости от разных механизмов психотерапевтических техник.  Наиболее 
известные виды психотерапии: 

 

1.

 

Психодинамические 

методы: 

психоанализ 

ортодоксальный, 

неопсихоаналитические 

направления 

К.Юнга, 

А.Адлера 

и 

др., 

эгопсихология, реконструктивная психотерапия и др.

 

2.

 

Гуманистические методы: 

экзистенциальные, холистические, гештальт-

терапия и др.

 

3.

 

Когнитивная психотерапия. 

4.

 

Бихевиоральная психотерапия. 

5.

 

Рациональная психотерапия. 

6.

 

Суггестивные  методы: 

гипноз  классический,  Эриксоновский  гипноз, 

самовнушение, аутогенная тренировка и др.

 

7.

 

Телесно-ориентированная. 

8.

 

Эмоциоанально-рациональная терапия (Элиса). 

9.

 

Когнитивно-бихевиоральная терапия. 

10.

 

Другие  методы: 

имаготерапия,  музыкатерапия,  игровая  терапия, 

библиотерапия и др.

 

 

Классификация методов психотерапии (по Е. Александровичу):

  

1) 

методы, 

имеющие 

характер 

«техник» 

(гипноз, 

релаксация, 

психогимнастика и др.);  
2)  методы,  определяющие  условия,  которые  способствуют  оптимизации 
достижения  психотерапевтических  целей  (амбулаторная,  стационарная  и 
др.);  
3) 

методы 

в 

значении 

"инструмента", 

которым 

пользуются 

в 

психотерапевтическом  процессе  (группа  -  в  групповой,  психотерапевт  -  в 
индивидуальной);  
4) методы в значении "интервенции" (вмешательств, рассматриваемых либо в 
параметрах  стиля  (диррективные,недиррективный),  либо  в  параметрах 
формы (убеждение, разъяснение и т.п.).  
 

В отечественной литературе важнейшими считают следующие виды: 

1)Личностно-ориентированная 

(реконструктивная), 

патогенетическая 

психотерапия (по В.Н. Мясищеву);  
2)Суггестивные методы:  внушение как  в бодром состоянии, так  и в гипнозе, 
наркогипнотерапия,  аутогенная  тренировка,  самовнушение,  биологическая 
обратная связь. 
3)Поведенческая условно-рефлекторная психотерапия;  


background image

4)Другие 

виды: 

музыкотерапия, 

библиотекотерапия, 

арттерапия,натуртерапия, имаготерапия.  

К  личностно-ориентированной  терапии  в  зарубежных  странах  относят 

недиррективную 

терапию 

по 

К.Роджерсу, 

разговорную 

терапию 

(гешпрахттерапия), гештальт-терапия, трансактный анализ, морито-терапия.  

 
Эффективность психотерапии.

 

Оценка  эффективности  психотерапии  по  ее  качеству  крайне  сложна. 

Реальный  процент  выздоравливающих  от  психотерапии  называют  от  30  до 
45%.  

Остается  открытым:  вопрос  какой  вид  психотерапии,  кем  проводимой 

является эффективным для каких видов пациентов.  

Хорошему  успеху  лечения  способствуют:  более  молодой  возраст, 

относительно  небольшая  давность  заболевания,  хороший  интеллект, 
способность критической оценки своих неправильных отношений. 

Оценка эффективности в основном основана на следующих критериях:  

 

степень симптоматического улучшения;  

 

степень осознания пациентом механизмов болезни;   

 

степень восстановления нарушенных отношений личности;   

 

степень улучшения социального функционирования личности.  

В 

практике 

обобщенно 

выделяют 

медицинский 

критерий, 

психологический и социальный.  

Об  успехе  психотерапии  можно  (и  нужно!)  судить  по  тому  как  сам 

пациент стал способен говорить о своих проблемах.  
 

Вклад пациента и терапевта в психотерапевтический процесс

Чтобы  начался  психотерапевтический  процесс  необходимо  развитие 

психотерапевтических взаимоотношений, это обязательный фактор процесса.  

При этом позиция пациента  
-  это  одна  из  его  общественных  ролей  (больного,  инвалида  и  т.д.)  Она 

дает  возможность  пациенту  не  исполнять  все  другие  общественные  роли, 
ставя его в особое, в чем-то привилегированное положение, давая ему, целый 
ряд  выгод:  быть  опекаемым,  пассивным,  беспомощным  (как  в  детстве),  а 
иногда приносит и материальные выгоды.  

-кроме  того,  -  он  является  центральной  особой  в  терапевтических 

взаимоотношениях,  важны  только  его  проблемы.  В  основном  деятельность 
тут  однонаправленная  -  на  пациента.  Терапевт  -  основное  орудие  в  этом 
процессе.        -    для  пациента  терапевт  обязан  создать  такие  условия,  такую 
"матрицу", на которую смогут лечь проблемы пациента. И тогда можно будет 
коррегировать то, что расстроено.   

-  в  этих  отношениях  нет  равенства  и  в  проявлении  активности,  говорит 

почти  все  время  пациент,  а  терапевт  редко  включается  в  монолог.  Ошибкой 
бывает  попытка  врача  начать  излагать  свои  взгляды,  и  превращать  процесс 
терапии в товарищескую беседу. 


background image

-  у  пациента  есть  надежда,  что  с  ним  произойдет  что-то  важное,  а  у 

терапевта  этого  нет,  он  не  ожидает  для  себя  столь  же  существенных 
изменений.  
Самое главное - нет равной ответственности за эффект и за течение лечения. 
Терапевт    ответственен  за  то,  каковы  будут  результаты,  но  только  пациент 
терпит от неудачной терапии. 

Как  правило,  в  самой  жалобе,  в  самом  рассказе  о  переживаниях 

больной  высказывает  бессознательный  смысл  симптома.  Чтобы  выполнить 
аналитическую  работу  пациент  должен  быть  способен  выражать  свои 
чувства,  мысли,  должен  давать  реакции  переноса,  должен  обладать 
способностью  регрессировать  и  должен  иметь  достаточно  сильное  ЭГО, 
которое  может  прервать  регрессию  и  установить  разумный  рабочий  альянс. 
Это обязательное условие вклада пациента в терапию.  

Только тогда появляется возможность изменить способ реагирования и 

начать  реагировать  более  реально  и  эффективно,  чем  до  того.  Решение  же, 
какие механизмы реагирования на какие должны быть у пациента заменены, 
принадлежит терапевту.  

Пациент  получает,  путем  отзеркаливания  терапевтом,  новый  опыт 

функционирования. 

В 

этом 

заключается 

процесс 

переучивания 

в 

психотерапии.  

 
Вклад терапевта:  

-он должен защитить перенос от чрезмерного загрязнения;  
-он  должен  быть  "зеркалом"  для  пациента  (темным  и  непроницаемым  в 
отношении своих норм и ценностей, а не бездушным и холодным).  
- правило абстиненции говорит о том, что терапевт не должен удовлетворять 
невротические  и  инфантильные  желания  пациента  сразу.  Эту  фрустрацию 
надо  осуществлять  так,  чтобы  не  унизить  и  не  обидеть  пациента.  
Абстиненция  (страдания  пациента)  должны  достигать  такой  силы,  чтобы 
работа  была  эффективной,  чтобы  был  пережит  весь  невроз  пациента.  Если 
несвоевременно  заместить,  удовлетворить  симптом,  то  не  будет  мотивации 
для дальнейшей работы.  
-нет  места  самодовольству,  авторитарности,  строгости,  всепрощенчеству  в 
ходе терапии. 
-  работать  надо  реалистично  и  разумно,  поведение  аналитика  должно  быть 
естественным и целеустремленным . 
- терапевт должен быть гуманным, стимулируя рост и дальнейшее развитие: 
участие,  сочувствие.  Необходимо  уважать  права  и  индивидуальность 
пациента, воспитывать его зрелость.  
- уметь разрешать конфликт между дистанцией и близостью с пациентом . 
- терапевт должен знать свои недостатки.  

Личность  врача  является  решающим  фактором  в  достижении 

терапевтического эффекта, а теоретическая ориентация и техника избранного 
лечения играют меньшую роль.  


background image

У  врача  основополагающими  чертами  должны  быть  эмпатия, 

акцептация,  аутентичность-искренность  (по  К.Р.  Роджерсу),  а  также 
"профессиональное  искусство",  теплота,  доброжелательность,  надежность, 
опытность, 

сила, 

умение 

собирать 

и 

анализировать 

информацию.  

Соответствие 

внутренних 

переживаний 

и 

внешнего 

поведения 

психотерапевта будет вызывать у больного доверие к врачу.   
 

Этико-деонтологические аспекты психотерапии:

  

 

 для  проведения  психотерапии  необходимо  согласие  пациента,  о  ней 
договариваются, должен быть "запрос";  

 

 никогда нельзя говорить фразу :"ты сам во всем виноват";  

 

 врач должен показать психогенную причину заболевания;  

 

 надо уметь объяснить психосоматический сдвиг;  

 

 врач  должен  знать  предел  своих  возможностей.  "Нельзя  быть  торговцем 
надеждой" (Проспер Мериме);  

 

нельзя манипулировать больными,  быть " волшебником";  

 

необходимо  раскрыть  больному  защитные  механизмы,  но  нельзя  это 
делать сразу. Если вы забираете симптом, то не оставляйте "пустое место" 
(например, при алкоголизме);  

 

необходимо  нести  ответственность  за  излечение,  но  не  брать  ее  на  себя 
полностью («надо научить ловить рыбу, а не накормить ею»).  

  

Цели психотерапии при неврозах.

 

Н.В.Мясищев  рассматривал  личность  как  систему  отношений  индивида 

с 

окружающей 

средой, 

как 

целостную 

организованную 

систему 

избирательных, 

социальных 

и 

сознательных 

связей 

с 

реальной 

действительностью.  Невроз    -  это  глобальное  личностное  расстройство,  в 
основе  которого  лежат  нарушения  особо  значимых  для  личности 
отношений.  Отсюда  и  задачи  психотерапии  при  неврозах:  психологическая 
коррекция личности, реконструкция и восстановление нарушенной системы 
отношений больного. Основой для такой коррекции служит осознание - суть 
которого  в  осознании  пациентом  собственной  личности  (  главным  образом 
своей системы отношений). 

При 

невротических 

расстройствах 

следует 

осуществлять 

дифференцированный  подход  в  психотерапии  с  учетом  не  излюбленного 
врачом метода, а потребностей пациента.  

Для  больных  истерией  с  затяжным  течением  ведущим  становится 

механизм  «бегства  в  болезнь»,  при  неврастении  -  «рационализация»,  а  при 
неврозе навязчивых состояний - «интеллектуализация». 

Так,  при  ситуационных  истерических  реакциях  -  использовать 

суггестивное воздействие,  

при  невыраженных  вегетативных  нарушениях  в  рамках  неврастении  - 

аутогенную тренировку,  

при неврозе навязчивых состояний - терапию поведением,  


background image

при коммуникативных расстройствах при неврозах - терапию поведения, 

групповую психотерапию,  

при  невротических  развитиях  -  сочетание  индивидуальной  и  групповой 

терапии.  

Т.о., врач должен обладать широким диапазоном психотерапевтических 

методов,  иначе  его  терапия  будет  эффективной  лишь  для  определенных 
категорий больных. 

В  результате  проводимой  психотерапии  в  процессе  перестройки 

больного  истерией  происходит  ослабление  эгоцентрических  позиций, 
снижение  чрезмерных  притязаний,  отказ  от  нереалистических  установок, 
повышение  критического  отношения  к  своему  поведению.  У  больных 
неврозом  навязчивых  состояний  такая  перестройка  направляется  на 
разрешение  внутренних  противоречивых    тенденций  личности,  повышение 
уверенности  и приобретение адекватной самооценки.  

При  неврастении  -  перестройка  приводит  к  уравновешиванию 

требований  больных  к  себе  с  их  возможностями,  к  оптимальному 
сближению  идеального  и  реального  в  представлении  о  себе  и  самооценке 
больного. 

Целью  психотерапевтической  работы  при  неврозах  является:  помочь 

больному  уяснить,  осмыслить  связи  и  значение  того,  что  определяет  его 
поведение,  но  чего  он  ранее  не  осознавал.  Этим  целям  больше  всего 
соответствует 

патогенетическая 

личностно-ориентированная 

терапия, 

которая  воздействует  на  все  компоненты  отношений:  познавательный, 
эмоциональный  и  поведенческий.  Реализации  этих  целей  больше  всего 
соответствует групповая терапия. 

 

Особенности психотерапии детского возраста

 

Лечить  детей  сложно,  т.к.  у  них  еще  отсутствует  объективное 

переживание  страдания  и  понимание  необходимости  продолжительного 
лечения. 

Дети  неохотно  обсуждают  прошлое  и  при  работе  с  ними  лучше 

соблюдать правило «здесь и теперь». 

В  30-40%  случаев  эти  кризисы  завершаются  полным  восстановлением 

адекватности переживаний и поведения - выздоровлением. 

Огромная  роль  в  формировании  личности  ребенка  принадлежит 

родителям,  поэтому  надо  начинать  с  выяснения  воспитательной  тактики  и 
общей  психологической  атмосферы  в  семье.  Это  необходимо  для 
построения плана лечебно-педагогической и психотерапевтической работы с 
членами  семьи.  А  без  оздоровления  микросреды  воздействие  только  на 
ребенка не даст эффекта. Необходимо проведение семейной психотерапии. 

Собственно  психотерапия  детского  возраста  имеет  ряд  существенных 

отличий  от  таковой  у  взрослых.  Прежде  всего  это  связано  с  незрелостью 
абстрактного 

и 

преобладанием 

наглядно-образного 

мышления, 

с 

относительным доминированием аффективных переживаний и повышенной 
внушаемостью.  Поэтому  эффективность  рациональной  терапии  у  них