ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9037
Скачиваний: 6
201
активной жизненной позиции, повышению политической
образованности и культуры, привлечению граждан к управлению
государственными и общественными делами.
4)
Репрезентативная
функция
или
функция
представительства и защита интересов своих членов во
взаимоотношениях с другими политическими институтами.
Общественные организации и движения не только способствуют
осознанию и выражению специфических интересов и
потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство
представительства этих интересов, доведения требований группы
до сведения государственных органов, политических партий,
правящих элит.
Воздействие общественных объединений на властные
структуры может осуществляться двумя путями: посредством
электорального
представительства
(через
избирательные
системы),
прямого,
функционального
представительства
организованных интересов. Основными формами и методами
давления общественных организаций и движений на органы
власти являются следующие:
- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав
представительных и исполнительных органов власти;
- поддержка, в том числе финансовая; на выборах близких
политических партий и их кандидатов;
- участие в разработке, подготовке законодательных и
других нормативных актов;
-
участие
в
работе
парламентских
комиссий,
межведомственных
комитетов,
совещательных
и
консультативных органов, экспертных групп при различных
государственных органах;
202
- организация пропагандистских кампаний в средствах
массовой информации, сбор подписей под соответствующими
требованиями;
- забастовки, митинги, демонстрации и др.
Особо следует указать на такую форму представительства и
защиты групповых интересов, как
лоббизм
, или лоббирование
(от англ.
lobby
– кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком
смысле слова понимают любые законные способы влияния
(давления) на государство с целью защиты особых интересов. В
более
узком
смысле
слова
лоббирование
означает
непосредственное
взаимодействие
представителя
группы
интересов с лицом, принимающим решения, – как посредством
формализованных каналов и структур, так и неформальных
связей (встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры,
личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, чтобы
добиться принятия желательных для группы законодательных и
нормативных актов, получения правительственных субсидий,
кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты
государственной власти.
В
странах
Запада
сложилась
широкая
сеть
специализированных лоббистских служб – юридических фирм,
консультационных бюро, агентств по связям с общественностью,
оказывающих посреднические услуги в установлении контактов
между группами интересов и государственными органами. В
США и ряде европейских стран лоббистская деятельность
регламентируется законом и находится под финансовым
контролем. Однако сама природа лоббизма как политического
явления исключает возможность его полного контроля. Поэтому
в практике лоббизма не исключены случаи коррупции,
злоупотреблений, использования сомнительных, а порой и
203
незаконных методов воздействия (шантаж, подкуп, угрозы,
взятки).
5) Еще одной функцией общественных организаций и
движений
является
функция
моделирования
новых
общественно-политических структур
, поиск и испытание
нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные
объединения в силу общественного, самодеятельного характера
выступают как незаменимый канал проведения социальных
экспериментов,
поиска
и
осуществления
новых
самоуправленческих форм социальной активности населения.
Социальные движения
Переломные
моменты
общественного
развития
характеризуются, как правило, интенсивным "всплеском"
самодеятельной активности масс. Так, в 70-е годы в странах
Запада на смену старым традиционным объединениям пришли
многообразные
новые
социальные
движения
.
Их
возникновение было обусловлено обострением глобальных
проблем современности, вступлением западных стран в новый
этап НТР, изменениями в массовом сознании, в ценностных
ориентациях общества, кризисом доверия к государственным
структурам и традиционным политическим институтам. Старые
традиционные
добровольные
объединения (профсоюзные,
молодежные, женские и др.), будучи интегрированы в
политическую систему, оказались не готовы адаптироваться к
новым реальностям. Во многом это связано с формализацией их
деятельности, обюрокрачиванием управленческих структур,
отрывом аппарата от рядовых масс.
Новые
социальные
движения
представляют
собой
демократические движения протеста с широкой социальной
базой, массовостью, новой проблематикой и требованиями.
204
Костяк новых социальных движений составили экологические,
антивоенные, неофеминистские движения, движения в защиту
гражданских прав и др. Несмотря на разнообразный социальный
состав, мозаичный характер концепций, участников данных
движений объединяет критическое отношение ко многим
реалиям
современного
общества,
стремление
найти
оригинальные решения глобальных и некоторых других
актуальных проблем.
Особенностью новых социальных движений стал поиск
новых форм, стиля, образа жизни, разнообразие и необычность
форм
и
методов
социального
протеста.
Широкое
распространение получили так называемые
альтернативные
движения
, ориентированные на разрыв с традиционными
формами общественно-политической жизни и утверждение
новых моделей общественного развития. С этой целью создаются
своеобразные
типы
кооперативов,
сельскохозяйственных
коммун, жилищных сообществ, альтернативные предприятия,
школы, клиники и т.п. На собственном примере они стремятся
реализовать
новую
систему
гуманистических,
постматериалистических ценностей. Близки к альтернативным
движениям и
гражданские инициативы
– форма локальной,
спонтанной коллективной самоорганизации граждан для защиты
своих интересов и взаимопомощи от ущемляющих их решений
власти. Гражданские инициативы борются за удовлетворение
каких-либо конкретных требований и претворение в жизнь
определенных проектов в сфере жилья, образования и
воспитания, транспорта, городского развития, культуры,
экологии.
Что
касается
стран
так
называемого
"реального
социализма", то здесь формально существовала широкая сеть
общественных объединений, охватывающая значительную часть
205
населения. Но фактически общественные организации и
движения выполняли роль придатка государственной машины,
приводного ремня от коммунистической партии к массам и не
имели подлинно общественного, самодеятельного характера. По
мере демократизации общества и трансформации политических
систем в СССР (СНГ) и странах Восточной Европы происходят
существенные изменения в системе общественных объединений.
Рост политической активности граждан нашел свое выражение не
столько в обновлении существовавших общественных структур,
сколько в создании новых самостоятельных организаций и
движений. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась
созданием
множества
неформальных
общественных
формирований – нетрадиционных, альтернативных организаций
и движений, которые действовали вне рамок официальных
структур, опираясь лишь на инициативу самих граждан и не
претендуя
на
официальный
статус.
Их
деятельность
первоначально носила в основном локальный, культурно-
просветительский, экологический характер. Но постепенно
наблюдается политизация неформального движения, его
соединение с широкими народными выступлениями. Особо
важное значение имело образование и деятельность Народных
Фронтов, а также развитие рабочего, экологического и др.
движений. Во многих случаях неформальные группы,
формирования
стали
прообразом
новых
общественных
организаций и даже политический партий.
Контрольные вопросы и задания по лекции №8:
1.
Каковы
сущность
и
функции
общественных
объединений?
2.
Опишите процесс образования политических партий в
соответствии с концепцией М.Вебера.