ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9011
Скачиваний: 6
266
формируется в процессе освоения человеком культурных
ценностей общества.
Исходя из выше изложенного, политическая культура
определяется чаще всего как система исторически сложившихся,
относительно
устойчивых
и
воплощающих
опыт
предшествующих поколений людей установок, убеждений,
представлений и моделей поведения, проявляющихся в
непосредственной
деятельности
субъектов
политического
процесса. Можно дать и более сжатое определение: политическая
культура – это совокупность политических знаний, убеждений и
принципов, проявляющихся в способах и результатах
политической деятельности людей.
Таким образом,
политическая культура
не сводится лишь
к знаниям и убеждениям. Она содержит систему способов
реализации этих знаний, ценностных ориентаций, образцов
поведения политических субъектов, то есть наций, классов,
социальных групп и т.д. Она характеризует способ
существования этих субъектов, выступая при этом как
объективная данность, являющаяся не простым внешним
отражением существенных черт политического процесса, но его
внутренней, органической частью. Вплетенная в контекст
существующих общественно-политических отношений, систем
социальной деятельности, политическая культура возникает,
эволюционирует и в конечном счете "распадается" вместе с этим
контекстом.
Общая ткань политической культуры группы, класса,
народа как бы сплетается из индивидуальных ниточек
политических культур личностей, а каждый гражданин, участвуя
в политической жизни, воспринимая и передавая политическую
информацию, поддерживая или осуждая то или иное
политическое решение, участвует в создании и развитии
267
политической культуры общества, к которой он принадлежит.
Индивидуальная политическая культура трансформируется в
групповую, профессиональную, национальную и тому подобную
политическую культуру за счет механизма социального общения.
Этот механизм обеспечивается посредством передачи, отбора и
формирования социально значимых элементов, слагаемых
политических культур отработки уже не индивидуальных, а
общественно функциональных, важнейших репрезентативных и
детерминирующих определенную социальную группу черт и
факторов. Для осуществления этой функции особое значение
имеют конституционные права и свободы граждан, а также
средства массовой информации.
Какова структура политической культуры? В политологии
по этому вопросу существуют разные мнения. Все зависит от
основания структурирования, того, какой критерий кладется в
основу дифференциации (см.: Баталов Э.Я. Политическая
культура современного американского общества. – М., 1990. – С.
26-38). Исследователи выделяют в ней прежде всего субъект и
объект.
Субъектом политической культуры
может выступать
как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так
и различные социальные группы: классы, нации, народности и
т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры –
это носитель и хранитель определенных политических ценностей.
Не менее важно и выделение
объекта
, на который
направлены ориентации и убеждения субъекта. Таким объектом
может служить сама политическая система и ее отдельные
компоненты: политический режим, политические институты,
партии, организации и пр.
Если структурировать политическую культуру индивида, то
здесь следует выделить, прежде всего, политические знания и
убеждения. Вместе с тем овладение политической культурой
268
предполагает не только приобретение индивидом определенной
суммы знаний и выработку прочных убеждений, но и
способность человека к эффективным политически действиям,
качественное осуществление их в сфере политических
отношений. Иначе говоря,
политическая культура
– это
процесс накопления политических знаний, превращение этих
знаний в убеждения и установки, а далее – их реализация в
конкретной политической деятельности.
Некоторые исследователи в структуре политической
культуры вычленяют, прежде всего, политическое сознание,
политические теории и доктрины. Эти духовные элементы
политической культуры отражают достигнутый уровень
политических отношений.
Другим ее элементом, с их точки зрения, выступает
культура политических отношений. Между политическим
сознанием
и
политическими
отношениями
существует
диалектическая взаимосвязь и вместе с тем между ними не
следует ставить знак равенства. Политическое сознание
оказывает огромное воздействие на политические отношения,
оно, в конечном счете, определяет их.
Следующим элементом политической культуры общества
выделяется
культура
взаимоотношения
политических
учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют
волю и энергию социальных групп и классов на достижение
поставленных политических целей. Решение этих задач во
многом зависит от стиля и методов работы государственных
органов, их взаимоотношений с массами.
Выделяется и такой элемент политической культуры, как
национальные государственные символы. Ряд авторов считает
эти символы цементирующим элементом любой политической
системы и лежащей в ее основе политической культуры.
269
Наконец, отмечается и такой элемент рассматриваемого
нами явления, как
политические традиции
, представляющие
собой наследие, передающееся от поколения к поколению и
сохраняющееся в политической жизни общества в течение
длительного времени. Традиции политической деятельности
создают ту историческую почву, на которой развивается
политическая культура.
Польский политолог Вятр в структуре политической
культуры выделяет
четыре основных компонента
: 1) знания о
политике, политической системе, 2) оценку политических
явлений,
3) эмоциональную сторону политической позиции, 4) "образцы"
политического поведения. По существу он использует градацию
политической
культуры,
предложенную
исследователями
Г.Алмондом и С.Вербой.
Сторонник более широкой трактовки рассматриваемого
нами понятия У.Розенбаум счел необходимым вычленить в
политической культуре так называемые "компоненты ядра", то
есть те элементы, которые играют весомую роль в формировании
политической культуры нации. Эти компоненты он разделил на
три основные группы.
Ориентации в отношении правительственных структур –
отношение индивида (социальной группы, слоя и т.д.) к
политическому
режиму,
основным
представительным
институтам, его символам, официальным лицам и нормам.
"
Политические идентификации
", то есть сопричастность
индивидов к "политическим единицам" – нациям, государству,
городу и т.д., политическое доверие и "правила игры"
(представления индивида о том, каким правилам он должен
следовать в гражданской жизни).
270
Политические ориентации в отношении собственной
политической
деятельности
или
"
политическая
компетентность
" (участие индивида в гражданской жизни) и
"политическая эффективность" (ощущение возможности оказать
влияние на политический процесс).
Существуют и другие подходы к структурированию
политической культуры. Все их рассмотреть невозможно.
Необходимо лишь иметь в виду, что, выделяя структурные
элементы рассматриваемого феномена, неправомерно говорить о
единой модели политической культуры применительно к
различным регионам и народам. Каждой общественно-
политической
системе
соответствует
базисная
модель
политической культуры, которая в любой стране проявляется в
национально-специфических формах.
О политической культуре можно вести речь в связи с
анализом общества в целом, а также в связи с анализом его
отдельных составных частей. В этом случае в рамках единой
политической культуры общества можно выделить более или
менее автономные структурированные образования, которые в
политологии именуются субкультурами. Речь идет о подсистемах
политических ориентаций и моделей политического поведения,
характерных для определенной группы или региона и
отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и
моделей, присущим как другим группам, так и в нации в целом.
Политические субкультуры формируются на разных
основаниях. Они могут возникать на основе социально-
классовых, национально-этнических, религиозно-политических и
региональных различий. Возможно появление субкультур,
обусловленных
демографическими
факторами.
Например,
молодежная, женская субкультуры и др. Рядом исследователей в
рамках политической культуры выделяются "элитная" и