Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9041

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

191 

 

структура – партийный уклад – существенно меняется от страны 
к стране. Классическая многопартийная система (Дания, Бельгия, 
Австрия, 

Нидерланды) 

характеризуется 

конкуренцией 

нескольких  политических  партий,  ни  одна  из  которых  не  в 
состоянии  завоевать  большинство  мест  в  парламенте  и 
самостоятельно осуществлять власть. Поэтому эту разновидность 
многопартийности часто определяют как 

уклад многопартийной 

раздробленности

.  В  этих  условиях  партии  вынуждены  идти  на 

компромиссы,  искать  союзников  и  партнеров  с  целью  создания 
коалиционного большинства. 

Партийная 

коалиция

 

– 

это 

объединение, 

союз 

политических партий для достижения общих политических целей 
на  основе  консенсуса,  компромисса  и  баланса  интересов. 
Традиционно  выделяются  такие  разновидности  межпартийных 
коалиций, 

как 

электоральные

 

(образуются 

на 

период 

избирательной кампании), 

парламентские

 и 

правительственные

Различают  также 

легислатурные

  коалиции,  в  которые  партии 

вступают  при  подготовке  к  выборам,  и  срок  действия  которых 
рассчитан  на  всю  легислатуру,  т.е.  срок  полномочий  выборного 
органа,  и  конъюнктурные  коалиции,  формирующиеся  уже  после 
выборов и носящие зачастую временный характер. 

Ввиду  нестабильности  исполнительной  власти  при  системе 

многопартийной  раздробленности  в  политической  практике 
наблюдается  тенденция  перехода  к  другим  партийным  укладам, 
гарантирующим  большую  стабильность  и  эффективность 
политической власти. 

Некоторые  политологи  выделяют  в  качестве  особой 

разновидности 

блоковую 

или 

поляризованную 

многопартийность

.

  Здесь  на  политической  арене  действует 

несколько  политических  партий,  объединившихся  в  два  и  более 
крупных  политических  блока.  Притягивая  к  себе  различные 


background image

 

 

192 

 

партии,  блоки  способствуют  консолидации  политических  сил, 
преодолению дробности политического процесса. Партии строят 
свою  предвыборную  стратегию  и  тактику  с  учетом 
принадлежности  к  одному  из  блоков.  Исход  выборов 
определяется соответственно не столько силой каждой отдельной 
партии,  сколько  согласованностью  действий  внутри  блока.  Так, 
например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, 
возглавляемый Социалистической партией, и блок правых партий 
во главе с Объединением в поддержку Республики (ОПР). 

Многопартийная  система  с  доминирующей  партией

 

(уклад  доминации)  характеризуется  длительным  пребыванием  у 
власти  одной  партии  при  наличии  малоэффективной  оппозиции. 
Правящая  партия  получает  и  удерживает  доминирующее 
положение  благодаря  слабости  и  распыленности  своих 
противников,  противоречия  в  рядах  которых  не  позволяют  им 
образовать прочный оппозиционный союз. 

К  примеру,  в  Японии  с  1955  г.  по  1993  г.  у  власти 

находилась  либерально-демократическая  партия,  в  Индии  в 
послевоенный период долгое время власть удерживал Индийский 
Национальный  Конгресс.  В  Швеции  в  качестве  доминирующей 
партии  выступает  Социал-демократическая  рабочая  партия. 
Уклад 

доминации 

позволяет 

сформировать 

стабильное 

однопартийное  правительство,  но  несет  в  себе  опасность 
косности, застоя для правящей партии. 

Двухпартийная система 

Двухпартийная  система

  предполагает  наличие  в  стране 

двух  сильных  партий,  каждая  из  которых  способна  к 
самостоятельному  принятию  власти  и  ее  осуществлению.  Когда 
одна  из  партий  побеждает  на  выборах,  другая  становится  в 
оппозицию,  и  так  периодически  они  сменяют  друг  друга  у  руля 


background image

 

 

193 

 

власти.  Бипартизм  не  исключает  существования  в  стране  и 
других,  менее  влиятельных  партий.  Они  также  участвуют  в 
политическом процессе, но реально претендовать на победу не в 
состоянии. 

Классическая  модель  двухпартийной  системы  сложилась  в 

США,  где  противостоят  друг  другу  Демократическая  и 
Республиканская  партии.  В  Великобритании  борьбу  за  власть 
ведут консерваторы и лейбористы. 

Наряду  с  классической  двухпартийной  системой  выделяют 

и модифицированный вариант двухпартийности – 

систему "двух 

партий  с  половиной

"

.  Здесь  также  конкурируют  между  собой 

крупные  партии,  но  ни  одна  из  них  не  имеет  абсолютного 
большинства  в  парламенте  и  для  формирования  правительства 
должна  войти  в  коалицию  с  третьей  партией.  Это  третья  партия 
играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной 
из  ведущих  партий.  Такой  уклад  сложился  в  ФРГ,  где  роль 
регулятора  между  СДПГ  и  ХДС/ХСС  играет  Свободная 
Демократическая партия. 

Формированию  двухпартийности  во  многом  способствует 

мажоритарная  избирательная  система.  Бипартизм  позволяет 
обеспечить  относительную  стабильность  власти,  т.к.  создает 
однопартийное  правительство,  свободное  от  неустойчивости 
коалиционных  соглашений.  Двухпартийная  система,  указывает 
французский  политолог  Р.-Ж.Шварценберг,  упрощает  процесс 
артикуляции  и  агрегации  интересов,  поскольку  каждая  из 
соперничающих  партий  стремится  к  обобщению,  "сокращению" 
требований различных социальных групп с целью максимального 
расширения  своей  электоральной  базы  (см.:  Шварценберг  Р.-Ж. 
Политическая  социология.  Ч.  3.  –  М.  –  1992.  –  С.  74).  Вместе  с 
тем  двухпартийность  подвергается  критике  за  то,  что  она 


background image

 

 

194 

 

отстраняет  от  участия  в  принятии  решений  мелкие,  не  слишком 
авторитетные партии, выражающие интересы меньшинства. 

Невозможно  дать  априорного  предпочтения  и  однозначной 

оценки  эффективности  и  демократичности  той  или  иной 
разновидности много- и двухпартийной системы. Все зависит от 
особенностей  исторического  развития  страны,  устоявшихся 
традиций, конкретной политической ситуации. 

Однопартийная система 

Однопартийная  система

  характеризуется  монополией  на 

власть  со  стороны  одной  партии.  В  однопартийной  системе  нет 
политической  конкуренции.  Правящая  партия  не  допускает 
рядом  с  собой  других  претендентов  на  власть.  Хотя,  при 
авторитарном  режиме  возможно  легальное  существование, 
наряду  с  господствующей  и  других  политических  партий, 
последние лишены реальной самостоятельности, имеют довольно 
ограниченное  поле  деятельности  и  признают  руководящую  роль 
правящей  партии.  Такая  система  сложилась  после  второй 
мировой войны в ряде стран Восточной Европы – Болгарии, ГДР, 
Польше, Чехословакии, где так называемые союзнические партии 
играли второстепенную роль в политической жизни. 

Свои специфические особенности присущи однопартийным 

системам  некоторых  развивающихся  стран  с  авторитарными 
режимами.  Роль  правящей  партии  здесь  сводится  к  организации 
массовой поддержки политики руководства государства. Партия, 
будучи  представлена  в  руководящих  государственных  органах, 
действует  зачастую  как  бы  на  "вторых  ролях",  не  участвуя 
непосредственно в управлении государством. 

При  тоталитарном  режиме  действует  только  одна 

политическая  партия,  другие  распущены  или  запрещены.  В 
результате  сращивания  партийных  и  государственных  структур 


background image

 

 

195 

 

правящая партия становится  над  государством и осуществляет в 
нем  доминирующую  роль.  Монополизация  властных  функций 
одной партией неизбежно ведет к субъективизму и волюнтаризму 
в  политике,  к  преобладанию  командных  методов  управления, 
нарушению  обратных  связей  между  населением  и  властью  и 
отчуждению народных масс от политики. 

Опыт  функционирования  однопартийных  систем  в  XX  в. 

показал  их  неэффективность  и  антидемократичность.  В 
настоящее  время  такие  системы  постепенно  сходят  с 
политической  арены  как  дискредитировавшие  себя.  Примером 
этого  является  преобразование  партийных  систем  в  странах 
Центральной и Восточной Европы конца 1980-х – начала 1990-х 
г.г. 

§

2. Общественные организации и движения 

Понятие и отличительные признаки общественных 

организаций и движений 

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду 

с политическими партиями, играют общественные организации и 
движения.  В  отличие  от  партий  они  не  претендуют  на 
непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на 
себя  связанных  с  этим  обязательств.  Однако,  реализуя  свои 
специфические  задачи  и  функции,  общественные  организации  и 
движения  решают  задачи  широкого  общественного  значения, 
вносят  весомый  вклад  в  государственное,  хозяйственное, 
социально-культурное 

строительство. 

Формирование 

разветвленной  системы  общественных  организаций  и  движений 
является  показателем  развитости  гражданского  общества, 
свидетельством  многообразия  и  структурированности  его 
интересов.