ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 1171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Перлз  называл  свой  подход  экзистенциальной  терапией,  соглашаясь  с 

главным положением этого подхода о том, что индивидуальный опыт может 
быть  понят  только  из  непосредственного  описания  уникальной  ситуации 
человека.  Перлз  утверждал,  что  встреча  терапевта  и  пациента  -  это 
экзистенциальная  встреча  двух  человеческих  существ,  а  не  разновидность 
традиционного отношения врач-пациент.  

Основным  теоретическим  положением  г.-т.  является  то,  что  -  «каждый 

человек  стремиться  к  достижению  состояния  полного  функционирования, 
что означает дополнение или завершение внутренней организации». 

 Несмотря  на  то,  что  одним  из  источников  гештальт-терапии  является 

психоанализ,  она  во  многом  отличается  от  психоанализа.  Основными 
отличиями  от  психоанализа  гештальт-терапии  являются  следующие 
положения: 

 

человек мотивируется не влечениями, а незаконченными ситуациями или 
незавершенными гештальтами.  

 

нет свободных ассоциаций, а есть фигура и фон 

 

 символы не традиционные, а индивидуальные 

 

 больше внимания уделяется не симптому, а целостности  

 

 основной принцип "здесь-и-теперь", а не "почему"  

 

 не придается такое значение переносу, он расценивается просто как один 
из вариантов проекции  

 

 мысли зависят только от эмоций на данный момент (также и по Райху)  

 

 важно  не  ЧТО  говорит  пациент,  а  КАК  говорит,  важно  видеть  как  при 
этом ведет себя тело  

 

 характерен не контроль за поведением, а отказ от контроля  

 

 в  отличие  от  структуры  личности  в  психоанализе  различают  уровни 
личности up-dog (низменные желания)  и top-dog (контроль)  

 

 необходима  конфронтация  с  сопротивлением,  а  источником  фрустрации 
(важный источник роста) в гештальт – терапии  может быть сам терапевт 
(таковым  являлся  сам  Перлз).  При  этом  необходим  правильный  баланс  с 
эмпатией.  Важно  понимание  своего  бессилия  –  это  понимание  тупика  -
"разлом вторичного нарциссизма".  

Здоровый  организм  действует  по  принципу  иерархии  ценностей.  В 

каждый  данный  момент  доминирующая  потребность  организма  выходит  на 
передний  план  в  качестве  фигуры,  а  остальные  временно  отступают  на 
задний  план.  Фигура  -  это  та  потребность,  которая  наиболее  остро  требует 
удовлетворения в данный момент.  

Суть  отношений  г.-т.  составляет  понятие  зрелости  и  цельности 

личности. 

 

Составными 

частями 

зрелости 

являются 

понятия 

своевременности,  осознанности,  ответственности  ,  естественности  и 
спонтанности. 

Спонтанность - это не импульсивность и не просто выражение эмоций - 

это умение быть самим собой.  

Естественность 

Перлз 

понимает 

как 

синтез 

спонтанности 

и 

взвешенности. 


background image

Ответственность  –  умение  полностью  принять  на  себя  ответственность 

за свое существование. 

Осознанность  -  под  "континуумом  осознанности"  Перлз  понимал 

многомерность  осознанности  -  в  каждый  момент  мы  можем  обратиться  к 
бесчисленным  возможным  переживаниям:  звуков,  образов,  эмоций,  нашего 
голоса, того, что делаем и т. д.  

Зрелость  пациента  -  это  переход  от  опоры  на  окружение  к  опоре  на 

самого себя. Интегрированная целостность - это «самость». 

Важнейший принцип  в г.-т.   - "бытие самим собой".  
Мысли  и  действия  человека  состоят  из  одного  материала  и 

следовательно  их  можно  переводить  с  одного  уровня  на  другой.  То,  что 
человек делает дает ключи к тому, что он думает и наоборот.  

Ни  один  индивид  не  самодостаточен,  он  может  существовать  только  в 

среде,  вместе  с  которой  он  в  каждый  момент  составляет  единое  целостное 
поле. Функционирование человека происходит на контактной границе между 
ним и средой.  

Наиболее  важные  функции  целостной  личности  -  контакт  со  средой  и 

уход из нее, принятие и отвержение . 

На  психологическом  уровне  человек  нуждается  в  контакте  с  другими 

людьми в такой же мере, в какой на физиологическом уровне он нуждается в 
пище  и  питье.  Непрерывное  изменение  совершенно  необходимо  для  его 
выживания.  

Невроз  возникает,  когда  индивид  оказывается  неспособным  изменить 

свой  образ  действий  и  способы  взаимодействия  со  средой.  И  хотя  невротик 
хочет  вылечиться,  он  чувствует  себя  в  большей  безопасности  и  более 
"одетым" при сохранении своего невроза. Он стиснут рамками неосознавания 
себя и своей ситуации. У него мало пространства для маневра.  

По  мере  расширения  его  сознания,  расширяется  его  ориентация,  его 

контакт  совершенствуется.  Терапевт  служит  увеличительным  зеркалом  для 
него,  помогая  в  открытии  себя.  Терапевт  не  может  делать  открытий  за 
пациента,  он  может  только  помочь  яснее  увидеть  собственное  поведение  и 
понять, что это поведение выражает.  
Невротик  утерял  (или  не  имел)  способность  организовать  свое  поведение  в 
соответствии с необходимой иерархией потребностей.  
Поступки  человека  коренятся  в  избегании,  которое  является  избеганием 
пустоты.  

Перлз 

видел 

близкое 

соответствие 

процесса 

ассимиляции 

на 

психологическом уровне с поглощением пищи на физиологическом уровне.  

Защита  -  это  не  нечто  "случающееся  с  нами",  от  которого  нас  можно 

избавить,  но  то,  что  мы  создаем.  Мы  выбираем,  продолжать  сопротивляться 
или нет, согласно нашему развитию или нашим нуждам, или ситуации.  

Характер  Перлз  понимал  как  систему  атрофированных  фиксированных 

реагирований,  мешающих  органичному  функционированию.  Характер  -  это 
сумма  адаптивных  реагирований,  отработанных  в  детстве,  часто  не 
представляющих  нас  и  не  подходящих  к  теперешней  жизни.  По  Перлзу, 


background image

идеален  человек  без  характера,  способный  творчески,  гибко  реагировать  на 
изменяющиеся ситуации.  

В противовес понятию характера Перлз предлагает понятие гомеостаза - 

процесс,  посредством  которого  организм  поддерживает  свое  равновесие  и 
здоровье в постоянно меняющихся условиях.  

Благодаря  гомеостазу  истинное  Я  знает,  что  оно  хочет,  что  ему  надо,  а 

защита  часто  не  дает  это  "услышать",  "перекрывает"  истинное  Я.  Надо 
научиться  слушать  себя  и  окружающее.  Тот,  кто  видит  только  свои 
потребности  -  это  асоциальный  тип.  А  тот,  кто  ждет  чего-то  только  от 
окружающего, тот невротик.  

Видения,  грезы  в  г.-т.  считаются  экзистенциальными  посланиями, 

которые  можно  понять  не  через  обдумывание,  а  через  непосредственное 
восприятие содержания видения, для чего его необходимо "вызвать к жизни" 
и переложить его в действие или заполнить пробелы фантазии или закончить 
видение,  также можно развить с ними диалог.  

Гештальт-терапия в человеке различает три уровня психики:  
-

 

внешний 

(функционирование 

человека 

происходит 

на 

контактной границе со средой),  

-

 

внутренний и  

-

 

средний(уровень  грез,  фантазирования,  основа  формирования 
невроза).  

Техника  г.-т.  служит  для  возвращения  пациента  к  контакту  с  его 

ощущениями двумя способами:  

-

 

перестать избегать, не прикрывать переживания  и 

-

 

наделение энергией, чтобы мириться с состоянием осознанности.  

Если  эффективность  психотерапии  полностью  зависела  бы  от 

возможностей техники, нам ничего не оставалось бы, как ожидать, что в один 
прекрасный  день  компьютеры  займут  место  профессионалов.  Стоит  ли 
удивляться,  что  если  ты  не  вкладываешь  в  психотерапевтический  процесс 
чувства,  а    просто  точно  следуешь  определенной  технике,  то    результатов 
нет.  Технике  может  научить  любая  книга,  но  отношение  может  переделать 
только человек.  

Гештальт-терапия уникальна среди других техник тем, что эта система 

построена  скорее  на  интуитивном  понимании,  чем  на  теории.  Перлз  верил, 
что  быть  психотерапевтом  -  значит  быть  собой.  "Быть",  по  его  мнению, 
означало  быть  сейчас  и  здесь,  сознавать  и  нести  ответственность  т.е. 
постоянно находится за своими собственными действиями и чувствами. 

Экспрессивная  техника  в  Г-т  может  быть  сведена  в  триединый 

принцип: инициализация действий, завершенность действий, направленность 
действий.   

В технике используют разные приемы: столкновение "обвинителя" и 

"обвиняемого"((приглашение расколотых надвое личностей в одном индивиде к 

разговору ведет к интеграции личности), работа на "горячем стуле", работа с 


background image

символами, с чувствами, работа с 5-ю вопросами. Основные три вопроса г.-т.: что 

сейчас чувствуешь? что делаешь? что хочешь? и два дополнительных: чего ждешь? 

чего избегаешь (боишься)?  

При  своей  работе  психотерапевт  должен  оставаться  на  нулевой  точке: 

невовлеченности  в  игры    пациента.  Терапевт  -  это  проводник  сознания 
пациента.  Он  должен  быть  многогранен,  должен  обладать  интуицией, 
органичностью 

чувственности, 

эмоциональности, 

познания, 

изобретательности подходов.  

Моральные установки гештальт-терапии: 

 

жить  сейчас  ,  концентрироваться  на  настоящем  (прошлого  уже  нет, 
будущего еще нет) и жить здесь  

 

не давать волю воображению  

 

 прекратить ненужное обдумывание  

 

 выражать, а не манипулировать  

 

 отдаться неприятному и болезненному, как удовольствию,  

 

не ограничивать сознание  

 

не  принимать  других  "долженствований",  кроме  своих  собственных,  "не 
сотвори себе кумира"  

 

 быть полностью ответственным за свои поступки  

 

быть таким каков есть.  

В 

гештальт-терапии 

симптом 

заболевания 

это 

метафора, 

коммуникативное  послание.  "Переживание  происходит  на  границе  между 
организмом и его окружением." - Ф.Перлз.  

При  работе  с  соматическим  симптомом  в  технике  гештальт-терапии 

необходимо вовлечь симптом в психотерапевтическую работу.   

Чтобы  вовлечь  симптом  в  психотерапевтическую  работу,  его  надо 

вернуть на границу контакта, тогда симптом начнет "двигаться".  

Если  работать  с  патологией  контакта,  то  таким  образом  будем 

воздействовать на симптом.  

Работа  с  симптомом  в  гештальт-терапии  -    это  метод  идентификации  с 

проективным образом, чтобы из частичной проекции сделать целостную. 

Переломной  стадией  будет  -  принятие  ответственности  за  это 

осознанное  переживание  на  себя.  Это  переживание  и  блокировало  симптом. 
А  затем  вместе  с  участниками  группы  проверить  устойчивость  принятой 
ответственности. Затем необходимо : 
- обратить внимание как пациент относится к своему симптому  
- выявить контрсимптом, телесный его феномен.  

Стадии работы с соматическими симптомами: 

1 - идентификация с больным органом; 
2  -  реконструкция  личностного  контакта  взаимоотношений  вопросом  "  к 
кому  обращены  эти  чувства?"  Появившуюся  "фигуру"  из  личного  опыта 
пациента "сажают на стул"; 


background image

3-  ассимиляция  проекции-  принятие  ответственности  за  переживание  того 
или иного желания, когда восстанавливается исходное переживание, которое 
блокировало симптом  
4 - полное обращение ретрофлексии, тестирование устойчивости обретенной 
ответственности вместе с участниками группы  
Это этапы пути от симптома к полноте контакта с миром.  
 

Личность в гештальте, ее понятие и развитие.

 

В 

основу 

одного 

из 

самых 

известных 

психотерапевтических 

направлений  психоанализа  положена  трехкомпонентная  модель  личности.  В 
ее  рамках  изменения  происходят  вследствие  установления  определенных 
психодинамических  отношений  между  такими  компонентами    как  Ид,Эго, 
Супер- Эго. 

Человек  и  как  организм,  и  как  личность,  растет  ассимилируя  новый 

материал. Перлз проводит сопоставление в развитии личности приобретения 
привычек, отношений, верований, идеалов с процессом принятия физической 
пищи  в  организме.  Физическая  пища,  когда  она  соответствующим  образом 
обработана и переварена, ассимилируется, становится частью организма. Но 
пища, которая «ложится комком на желудок»- это интроект. Чувствуя это, вы 
хотите  освободиться  от  него  и  «выбрасываете  ее  из  своей  системы».  А  если 
вы ее «держите в себе» - она начинает отравлять вас. 
Конфликт  происходит  когда  "  коль  отрыгнуть  -  стыда  не  оберешься,  а 
проглотить своим же поперхнешься».(Ф.Перлз). 

Тоже  происходит  и  с  пищей  духовной.  Теория  «переваренная»  вами  в 

деталях  делается  своей  и  вы  можете  пользоваться  ею  гибко  и  эффективно, 
т.к. она стала вашей второй натурой.  Но  урок,  «проглоченный» целиком без 
понимания и доверия- это интроект и вы не можете реально использовать это 
знание.  Вы  ослабили  свою  способность  думать  и  действовать  «от  себя»  ,  по 
своему. 

З.  Фрейд  же  cчитает,  что    то,    что  «вложено»  в  ребенка  любящими 

родителями  нормально  и  здорово  и  ребенок  с  их  помощью  формируется.  В 
этом расхождение  теории развития личности в г.-т. с Фрейдом ( Фрейд здесь 
не подразделял способ «усвоения» на ассимиляцию или интроекцию).То, что 
дают  любящие,  обычно  ассимилируется,  делается  своим.  То,  что  дается 
нелюбимыми  родителями  (учителями)  проглатывается,  интроецируется  и 
становится 

причиной 

бунта, 

отвращения, 

они 

не 

удовлетворяют 

действительных  нужд  ребенка.  «Я»,  состоящее  из  интроектов  не 
функционирует  спонтанно,  состоит  из  понятий  о  себе  как  из  обязанностей, 
стандартов, навязанных извне. 

Понятие агрессии основано на интроекции, это чуждость действительно 

здоровым  интересам,  лишающим  его  подлинного  общения  и  способность 
испытывать  радость.  При  удалении  интроектов  (в  отличие  от  рефлексии) 
надо  не  столько  интегрировать  диссоциированные  части,  сколько  осознать 
то,  что  не  является  подлинно  твоим,  чтобы  обрести  избирательное  и 
критическое  отношение  к  тому,  что  предлагается.  Надо  научиться