ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9005
Скачиваний: 6
276
Этатистская политическая культура
– это культура,
связывающая решение политических проблем и контроль над
политическими
процессами
с
действием
механизмов
государственного регулирования. Это культура ограничения
конкурентной
борьбы,
для
которой
интересы
целого
(государства, нации, класса, какой-либо организации) выше
частных, индивидуальных интересов.
Таковы два идеальных полярных типа, которые в чистом
виде почти не встречаются, но логически образуют те полюса,
между которыми располагаются, тянутся то к одному, то к
другому полюсу реальные политические культуры.
Американские политологи Г.Алмонд и С.Верба выделяют
три чистых вида политической культуры – патриархальную,
подданническую, активистскую и три смешанных типа –
патриархально-подданническую, подданническо-активистскую и
патриархально-активистскую, которые получаются из смешения
чистых типов.
Что представляет собой
патриархальная политическая
культура
? Это политическая культура, существующая в
обществе, в котором либо еще не сформировалась, либо только
стала формироваться политическая система. В таком обществе
нет специализированных политических ролей. Они выступают
как некая недифференцированная совокупность. Поэтому
политические ориентации членов этого общества неотделимы от
религиозных и социальных. В рамках этой культуры не имеется
установок на ее изменение. Характерной чертой этой
политической культуры является полное отсутствие у подданных
интереса к политической системе.
Подданническая политическая культура
(или "культура
подчинения")
характеризуется
"высокой
частотностью
ориентаций" в отношении дифференцированной политической
системы. Однако члены общества, зная о существовании
277
специализированных политических институтов и испытывая к
ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на
активное участие в функционировании политической системы.
В
активистской политической культуре
(или "культуре
участия") все ориентации достигают "высокой частотности".
Члены
общества
ориентированы
на
соответствующую
политическую систему, на активное участие в ее деятельности.
В реальной политической практике, как отмечают
Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих типов. В
результате образуется уже три названных типа смешанных
культур.
Первый из них –
патриархально-подданнический
–
характерен для обществ, которые переживают этап перехода от
провинционализма к централизованной политической власти. Это
было характерно, например, для Западной Европы в период
становления абсолютных монархий. Члены общества отдавали
предпочтение центральным институтам власти, а не местным.
Второй
тип
–
подданнически-активистский
–
характеризуется тем, что значительная часть населения
становится активно ориентированой на более или менее
демократическую политическую систему, хотя остальные
продолжают
оставаться
лояльными
по
отношению
к
авторитарным формам и структурам правления. Например,
политическая культура этого типа имела место во Франции,
Германии и Италии конца XIX – начала XX вв.
Третий тип –
патриархально-активистский
– характерен
для стран, которые только становятся на путь демократии.
Политическая культура там отличается фрагментарностью. По
мере продвижения политической системы в сторону демократии
происходит адаптация патриархальной и подданнической
культуры к, так называемой, партисипаторной.
278
Оптимальным вариантом, с точки зрения Г. Алмонда и
С. Вербы, является смешанный тип политической культуры,
который они предложили назвать "культурой гражданина". Это в
своей
основе
активистская
культура,
интегрирующая
определенные элементы патриархальной и подданнической
культур. "Культура гражданина", по их мнению, наиболее
характерна для буржуазно-демократических систем, она
способствует нормальному их функционированию и образует
основу их стабильности. Американская и английская системы
признаются авторами наиболее типичными и стабильными
демократическими системами.
В коммунистических странах за годы строительства
социализма сложилась соответствующая политическая культура.
Культура, построенная на фактическом игнорировании права и
закона в пользу авторитета партийно-государственных структур
и возглавляющих их вождей. Культура, ориентированная не на
человека-гражданина, а на государство-партию, основанная на
жестком подчинении меньшинства большинству, периферии –
центру, нижестоящих – вышестоящим. Культура, безжалостно
уничтожающая проявления всякой автономии, абсолютно
лишенная толерантности и ориентации на политический
плюрализм.
Ныне наше общество объективно заинтересовано в
ускорении перехода к плюралистической политической культуре.
Однако ему предстоит пройти еще длительный путь, на котором
в качестве доминирующего типа будет выступать пока что
фрагментарная политическая культура, являющаяся как бы
слепком состояния раскола общества. И только позже у нас
может сформироваться подлинный плюрализм.
279
§
2. Политическая социализация
Политическая культура выступает важным фактором
социализации личности, ибо
социализация
– это процесс, с
помощью которого политическая культура передается, а также
приобретается и изменяется. Под политической социализацией
понимается также совокупность процессов становления
политического сознания и поведения личности, принятия и
исполнения политических ролей, проявления политической
активности. Иными словами, под социализацией понимается
процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению,
предпочтительным для существующей политической системы.
Политическая социализация
может быть представлена и
как способ регулирования и воспроизводства политических
отношений. В процессе социализирующих действий через ее
агентов задаются и легитимируются определенные образцы
политического
поведения
и
политической
активности,
политической культуры и политического сознания. Короче
говоря, политическая социализация – это вступление личности в
политику:
формирование
политических
представлений,
ориентаций и установок, приобретение навыков политического
участия, врастание в определенную политическую культуру.
Почему в демократическом обществе политической
социализации придается большое значение? Это связано, прежде
всего, с тем, что при нормальном процессе политической
социализации в обществе обеспечивается преемственность в
передаче от поколения к поколению политических установок и
ценностных ориентаций. Американские политологи называют
этот процесс "культурной трансмиссией". Далее, при нормальном
процессе политической социализации осуществляется подготовка
к реализации прав и обязанностей гражданина, к плавному
вхождению человека в общественно-политическую жизнь. Как
280
уже отмечалось, благодаря политической социализации, в
конечном счете, ставится цель обеспечить политическую
стабильность, равновесие и устойчивость политической системы.
Наконец, что касается роли социализации в регулировании и
воспроизводстве политических отношений, то последнее
действительно формируется под воздействием социализирующих
факторов, прежде всего культуры. Однако выделение элемента
культуры в социализации есть лишь одна сторона этого процесса.
Другая сторона состоит в том, что в ходе социализации индивиды
не просто адаптируются к среде и усваивают образцы
политического поведения и политической активности. Они
учатся сохранять и трансформировать унаследованный опыт,
преобразуя тем самым себя и окружающий мир.
Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что
социализация человека в сфере политики представляет
двусторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу
индивиду существующих норм, ценностей, традиций, знаний,
образцов политического поведения и ролей, с другой –
преобразование их в свои собственные ценностные ориентации и
установки. В итоге формируется социально-политическая
зрелость индивида и способность участвовать в политических
процессах.
Таким образом, в результате политической социализации
индивидуум приобщается к политической культуре, формирует
свою политическую ориентацию, усваивает правила и нормы
политического поведения. Они становятся для него той самой
опорой,
которая
формирует
стиль
его
политической
деятельности. В этом смысле социализация выступает как
процесс
политического
формирования
и
политического
воспитания человека.