Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9005

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

276 

 

Этатистская  политическая  культура

  –  это  культура, 

связывающая  решение  политических  проблем  и  контроль  над 
политическими 

процессами 

с 

действием 

механизмов 

государственного  регулирования.  Это  культура  ограничения 
конкурентной 

борьбы, 

для 

которой 

интересы 

целого 

(государства,  нации,  класса,  какой-либо  организации)  выше 
частных, индивидуальных интересов. 

Таковы  два  идеальных  полярных  типа,  которые  в  чистом 

виде  почти  не  встречаются,  но  логически  образуют  те  полюса, 
между  которыми  располагаются,  тянутся  то  к  одному,  то  к 
другому полюсу реальные политические культуры. 

Американские  политологи  Г.Алмонд  и  С.Верба  выделяют 

три  чистых  вида  политической  культуры  –  патриархальную, 
подданническую,  активистскую  и  три  смешанных  типа  – 
патриархально-подданническую,  подданническо-активистскую  и 
патриархально-активистскую,  которые  получаются  из  смешения 
чистых типов. 

Что  представляет  собой 

патриархальная  политическая 

культура

?  Это  политическая  культура,  существующая  в 

обществе,  в  котором  либо  еще  не  сформировалась,  либо  только 
стала  формироваться  политическая  система.  В  таком  обществе 
нет  специализированных  политических  ролей.  Они  выступают 
как  некая  недифференцированная  совокупность.  Поэтому 
политические ориентации членов этого общества неотделимы от 
религиозных  и  социальных.  В  рамках  этой  культуры  не  имеется 
установок  на  ее  изменение.  Характерной  чертой  этой 
политической культуры является полное отсутствие у подданных 
интереса к политической системе. 

Подданническая  политическая  культура

  (или  "культура 

подчинения") 

характеризуется 

"высокой 

частотностью 

ориентаций"  в  отношении  дифференцированной  политической 
системы.  Однако  члены  общества,  зная  о  существовании 


background image

 

 

277 

 

специализированных  политических  институтов  и  испытывая  к 
ним  определенные  чувства,  весьма  слабо  ориентированы  на 
активное участие в функционировании политической системы. 

В 

активистской  политической  культуре

  (или  "культуре 

участия")  все  ориентации  достигают  "высокой  частотности". 
Члены 

общества 

ориентированы 

на 

соответствующую 

политическую систему, на активное участие в ее деятельности. 

В  реальной  политической  практике,  как  отмечают  

Г.  Алмонд  и  С.  Верба,  происходит  сочетание  этих  типов.  В 
результате  образуется  уже  три  названных  типа  смешанных 
культур. 

Первый  из  них  – 

патриархально-подданнический

  – 

характерен  для  обществ,  которые  переживают  этап  перехода  от 
провинционализма к централизованной политической власти. Это 
было  характерно,  например,  для  Западной  Европы  в  период 
становления  абсолютных  монархий.  Члены  общества  отдавали 
предпочтение центральным институтам власти, а не местным. 

Второй 

тип 

– 

подданнически-активистский

 

– 

характеризуется  тем,  что  значительная  часть  населения 
становится  активно  ориентированой  на  более  или  менее 
демократическую  политическую  систему,  хотя  остальные 
продолжают 

оставаться 

лояльными 

по 

отношению 

к 

авторитарным  формам  и  структурам  правления.  Например, 
политическая  культура  этого  типа  имела  место  во  Франции, 
Германии и Италии конца XIX – начала XX вв. 

Третий  тип  – 

патриархально-активистский

  –  характерен 

для  стран,  которые  только  становятся  на  путь  демократии. 
Политическая  культура  там  отличается  фрагментарностью.  По 
мере  продвижения политической системы в  сторону демократии 
происходит  адаптация  патриархальной  и  подданнической 
культуры к, так называемой, партисипаторной. 


background image

 

 

278 

 

Оптимальным  вариантом,  с  точки  зрения  Г.  Алмонда  и  

С.  Вербы,  является  смешанный  тип  политической  культуры, 
который они предложили назвать "культурой гражданина". Это в 
своей 

основе 

активистская 

культура, 

интегрирующая 

определенные  элементы  патриархальной  и  подданнической 
культур.  "Культура  гражданина",  по  их  мнению,  наиболее 
характерна  для  буржуазно-демократических  систем,  она 
способствует  нормальному  их  функционированию  и  образует 
основу  их  стабильности.  Американская  и  английская  системы 
признаются  авторами  наиболее  типичными  и  стабильными 
демократическими системами. 

В  коммунистических  странах  за  годы  строительства 

социализма  сложилась  соответствующая  политическая  культура. 
Культура,  построенная  на  фактическом  игнорировании  права  и 
закона  в  пользу  авторитета  партийно-государственных  структур 
и  возглавляющих  их  вождей.  Культура,  ориентированная  не  на 
человека-гражданина,  а  на  государство-партию,  основанная  на 
жестком  подчинении  меньшинства  большинству,  периферии  – 
центру,  нижестоящих  –  вышестоящим.  Культура,  безжалостно 
уничтожающая  проявления  всякой  автономии,  абсолютно 
лишенная  толерантности  и  ориентации  на  политический 
плюрализм. 

Ныне  наше  общество  объективно  заинтересовано  в 

ускорении перехода к плюралистической политической культуре. 
Однако ему предстоит пройти еще длительный путь, на котором 
в  качестве  доминирующего  типа  будет  выступать  пока  что 
фрагментарная  политическая  культура,  являющаяся  как  бы 
слепком  состояния  раскола  общества.  И  только  позже  у  нас 
может сформироваться подлинный плюрализм. 


background image

 

 

279 

 

§

2. Политическая социализация 

Политическая  культура  выступает  важным  фактором 

социализации  личности,  ибо 

социализация

  –  это  процесс,  с 

помощью  которого  политическая  культура  передается,  а  также 
приобретается  и  изменяется.  Под  политической  социализацией 
понимается  также  совокупность  процессов  становления 
политического  сознания  и  поведения  личности,  принятия  и 
исполнения  политических  ролей,  проявления  политической 
активности.  Иными  словами,  под  социализацией  понимается 
процесс  обучения  человека  нормам,  отношениям  и  поведению, 
предпочтительным для существующей политической системы. 

Политическая  социализация

  может  быть  представлена  и 

как  способ  регулирования  и  воспроизводства  политических 
отношений.  В  процессе  социализирующих  действий  через  ее 
агентов  задаются  и  легитимируются  определенные  образцы 
политического 

поведения 

и 

политической 

активности, 

политической  культуры  и  политического  сознания.  Короче 
говоря, политическая социализация – это вступление личности в 
политику: 

формирование 

политических 

представлений, 

ориентаций  и  установок,  приобретение  навыков  политического 
участия, врастание в определенную политическую культуру. 

Почему  в  демократическом  обществе  политической 

социализации придается большое значение? Это связано, прежде 
всего,  с  тем,  что  при  нормальном  процессе  политической 
социализации  в  обществе  обеспечивается  преемственность  в 
передаче  от  поколения  к  поколению  политических  установок  и 
ценностных  ориентаций.  Американские  политологи  называют 
этот процесс "культурной трансмиссией". Далее, при нормальном 
процессе политической социализации осуществляется подготовка 
к  реализации  прав  и  обязанностей  гражданина,  к  плавному 
вхождению  человека  в  общественно-политическую  жизнь.  Как 


background image

 

 

280 

 

уже  отмечалось,  благодаря  политической  социализации,  в 
конечном  счете,  ставится  цель  обеспечить  политическую 
стабильность, равновесие и устойчивость политической системы. 

Наконец, что касается роли социализации в регулировании и 

воспроизводстве  политических  отношений,  то  последнее 
действительно формируется под воздействием социализирующих 
факторов,  прежде  всего  культуры.  Однако  выделение  элемента 
культуры в социализации есть лишь одна сторона этого процесса. 
Другая сторона состоит в том, что в ходе социализации индивиды 
не  просто  адаптируются  к  среде  и  усваивают  образцы 
политического  поведения  и  политической  активности.  Они 
учатся  сохранять  и  трансформировать  унаследованный  опыт, 
преобразуя тем самым себя и окружающий мир. 

Все  изложенное  позволяет  сделать  вывод  о  том,  что 

социализация  человека  в  сфере  политики  представляет 
двусторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу 
индивиду  существующих  норм,  ценностей,  традиций,  знаний, 
образцов  политического  поведения  и  ролей,  с  другой  – 
преобразование их в свои собственные ценностные ориентации и 
установки.  В  итоге  формируется  социально-политическая 
зрелость  индивида  и  способность  участвовать  в  политических 
процессах. 

Таким  образом,  в  результате  политической  социализации 

индивидуум  приобщается  к  политической  культуре,  формирует 
свою  политическую  ориентацию,  усваивает  правила  и  нормы 
политического  поведения.  Они  становятся  для  него  той  самой 
опорой, 

которая 

формирует 

стиль 

его 

политической 

деятельности.  В  этом  смысле  социализация  выступает  как 
процесс 

политического 

формирования 

и 

политического 

воспитания человека.