ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9012
Скачиваний: 6
271
"массовая"
субкультуры.
Как
правило,
национальная
политическая культура и субкультура элиты совпадают.
Политическая
культура
общества
не
есть
сумма
политических субкультур. Она вбирает в себя наиболее
устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое
сознание и поведение основной массы населения, те
политические стереотипы, которые преобладают в данном
обществе.
Функции политической культуры
Каковы функции политической культуры? Прежде всего,
необходимо иметь в виду, что политическая культура
обеспечивает накопление и передачу политического опыта, что
необходимо
для
поддержания
устойчивости
системы
политических отношений. При этом накапливается опыт,
необходимый как для функционирования официальных структур,
прежде всего государства, так и для ограждения вмешательства
государства в жизнь семьи, общины, корпорации и т.д. Следует
отметить также, что в рамках политической культуры опыт не
только накапливается, но и как бы освящается, включаясь в
традицию.
Следующей функцией политической культуры является
упорядочивание и регулирование политических отношений. В
данном случае культура вторгается, часто принудительным
образом, в повседневную жизнь человека. Посредством норм и
предписаний общественная жизнь приобретает упорядоченность
и целесообразность.
Одна из важнейших функций политической культуры –
воспитательная
.
Она
проявляется
в
политическом
формировании личности на основе ценностей, соответствующих
интересам и целям тех или иных классов, социальных групп.
272
Иногда
в
качестве
самостоятельной
выделяется
познавательная
функция
политической культуры. Суть ее
состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для его
успешной деятельности в сфере политики. Речь идет о знании
законов и принципов, определяющих общественное развитие
способов, методов и средств управления социальными
процессами, функционирования политической системы и т.п.
Некоторые исследователи выделяют такие функции, как
нормативная
,
коммуникативная
и
сигнификативная
.
Нормативная
функция
служит обеспечению стабильности
политической системы и направлена на обеспечение посредством
использования политических норм такого поведения граждан,
которое служило бы эффективному достижению ее цели.
Представляющие собой единообразные правила поведения в
политическом процессе, политические нормы призваны
упорядочивать
повторяющиеся
действия
механизмов
политической системы общества, делая его функционирование
более предсказуемым и организованным.
Коммуникативная
функция
политической культуры
служит обеспечению политического общения членов общества и
трансформации индивидуальной политической культуры в
групповую, групповой – в национальную, национальной – в
общечеловеческую. Она способствует мобилизации крупных
общностей на реализацию масштабных социально-значимых
целей.
Коммуникативная
функция
обеспечивает
взаимопонимание различных слоев общества, хотя и не
гарантирует их от столкновений между собой.
Сигнификативная
функция
(от лат. – приписывать
значение) вытекает из того, что действия, обычаи и явления
приобретают политико-культурное значение лишь в конкретном
политическом и историческом контексте, занимая свое место в
273
системе ценностей и поведенческих ориентиров людей. Такие
элементы политической культуры выделяются из обыденной
жизни и приобретают символическое значение, начиная жить уже
своей собственной, иногда окрашенной мифическими красками
жизнью. Так, с годами оторвались от своих носителей имена
Христа, Будды, Ленина и превратились в своеобразные легенды,
имеющие громадное политико-культурное значение. Иногда эти
сигнификативные символы приводят к жестокой политической
борьбе.
Важной характеристикой политической культуры является
ее типология. Какие бывают типы политической культуры? По
этому вопросу существуют разные точки зрения. Некоторые
политологи выделяют два основных типа политической
культуры:
тоталитарный
и
плюралистический
.
Тоталитарный
тип
основывается на идеях о принципиальной одномерности
социально-экономической и духовной жизни общества. Эти идеи
определили практические установки на недопущение открытого
проявления специфических целей и интересов различных
социальных групп, на вытеснение из политической жизни
возможности выбора, любой альтернативности.
Важной
особенностью
тоталитарной
политической
культуры является культ борьбы, используемый в качестве
универсального метода в решении и созидательных и
разрушительных задач. Отсюда ориентация на конфронтацию, на
решение сложных проблем с позиций силового давления и
воспитание таких качеств, как нетерпимость к малейшему
инакомыслию. И, наоборот, стремление к компромиссу и
консенсусу, к учету позиций и интересов каждой из
взаимодействующих сторон рассматривается в рамках данного
типа культуры как признак слабости.
274
Плюралистическая
политическая культура проявляется в
общенациональном
согласии
относительно
принципов
организации и функционирования политической жизни и ее
базисного ядра – государственной власти, относительно целей и
норм политической деятельности. При этом в обществе
преобладает убежденность, что все необходимые и желательные
перемены могут быть интегрированы в существующую
политическую систему. В общественном сознании укрепляется
вера в то, что жизнеспособная демократия немыслима без
легальной политической оппозиции. В то же время уважение
прав политического меньшинства сочетается с лояльностью по
отношению к воле большинства.
275
Неотъемлемыми чертами плюралистической культуры
являются высокое место демократии в иерархической структуре
ценностей, наличие прочных установок на демократические
принципы и нормы жизни, формирование демократических
навыков и традиций. Этот тип культуры включает в себя
признание необходимости и неизбежности плюрализма,
толерантность к инакомыслию и инакомыслящим.
Известный политолог Э.Я. Баталов придерживается точки
зрения о том, что на протяжении веков человечество выработало
два основных цивилизованных механизма, действие и
взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все
стороны материальной и духовной жизни общества. Эти
механизмы – рынок и государство. Их функционирование и
структура не могут не находить отражения и проявления в
политической структуре общества. В соответствии с этим он
вычленяет два типа политической культуры: рыночную и
этатистскую. (Баталов Э.Я. Политическая культура современного
американского общества...– С. 52-53).
Рыночная культура
, по мнению Э.Я. Баталова, – это
культура, ориентирующая на подход к политическим процессам и
проблемам как к актам свободного обмена деятельностью и ее
продуктами
между
свободными
товаропроизводителями.
Политика с этой точки зрения есть разновидность бизнеса, а
политические решения – разновидность, хотя и весьма
своеобразная, торговой сделки.
Основными элементами рыночной политической культуры
являются:
ориентация
на
конкурентную
борьбу
как
универсальный
принцип
функционирования
и
развития
общественного организма, индивидоцентристская установка, для
которой высшей целью и ценностью является партикулярное
(индивидуальное) существование, ориентация на спонтанность,
естественность, саморегулирование в отправлении политических
и иных функций.