ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 1170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

относительно  мала.  И  основным  методом  должна  быть  суггестия  в  самом 
широком смысле (К.И.Платонов, 1957).  

Первый  принцип  проведения  психотерапии  у  детей  это:  чем  моложе 

ребенок,  тем  больше  воздействие  должно  производится  на  чувственную 
сферу  и  уменьшать  роль  вербальной  суггестии.  У  детей  младшего  возраста 
главным  психотерапевтическим  методом  является  «чреспредметное» 
косвенное внушение. 

Вторым  принципом  психотерапии  детского  возраста  является  ее 

непрерывная 

связь 

с 

лечебной 

педагогикой, 

что 

обусловлено 

незавершенностью формирования личности ребенка, относительно легкой ее 
подверженности  всевозможным  сдвигам  под  влиянием  неблагоприятных 
факторов. 

Третий  принцип  -  значительно  большая  роль,  чем  у  взрослых 

переключения и отвлечения, что связано с легкостью фиксации болезненных 
симптомов 

при 

прямой 

психотерапии. 

Отсюда 

важное 

психотерапевтическое 

значение 

игры, 

труда, 

культурно-массовых  

мероприятий. 

Четвертый принцип  - широкое психотерапевтическое воздействие через 

родителей, если нет стойкого отрицательного отношения к ним. 

Важной  тенденцией  является  выработка  собственного  активного 

отношения 

больного 

к 

излечению, 

большее 

обучение 

методам 

«саморегуляции», чтобы он мог не зависеть от психотерапевта. 

Все  больше  возрастает  роль    групповых  и  коллективных  форм 

воздействия, используя влияние одного больного на другого. 

Современная 

психотерапия 

должна 

приобретать 

все 

более 

«экстремальный»  характер,  проникая  в  пионерские  лагеря,  спортивные 
школы  и  т.д.  Это  имеет  как  психопрофилактическое  значение,  так  и  может 
стать формой поддерживающей психотерапии.   

Одним  из  базовых  принципов  всех  видов  психотерапии  является 

принцип «осознания». 

Среди  "ущемленных  аффектов"  могут  быть  и  стремление  к  власти,  и 

агрессия, и сексуальные переживания, и стремление к смерти, вытесненные в 
бессознательное. 

Литература: 

 

1.Буль П.И. «Основы психотерапии», Л., «Медицина», 1974г. 
2.Карвасарский Б.Д. «Психотерапия», М., «Медицина», 1985г.

 

 
 
 
 
 
 
 
 


background image

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ З.ФРЕЙДА.  

 

Вопросы: 

1. 

 

Понятие «психоанализа» и его цели. 

2. 

 

Из истории вопроса о психоанализе. 

3. 

 

Что нового дал психоанализ З.Фрейда. 

4. 

 

Методика проведения классического психоанализа  и показания к нему. 

5. 

 

Стадии развития личности по З.Фрейду. 

6. 

 

Топическая структура личности в психоанализе. 

7. 

 

Основные 

понятия 

в 

психоанализе: 

(перенос, 

сопротивление, 

контрперенос,  защита,  инсайт,  рабочий  альянс,  «правило  воздержания»- 
«абстиненция», вытеснение).  

8. 

 

Основные  техники  работы  с  материалом  в  психоанализе  (способы 
продуцирования материала, техника анализа материала и его этапы). 

9. 

 

Типичные ошибки в психоанализе. 

10. Методы воздействия на бессознательное. 
11. Анализ сновидений.  
12. Выздоровление через осознание.  
13. Планы и цели психотерапевтического интервью. 
14. Эдипов комплекс и его формирование. 
 

Сам  термин  "психоанализ"  применяется  к  чрезвычайно  различным 

терапевтическим  методам  на  основе  разных  теоретических  предпосылок.  В 
понимании  З.  Фрейда  "психоанализ  -  это  название  процедуры  исследования 
процессов  психики,  которые  почти  недосягаемы  для  исследования  никаким 
другим способом и название метода лечения невротических нарушений». 

 
Сам З.Фрейд понимал психоанализ как: 

 

метод исследования личности; 

 

метод лечения психоневрозов; 

 

как идеологию. 

З.Фрейд:  "  Одна  и  та  же  процедура  одновременно  служит  и  целям 

исследования  причин  и  излечения  от  заболевания:  и  это  необычное 
соединение позже сохранилось в психоанализе." 

Психоаналитическая  терапия  -  это  терапия  каузальная,  она  пытается 

уничтожить  причины,  вызывающие  невроз.  Ее  цель  -  разрешение 
невротического  конфликта  путем  воссоединения,  бессознательного  с 
сознательной частью Эго. 

"Цель  психоанализа  абсолютно  однообразна  в  каждом  случае:  следует 

раскрыть  комплексы,  которые  в  силу  неприятных  чувств  были  подавлены  и 
которые  продуцируют  знаки  сопротивления,  если  предпринимается  попытка 
перевести их в сознание" (З. Фрейд). 

Основные  идеи  психоаналитической  теории  первоначально  были 

сформулированы  в  работе  Иосифа  Брейера  и  Зигмунда  Фрейда: 
"Предварительное  сообщение"  1893  года,  которая  служила  введением  в  их 


background image

работу  "Исследование  истерии".  Но  впервые  использование  слова 
"психоанализ" 

в 

публикации 

имело 

место 

в 

статье 

З.Фрейда 

"Наследственность  и  этиология  неврозов".  В  ней  З.Фрейд  и  определил 
брейеровский  метод  клинического  исследования  как  "новый  метод 
психоанализа",  в  котором  катартическое  снятие  вытеснения  приносило 
облегчение от специфического истерического симптома. 

Технические  улучшения,  которые  он  ввел,  и  открытия,  которые  он 

сделал, преобразовали катартический метод в психоанализ. Эти интенсивные 
разработки принесли З.Фрейду славу  "отца психоанализа". За последние 100 
лет в технике психоанализа практически ничего не изменилось. 

З.Фрейду  принадлежит  грандиозное  по  значимости  растабуирование 

прежде  запретных  тем,  гибкий  функциональный  динамизм  представлений  о 
психике, 

переход 

от 

индивидуального 

к 

семейному 

подходу 

в 

биографическом контексте. 
 

Основные положения, которые дал психоанализ Фрейда это: 

 

детерминизм  психических  явлений  (всякий  психический  процесс  имеет 
свое  начало  и  конец),  при  этом  есть  процессы  сознательные  и 
бессознательные. 

 

деление личности на ЭГО, СУПЕР-ЭГО и ИД. 

 

изучение психологии детского возраста, стадии сексуального развития.  

 

описание механизмов психологической защиты. 

 

Перед врачом в психоанализе стоят две задачи: 

 

эмоционально привлечь пациента на свою сторону; 

 

за  максимально  короткое  время  узнать    осознаваемые  и  неосознаваемые 
проблемы пациента. 

 

В психоанализе необходимо соблюдать следующие этические нормы 

(правила Гринсона):

 

1 - всякое высказывание пациента заслуживает внимание аналитика; 
2 - нельзя причинять пациенту боль больше, чем необходимо для лечения; 
3 - аналитик для пациента всегда гид в новом для него лечении, 
4  -  необходимо  гарантировать  пациенту  самоуважение  и  чувство 
безопасности; 
5  -  все  поведение  аналитика  должно  преследовать  только  одну  цель  - 
лечение. 
 

Основные техники психоанализа:

 

 

продуцирование материала; 

 

анализ этого материала; 

 

рабочий альянс. 

 
Основным способом продуцирования материала являются: 
-свободные ассоциации с особой техникой в психоанализе 


background image

(кушетка,  вне  поля  зрения  терапевта,  без  нажима  и  транса,  избегание 
прикосновений) 
Основным материалом исследования являются: 
-реакции переноса 
-сопротивление 
-сновидения 
-дериваты языка (ошибки, обмолвки, оговорки). 

 
Техника анализа материала включает 4 процедуры:

 

 

конфронтация, 

 

прояснение, 

 

интерпретация, 

 

тщательная проработка. 

Техника анализа состоит из следующих этапов:

 

 

осознание психоаналитиком; 

 

демонстрация этого пациенту; 

 

прояснение  мотивов  и  форм  сопротивления  (какой  аффект  заставляет 
сопротивляться,  какое  инстинктивное  побуждение  стоит  за  этим,  какую 
форму использует пациент для сопротивления); 

 

интерпретация (с многократной: 10-30 раз проработкой). 

Типичные ошибки в психоанализе:

 

-нераспознавание реакции переноса; 
-неосознание аналитиком контрпереноса; 
-неправильная интерпретация материала; 
-недостаточная проработка интерпретации; 
-несовпадение культуральных особенностей пациента и аналитика. 

Показания и противопоказания для проведения психоанализа:

  

показан  при  всех  видах  неврозов  и  невротических  развитиях, 

психосоматических 

состояниях, 

некоторых 

психопатиях 

(кроме 

нарциссических, паранойяльных, перверзных).  

Противопоказан  при  эндогенных  психозах,  при  неумение  завязывать 

психотерапевтические 

взаимоотношения, 

при 

разнице 

культурально-

языковых особенностей. 

Краеугольным  камнем  психоанализа  является  теория  вытеснения. 

Вытеснение  представляет  собой  бессознательное  исключение  идей  из 
сознания или запрещение их вхождения в сознание. 

Центральным  в  психоаналитической  теории  является  понятие  инсайта. 

Для Фрейда инсайт связан с открытием бессознательной реальности. 

Инсайт

 

означает 

"субъективное 

переживание 

или 

знание, 

приобретенное 

во 

время 

психоанализа, 

относящееся 

к 

прежде 

бессознательному, патогенному содержанию или конфликту». 

Это проникновение во внутреннюю природу вещей или ее понимание. 
Почти все авторы, объяснявшие понятие инсайта выражали мнение, что 

истинный  инсайт  находится  между  полюсами,  образуемыми  эмоциями  и 
интеллектом. Он должен содержать потенциал для принятия новых решений 


background image

и  тем  самым  для  изменения  и  творчества.  При  достижении  инсайта 
применяются 

и 

принципы 

гештальт-психологии, 

выдвинутые 

Бернфельдом(1934): из  частей составить целое, связывая  элементы  подобно 
кусочкам  в  мозаике.  "Фундаментальное  правило"  психоанализа  -  метод 
свободных  ассоциаций  -  это  техника  разблокирования  потока  подсознания, 
помогающая  установить  бессознательные  причины  человеческих  мыслей  и 
поведения. 

С открытием свободных ассоциаций родилось "лечение разговором", как 

отражение  спонтанности  личности  и  свободы  мнений.  Отсюда  произошел 
поворот  от  прежней  пассивности  пациента  в  гипнокатарсисе  к  активному 
участию в построении диалога. 

В базовом правиле психоанализа большое место занимают ограничения 

-  «правило  абстиненции».Аналитическое  лечение  необходимо  проводить  в 
условиях  лишения  -  в  состоянии  воздержания,  необходим  определенный 
уровень  фрустрации,  от  которой  и  произошло  заболевание.  Любое  слишком 
быстрое  улучшение  в  процессе  лечения  снижает  темп  выздоровления. 
Страдания  пациента  не  должны  окончиться  раньше  определенного  времени. 
Иначе  уменьшится  инстинктивная  сила,  толкающая  его  к  выздоровлению. 
Необходимо поддерживать благоприятный потенциал напряжения. 

"Для  полной  безопасности  необходимо  ограничить  свой  выбор  

пациентами,  обладающими  нормальными  умственными  способностями, 
поскольку в  психоаналитическом методе они используются как точка опоры 
для приобретения контроля над патологическими проявлениями" (Ф.). 

Описание пригодного для терапии пациента резюмируется З.Фрейдом: " 

достаточно больной, чтобы в этом нуждаться, и достаточно здоровый, чтобы 
это  вынести".  Показания  для  психоанализа  по  Фрейду.:"психоаналитическая 
терапия  создана  в  процессе  и  для  лечения  пациентов,  хронически 
неприспособленных к жизни". 

Важными 

понятиями 

в 

психоанализе 

являются 

«перенос» 

и 

«контрперенос». 

Перенос  -  типичное  явление  в  психоанализе  -  восходит  к 

метафорическому  процессу,  т.е.  перенесению  смысла  из  одной  ситуации  в 
другую. 

Перенос 

- это обобщающее понятие в двух смыслах этого слова: 

-прошлый  опыт  оказывает  фундаментальное  и  постоянное  влияние  на 
настоящую жизнь;  
-это  понятие  охватывает  многочисленные  типичные  явления,  которые  по-
разному и уникальным образом выражаются в каждом из нас.  

В  психоанализе  наблюдаются  особые  формы  переноса.  Оно  зависит  от 

сопротивления,  аналитической  ситуации  и  ее  формирования  аналитиком, 
начиная  с  внешнего  вида  его  кабинета  и  его  поведения,  его  пола,  его 
контрпереноса, его образа человека и мировоззрения. 

Перенос, возникающий между пациентом и врачом, является подлинным 

проводником  терапевтического  влияния.  Психоанализ  не  создает  его,  а 
открывает его сознанию и достигает контроля над ним.