ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9036
Скачиваний: 6
206
3.
Назовите
основные
критерии
типологизации
политических партий и соответствующие им типы партий.
4.
Перечислите
функции,
которые
выполняют
политические партии в обществе.
5.
Что такое партийная система, охарактеризуйте
основные типы партийных систем.
6.
Какими
характерными
признаками
обладают
общественные организации и общественные движения?
7.
Назовите функции общественных организаций и
общественных движений в политической системе.
8.
На основании известных вам типологий партий и
партийных систем охарактеризуйте партийную систему
Республики Беларусь.
Литература
[3; 9; 28; 30; 34; 43; 46; 48]
207
ЛЕКЦИЯ 9. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ВЫБОРЫ
Основные понятия:
выборы; избирательное право; активное избирательное
право; пассивное избирательное право; выдвижение
кандидатов;
праймериз;
голосование;
альтернативное
голосование; коммулятивное голосование; лимитированное
голосование;
абсентеизм;
избирательная
система;
мажоритарная
система
абсолютного
большинства;
мажоритарная
система
относительного
большинства;
пропорциональная система; смешанная избирательная
система; парламент.
§
1. Избирательное право
Сущность выборов
В современном цивилизованном обществе выборы являются
процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан
в формировании представительных, законодательных, судебных
и исполнительных органов государства. С выборами связана
реализация политических прав граждан.
Выборы
– это способ
существования демократии, способ смены правящих элит,
передачи власти от одних людей другим мирным путем, через
волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и
признание обществом их результатов является важным
признаком демократичности такого общества, его способности
решать
назревшие
проблемы
мирными
политическими
средствами.
Существуют
общенациональные
президентские
и
парламентские
выборы,
выборы
в
органы
местного
самоуправления, в законодательные собрания штатов или
аналогичных административно-территориальных единиц, а также
208
выборы некоторых местных должностных лиц (судьи,
присяжные, шерифы и др.). Люди выдвигают из своей среды
представителей, пользующихся их доверием, и добровольно
передают им часть своих прав решать общественные проблемы.
Власть, избранная самими людьми, является легитимной,
признанной населением, а выборы выступают инструментом
легитимации власти.
Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за
правящей элитой. Если власть не выражает интересы
избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести
к власти оппозицию, которая, как правило, идет на выборы с
критикой существующего правительства. Однако и само
правительство также может изменить политический курс под
давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на
очередных выборах.
Таким образом, выборы представляют собой своеобразный
политический рынок. Претенденты на занятие определенных
должностей и мест предлагают избирателям свои программы и
обещания в обмен на властные полномочия, получаемые от
избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует
обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы
эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное
право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а
также существует гражданское общество как совокупность
негосударственных образований, способствующих реализации
интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и
т.д.).
Основные принципы избирательного права
Процедура выборов регламентируется избирательным
правом каждой страны.
Избирательное право
– это
209
совокупность юридических норм, регулирующих участие
граждан в выборах представительных органов власти,
организацию и проведение выборов, взаимоотношения между
избирателями и представительными учреждениями, порядок
отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о
том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет
порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.
В основу современного избирательного права заложены
принципы
всеобщих, прямых, тайных и равных выборов
. Это
предполагает, что все совершеннолетние граждане государства
вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста,
религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали
власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без
ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.
Принципы избирательного права, сформулированные
философами-просветителями
и
апробированные
в
ходе
буржуазных революций, никогда не соблюдались в полной мере.
Происходило так потому, что политическая элита стремилась не
выпускать из-под своего контроля такой важный инструмент
собственного воспроизводства, как выборы. Существует большое
количество форм и методов ограничения действия принципов
избирательного права, в первую очередь через цензы.
Принцип всеобщности, равенства, тайного, прямого и
свободного голосования заложены и в Конституции Республики
Беларусь. Так, принцип всеобщности предполагает, что право
избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, что не должно быть
никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее
избирательное право ограничено участием в выборах только
электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом
голоса. Как правило, электорат и общее число граждан,
достигших избирательного возраста, не совпадают. По
210
Конституции Республики Беларусь, в выборах не участвуют
граждане,
признанные
судом
недееспособными,
лица,
содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а
также те, в отношении кого избрана мера пресечения –
содержание под стражей.
Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное
количество голосов. Количество избирателей в каждом
избирательном округе также должно быть примерно равным.
Однако на практике эти требования не всегда соблюдаются, и
правило "один человек – один голос" нарушается. Важное
значение имеет то, каким образом проведены границы округов.
Основное правило игры таково: собрать все голоса
соперников в нескольких округах, оставляя для себя
превосходство во всех остальных. В США такие уловки получили
название "джеримандеринг", в честь губернатора штата
Массачусетс Элбриджа Джерри, который на выборах 1812 года
состряпал неимоверно растянутый и изогнутый округ,
напомнивший одному из газетных карикатуристов саламандру.
Его противники назвали эту избирательную геометрию
"джерримандерингом" от фамилии Джерри и слова саламандра.
Джеримандеринг характерен и для современной политической
борьбы в США. Так, некоторые округа, вычерченные в
Калифорнии в 80-е годы нашего столетия, выглядели еще более
искаженными, чем округ, сформированный Джерри.
Манипулирование с избирательными округами характерно
для
многих
стран.
Это
делается,
чтобы
увеличить
представительство сельских районов в ущерб промышленным,
центральных кварталов – в ущерб окраинам и т.д. Конечно, при
современной
миграции
населения
нарезать
абсолютно
одинаковые округа невозможно, однако отклонения должны быть
в определенных пределах.