ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9003
Скачиваний: 6
281
Подытоживая все сказанное, политическую социализацию
можно определить как процесс вовлечения личности в политику
и функционирования в ней. В этом процессе человек обретает
познания,
представления,
связанные
с
существующей
политической системой, вырабатывает свое отношение к ней.
Различные формы политической ориентации вплетаются в
сознание индивидуума и его эмоциональную сферу по мере того,
как он приобретает опыт из области политики и государственной
деятельности. Такая ориентация может складываться постепенно,
под воздействием сознательных усилий других членов
политического сообщества или же незаметно, под влиянием
различных событий в жизни индивида.
Социализация как процесс может осуществляться напрямую
посредством участия в политических акциях, мероприятиях,
кампаниях и косвенно, например, невольное подражание детей
родителям в политических предпочтениях. Как уже отмечалось, в
социализации индивид не является полностью пассивным
объектом, но он и не единственно действующий субъект.
Индивиды и социализируют себя, и социализируются извне.
Каждому историческому типу политической социализации
соответствует определенный идеал "политического человека",
степень вовлеченности его в политику, степень активности,
развитости
политического
сознания,
идентификации
с
политическими партиями, группами, организациями и т.д. Этот
идеал отражается в теоретических концепциях политологов и в
практике вовлечения людей в политическую жизнь.
Итак, социализация ставит перед собой две главные задачи.
Первая – привить людям устойчивые образцы поведения, что
способствует укреплению власти, порядка в обществе, его
интеграции и предотвращению отклонений от признанных
обществом норм и образцов. В таком понимании политическая
282
социализация предполагает жесткую зависимость индивидов от
социальных стандартов. В свою очередь, это несет в себе
потенциальную угрозу самостоятельному развитию личности,
ведет к подчинению ее власть имущим. Это характерно для
тоталитарных и авторитарных обществ.
Однако социализация предполагает и другую установку,
которая также вытекает из объективной потребности общества в
объединении политических субъектов, но уже на основе
согласования и единства их политических интересов и целей. Это
характерно для развития демократических политических систем.
Американские
политологи
различают
социализацию
горизонтальную
и
вертикальную.
Под
вертикальной
политической социализацией они подразумевают передачу
политико-культурных ценностей от старшего поколения к
младшему, от дедов к отцам и сыновьям. Горизонтальная
социализация осуществляется в пределах одного поколения –
братьев, сестер, одноклассников, среди равных, среди друзей.
Иными словами, представители одного поколения тоже влияют
друг на друга.
Люди, живущие в обществе, должны уметь приспособиться
к политическим, культурным и социальным институтам, которые
они унаследовали (по вертикали), а также уметь приспособиться
друг к другу в настоящее время (по горизонтали). Говорят,
человек
"хорошо
подготовлен"
к
жизни,
если
он
приспосабливается ко всеобщей модели гармонично, и "плохо
подготовлен", если он отклоняется от определенных стандартов.
Все это говорит о том, что если политическая система хочет
сохранить себя, существующее поколение должно повториться в
младшем
поколении.
Это
вертикальная
стабилизация
устойчивости политической системы. В стабильном обществе у
членов правящей верхушки существует сходство взглядов.
283
Функция социализации – движение к гармонии взглядов и
поведения данного поколения.
Существуют два уровня политической социализации.
Первичный – уровень ближайшего окружения, в первую очередь
семья, круг знакомых и т.д. И вторичный уровень политической
социализации, на котором человек включается в систему
политических отношений, – это его взаимодействие с себе
подобными в рамках государственных структур и различных
негосударственных организаций.
Принято
считать,
что
политическая
социализация
осуществляется на трех уровнях личности: биологическом,
психологическом и социальном. Биологический уровень
личности оказывает немаловажное воздействие на сознание
человека и его политическое поведение. Среди элементов этого
уровня следует выделить наследственность, темперамент, пол,
возраст, состояние здоровья и т.д. Например, свойства нервной
системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие
политическому поведению не только отдельной личности, но и
масс в целом.
Такие элементы, как эмоции, воля, память, способности,
мышление, характер составляют психологический уровень в
структуре личности и оказывают влияние на политического
сознание и поведение человека. Скажем, без воли как наиболее
осознанного психологического элемента невозможно личности
добиться целей в любой сфере деятельности. В политике же воля
– это не просто упорство в достижении поставленных целей, но и
способность встать над личными пристрастиями, симпатиями и
антипатиями, а также групповыми интересами.
Социальный
уровень
социализации
человека
характеризуется мировоззрением, его интересами, целями,
ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются
284
индивидом в процессе воспитания и непосредственно
определяют его политическое поведение.
Общеизвестно, что социализация сопутствует человеку всю
сознательную
жизнь.
Приобретенные
политические
представления и установки не остаются неизменными, они
видоизменяются и корректируются под воздействием личного
политического опыта.
Нынешний переломный период в развитии нашей
республики оказывает на политическую социализацию весьма
противоречивое воздействие. С одной стороны, в целях
стабильности общество нуждается в усилении интеграционных
связей, в том числе между поколениями, с другой – рушатся
многочисленные стереотипы и догмы прошлого, происходит
отрицание
норм
тоталитарно-авторитарной
политической
культуры.
Через какие стадии происходит процесс политической
социализации? Некоторые политологи выделяют четыре этапа:
дошкольный, школьный, трудовой и посттрудовой периоды,
другие – три: начальный этап, этап зрелости и пенсионный.
На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое
знакомство с такими понятиями, как власти, закон, государство,
права и обязанности и др. Естественно, что это знакомство
происходит в кругу семьи, в школе, в соответствующих
возрастных группах. Своеобразие данного этапа состоит в том,
что образное восприятие политической действительности
преобладает над рациональным, поскольку воспитание детей
обращено
преимущественно
к
чувствам.
Американские
политологи Истон и Деннис выделяют на этом этапе четыре
периода
в
социализации
детей:
1)
политизация
, то есть восприимчивость к политике; 2)
персонализация
, когда какие-нибудь авторитетные фигуры
285
служат как бы точкой соприкосновения ребенка и системы; 3)
идеализация
политических властей: ребенок воспринимает их
как идеально доброжелательные (или злонамеренные) и учатся их
любить (или ненавидеть); 4)
институциализация
: ребенок
переходит
от
персонализированного
представления
к
институционному,
обезличенному
представлению
о
политической
системе
(Шварценберг Р.-Ж.
Политическая
социология. Ч. 1. Пер. с французского. – М., 1992. – С. 160).
Следующий этап – это период сложившихся политических
представлений и предпочтений индивида. Это также наиболее
деятельностный этап. Человек стремится выразить, реализовать
себя в различных видах деятельности, в том числе и
политической. В этот период еще возможна корректировка
взглядов и убеждений личности под влиянием среды или
изменившихся условия жизни.
Третья стадия связана чаще всего с отходом индивида от
активной
политической
и
иной
деятельности,
с
мировоззренческой косностью и негибкостью мышления. На
этом этапе процесс политической социализации замедляется,
усиливается критическое отношение к политическим новациям и
реформам.
Каковы же основные средства политической социализации
личности? В рамках любой политической системы действуют
специальные институты, целью которых является формирование
определенного типа личности, в том числе политическая
социализация. Одним из таких институтов является, прежде
всего, семья. Семья – это первое для ребенка окно во внешний
мир, первый контакт с политикой и властью. В западной
политологии семья называется "ключевым агентом", через
который политическая культура передается от одного поколения
к другому (Dawson R.E., Prewitt K. Political Socialization. – Boston,