ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6539
Скачиваний: 11
81
XX в. В политическом лексиконе этот термин использовал в
1925 г. Б. Муссолини для характеристики созданного им
движения. Свою концептуальную разработку это явление
получило в классических работах Ф. Хайека «Дорога к рабству»
(1944), Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и
З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956).
Тоталитарный политический режим характеризуется тем,
что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы
(обычно
партии),
противостоящей
т.н.
демократическим
свободам
и
возможности
возникновения
политической
оппозиции. Такая группа (или партия) пытается полностью
подчинить жизнь общества своим интересам и очень часто
сохраняет
свою
власть,
благодаря
насилию,
военно-
полицейскому террору и духовному порабощению населения.
Тоталитарный режим осуществляет абсолютный контроль над
всеми областями общественной жизни. При таком режиме
действует принцип: «запрещено все, кроме того, что приказано
властью».
Его
важнейшими
отличительными
признаками
являются:
1.
Культ власти, которая воспринимается как абсолютная
ценность, как высший смысл человеческого существования.
Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества
(экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан,
включая мотивы их поступков).
2.
Монополия одной партии на власть, не ограниченная
никаким законом и даже уставом самой партии.
3.
Сращивание партийного и государственного аппаратов,
когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица,
имеющие безграничную власть.
4.
Абсолютная концентрация власти в руках небольшой
группы лиц, опирающихся на властвующую партию.
5.
Фактическое отчуждение граждан от политического
процесса, максимальное ограничение их прав и свобод.
6.
Система террора и насилия как средства осуществления
власти, выход карательных органов из подчинения закону и
обществу.
7.
Монопольный
контроль
партийно-государственного
аппарата
над
производством
и
экономикой
в
целом,
82
сверхцентрализованное плановое руководство и управление
хозяйственной деятельностью.
8.
Власть осуществляет полный контроль над всеми
средствами массовой информации, свободный доступ к
информации отсутствует.
Тоталитаризм является порождением сугубо XX в., ибо сама
его возможность появилась только с разработкой и внедрением
средств массового контроля. Тем не менее, можно утверждать,
что тоталитаризм пришел на смену деспотизму, идейные истоки
которого находятся в глубокой древности.
Основной
предпосылкой
тоталитаризма
является
индустриальная
стадия
развития
общества,
на
которой
происходит усложнение общественных связей и организации,
когда создаются системы массовой коммуникации и у
государства появляется возможность осуществлять тотальный
контроль над всей жизнью общества и граждан в отдельности. На
данной стадии развития общества происходит усиление
государства, значительно расширяются его социальные функции,
а
государственная
власть
становится
всесильной
и
всепроникающей. Таким образом, тоталитаризм пытается
разрешить обострившиеся в ходе общественного развития
противоречия между усложнением общественной организации и
свободой личности. Как свидетельствует практика, тоталитарные
режимы чаще всего возникают в условиях глубокого кризиса,
характерного для всех сфер жизнедеятельности общества, когда
происходит
нарастание
экономической
и
политической
нестабильности в обществе, иногда для решения жизненно
важной для государства стратегической задачи.
Наиболее крайним проявлением тоталитаризма является
национал-социалистский режим, возникший в Германии в 1933 г.
Как известно, он основывался на идеях избранного народа,
национального или расового превосходства. Поэтому не
случайно его агрессивность была направлена, прежде всего,
вовне, против прав других народов. В итальянском и испанском
фашизме тоталитарные черты были выражены слабее. Здесь в
условиях
диктатуры
во
многом
сохранялось
влияние
аристократии, генералитета, католической церкви.
83
ТЕМА 6. Государство в политической системе общества
1. Государство как элемент политической системы общества
Отправным
пунктом
политологического
анализа
государства является положение о том, что оно есть основной
элемент, ядро, сердцевина политической системы общества.
Античная мысль не знала сущностного разделения
общественной и государственной жизни, усматривая в последней
лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье
ограничивалось
констатацией
общественной
сущности
государства. Различение собственно государственной сферы
начинается с Нового времени. С XVI-XVII вв. термином
«государство»
стали
обозначать
все
государственные
образования,
которые
до
этого
назывались
«княжеское
господство»,
«городская
община»,
«республика».
Заслуга
введения термина «государство» принадлежит Н.Макиавелли,
который использовал для обозначения государства термин «stato»
от лат. statys – «положение, статус».
Сначала термин «государство» укореняется в Испании –
«estado» и во Франции – «etat», позднее в Германии – «staat».
Государство
– это политическая организация общества,
объединяющая все население страны, представляющая и
выражающая его интересы и волю; основной орган власти,
управляющий обществом и обеспечивающий его целостность,
организованность и определенный порядок в нем.
Государство занимает особое место в политической системе
как стержневой элемент, вокруг которого объединяются все
остальные составляющие. Государство занимает центральное,
ведущее место в политической системе общества, так как:
государство
выступает
в
качестве
единственного
официального представителя всего народа, объединяемого в
пределах
его
территориальных
границ
по
признаку
гражданства;
государство является единственным носителем суверенитета;
государство содержит специальный аппарат (публичную
власть), предназначенный для управления обществом;
государство имеет «силовые» структуры (Вооруженные Силы,
84
милицию, службу безопасности);
государство
владеет,
как
правило,
монополией
на
законотворчество;
государство
располагает
специфическим
набором
материальных ценностей (государственной собственностью,
бюджетом, валютой и т.д.).
Механизм современного государства отличается высокой
степенью сложности, многообразием составляющих его частей,
блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в
себя государственные органы, государственные учреждения и
предприятия, государственных служащих, организационные и
финансовые
средства,
а
также
принудительную
силу,
необходимые для обеспечения деятельности государственного
аппарата.
Государство по природе своей является организацией всего
общества, и, следовательно, в государственной власти так или
иначе сочетаются разные интересы. По силе, эффективности
государства можно судить об организованности всего общества.
2. Возникновение и сущность государства
Важнейшим институтом политической системы общества
является государство. Понятие «государство» появляется в
период итальянского Ренессанса и до XIX в. распространяется в
Европе.
Термин «государство» употребляется в узком и широком
значениях:
в узком значении – как институт господства, как носитель
государственной власти; государство существует в виде того,
что противостоит обществу.
в широком – как государственно оформленная всеобщность,
союз граждан, как община. Здесь оно обозначает целое,
охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общество».
В понимании государства можно выделить следующие
подходы.
Политико-философский подход
, при котором государство
рассматривается как универсальная организация, призванная
обеспечить единство, целостность общества, регулирование
85
взаимоотношений правителей и народа.
Классовый подход
, согласно которому государство есть
порождение разделения общества на классы и орудие классовой
борьбы.
Правовой
и
организационно-структурный
поход
,
исследующий «юридическое государство» как источник права и
закона, организующий жизнь общества и деятельность самого
государства и его структур в системе политических отношений.
Государство
– это политическая организация общества,
объединяющая все население страны, представляющая и
выражающая его интересы и волю; основной орган власти,
управляющий обществом и обеспечивающий его целостность,
организованность и определенный порядок в нем.
Вопрос о происхождении государства в течение многих
столетий служил предметом долгих дискуссий. Можно выделить
следующие теории.
Аристотель
высказывал
мысль
о
естественном
происхождении
государства,
т.е.
государственная
форма
организации коренится в самой природе человека. По его
мнению, вначале возникает семья, из нескольких семей возникает
селение или род, объединение нескольких селений составляет
государство.
Теократическая теория
рассматривает государство как
Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога».
Она характерна для Средневековья. Подчинение людей воле
Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок
в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.
Патриархальная теория
интерпретирует государственную
власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате
соединения родов в племена, племена в большие общности.
Государство
представляет
собой
расширенную
форму
патриархальной власти во имя всеобщего блага. Государство
трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и
его подданных отождествляются с отношениями отца и членов
семьи.
Еще Конфуций изложил
патриархально-патерналистскую
концепцию
государства. Он призывал правителей строить свои
отношения с подданными на началах добродетели.