Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9012

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

271 

 

"массовая" 

субкультуры. 

Как 

правило, 

национальная 

политическая культура и субкультура элиты совпадают. 

Политическая 

культура 

общества 

не 

есть 

сумма 

политических  субкультур.  Она  вбирает  в  себя  наиболее 
устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое 
сознание  и  поведение  основной  массы  населения,  те 
политические  стереотипы,  которые  преобладают  в  данном 
обществе. 

Функции политической культуры 

Каковы  функции  политической  культуры?  Прежде  всего, 

необходимо  иметь  в  виду,  что  политическая  культура 
обеспечивает  накопление  и  передачу  политического  опыта,  что 
необходимо 

для 

поддержания 

устойчивости 

системы 

политических  отношений.  При  этом  накапливается  опыт, 
необходимый как для функционирования официальных структур, 
прежде  всего  государства,  так  и  для  ограждения  вмешательства 
государства  в  жизнь  семьи,  общины,  корпорации  и  т.д.  Следует 
отметить  также,  что  в  рамках  политической  культуры  опыт  не 
только  накапливается,  но  и  как  бы  освящается,  включаясь  в 
традицию. 

Следующей  функцией  политической  культуры  является 

упорядочивание  и  регулирование  политических  отношений.  В 
данном  случае  культура  вторгается,  часто  принудительным 
образом,  в  повседневную  жизнь  человека.  Посредством  норм  и 
предписаний  общественная  жизнь  приобретает  упорядоченность 
и целесообразность. 

Одна  из  важнейших  функций  политической  культуры  – 

воспитательная

Она 

проявляется 

в 

политическом 

формировании  личности  на  основе  ценностей,  соответствующих 
интересам и целям тех или иных классов, социальных групп. 


background image

 

 

272 

 

Иногда 

в 

качестве 

самостоятельной 

выделяется 

познавательная

 

функция

  политической  культуры.  Суть  ее 

состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для его 
успешной  деятельности  в  сфере  политики.  Речь  идет  о  знании 
законов  и  принципов,  определяющих  общественное  развитие 
способов,  методов  и  средств  управления  социальными 
процессами, функционирования политической системы и т.п. 

Некоторые  исследователи  выделяют  такие  функции,  как 

нормативная

коммуникативная

 

и 

сигнификативная

Нормативная

 

функция

  служит  обеспечению  стабильности 

политической системы и направлена на обеспечение посредством 
использования  политических  норм  такого  поведения  граждан, 
которое  служило  бы  эффективному  достижению  ее  цели. 
Представляющие  собой  единообразные  правила  поведения  в 
политическом  процессе,  политические  нормы  призваны 
упорядочивать 

повторяющиеся 

действия 

механизмов 

политической  системы  общества,  делая  его  функционирование 
более предсказуемым и организованным. 

Коммуникативная

 

функция

 

политической  культуры 

служит обеспечению политического общения членов общества и 
трансформации  индивидуальной  политической  культуры  в 
групповую,  групповой  –  в  национальную,  национальной  –  в 
общечеловеческую.  Она  способствует  мобилизации  крупных 
общностей  на  реализацию  масштабных  социально-значимых 
целей. 

Коммуникативная 

функция 

обеспечивает 

взаимопонимание  различных  слоев  общества,  хотя  и  не 
гарантирует их от столкновений между собой. 

Сигнификативная

 

функция

  (от  лат.  –  приписывать 

значение)  вытекает  из  того,  что  действия,  обычаи  и  явления 
приобретают  политико-культурное  значение  лишь  в  конкретном 
политическом  и  историческом  контексте,  занимая  свое  место  в 


background image

 

 

273 

 

системе  ценностей  и  поведенческих  ориентиров  людей.  Такие 
элементы  политической  культуры  выделяются  из  обыденной 
жизни и приобретают символическое значение, начиная жить уже 
своей  собственной,  иногда  окрашенной  мифическими  красками 
жизнью.  Так,  с  годами  оторвались  от  своих  носителей  имена 
Христа, Будды, Ленина и превратились в своеобразные легенды, 
имеющие  громадное  политико-культурное  значение.  Иногда  эти 
сигнификативные  символы  приводят  к  жестокой  политической 
борьбе. 

Важной  характеристикой  политической  культуры  является 

ее  типология.  Какие  бывают  типы  политической  культуры?  По 
этому  вопросу  существуют  разные  точки  зрения.  Некоторые 
политологи  выделяют  два  основных  типа  политической 
культуры: 

тоталитарный

 и 

плюралистический

Тоталитарный

 

тип

  основывается  на  идеях  о  принципиальной  одномерности 

социально-экономической и духовной жизни общества. Эти идеи 
определили  практические  установки  на  недопущение  открытого 
проявления  специфических  целей  и  интересов  различных 
социальных  групп,  на  вытеснение  из  политической  жизни 
возможности выбора, любой альтернативности. 

Важной 

особенностью 

тоталитарной

 

политической 

культуры  является  культ  борьбы,  используемый  в  качестве 
универсального  метода  в  решении  и  созидательных  и 
разрушительных задач. Отсюда ориентация на конфронтацию, на 
решение  сложных  проблем  с  позиций  силового  давления  и 
воспитание  таких  качеств,  как  нетерпимость  к  малейшему 
инакомыслию.  И,  наоборот,  стремление  к  компромиссу  и 
консенсусу,  к  учету  позиций  и  интересов  каждой  из 
взаимодействующих  сторон  рассматривается  в  рамках  данного 
типа культуры как признак слабости. 


background image

 

 

274 

 

Плюралистическая

  политическая  культура  проявляется  в 

общенациональном 

согласии 

относительно 

принципов 

организации  и  функционирования  политической  жизни  и  ее 
базисного  ядра  –  государственной  власти,  относительно  целей  и 
норм  политической  деятельности.  При  этом  в  обществе 
преобладает убежденность, что  все необходимые  и желательные 
перемены  могут  быть  интегрированы  в  существующую 
политическую  систему.  В  общественном  сознании  укрепляется 
вера  в  то,  что  жизнеспособная  демократия  немыслима  без 
легальной  политической  оппозиции.  В  то  же  время  уважение 
прав  политического  меньшинства  сочетается  с  лояльностью  по 
отношению к воле большинства. 


background image

 

 

275 

 

Неотъемлемыми  чертами  плюралистической  культуры 

являются  высокое  место  демократии  в  иерархической  структуре 
ценностей,  наличие  прочных  установок  на  демократические 
принципы  и  нормы  жизни,  формирование  демократических 
навыков  и  традиций.  Этот  тип  культуры  включает  в  себя 
признание  необходимости  и  неизбежности  плюрализма, 
толерантность к инакомыслию и инакомыслящим. 

Известный  политолог  Э.Я.  Баталов  придерживается  точки 

зрения о том, что на протяжении веков человечество выработало 
два  основных  цивилизованных  механизма,  действие  и 
взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все 
стороны  материальной  и  духовной  жизни  общества.  Эти 
механизмы  –  рынок  и  государство.  Их  функционирование  и 
структура  не  могут  не  находить  отражения  и  проявления  в 
политической  структуре  общества.  В  соответствии  с  этим  он 
вычленяет  два  типа  политической  культуры:  рыночную  и 
этатистскую. (Баталов Э.Я. Политическая культура современного 
американского общества...– С. 52-53). 

Рыночная  культура

,  по  мнению  Э.Я.  Баталова,  –  это 

культура, ориентирующая на подход к политическим процессам и 
проблемам  как  к  актам  свободного  обмена  деятельностью  и  ее 
продуктами 

между 

свободными 

товаропроизводителями. 

Политика  с  этой  точки  зрения  есть  разновидность  бизнеса,  а 
политические  решения  –  разновидность,  хотя  и  весьма 
своеобразная, торговой сделки. 

Основными  элементами  рыночной  политической  культуры 

являются: 

ориентация 

на 

конкурентную 

борьбу 

как 

универсальный 

принцип 

функционирования 

и 

развития 

общественного организма, индивидоцентристская установка, для 
которой  высшей  целью  и  ценностью  является  партикулярное 
(индивидуальное)  существование,  ориентация  на  спонтанность, 
естественность, саморегулирование в отправлении политических 
и иных функций.