ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 6544

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

86 

Теория общественного договора

, представители - Дж. Локк, 

Т. Гоббс,  Ж.-Ж.  Руссо.  Государство  возникло  в  результате 
сознательного  и  добровольного  соглашения  людей,  с  целью 
обеспечения порядка и соблюдения прав граждан. 

Марксистская  теория 

(К.Маркс,  Ф.Энгельс)  утверждает, 

что  государство  возникает  вместе  с  появлением  частной 
собственности,  разделением  общества  на  классы  и  ростом 
классовых  антагонизмов.  Государство  представляет  собой 
машину  для  подавления  сопротивления  господствующими 
классами  трудящихся  масс.  Марксизм  предполагает,  что  классы 
исчезнут  также  неизбежно,  как  неизбежно  они  в  прошлом 
возникли.  С  исчезновением  классов  исчезнет  («отомрет»)  и 
государство - таков конечный вывод марксистский теории. 

Теория  завоевания  (насилия)

.  Ее  сторонники  Л. Гумплович, 

К. Каутский  полагали,  что  первые  государства  возникли  в 
результате 

воздействия  внешнего 

фактора 

– 

завоевания 

воинственными  кочевниками  или  викингами  земледельческих 
обществ  и  эксплуатации  их  победителями.  Не  божественное 
провидение,  общественный  договор  или  идея  свободы,  а 
столкновение  враждебных  племен,  грубое  превосходство  силы, 
насилие  –  «вот  родители  и  повивальная  бабка  государства». 
Основание  политической  власти,  следовательно,  насилие,  когда 
сильнейший захватывает власть с целью преодоления хаоса.  

Есть  и  другие  теории  происхождения  государства: 

психологическая  (в  основе  государства  лежат  рациональные  и 
эмоциональные  факторы  психики  человека),  органическая 
(основана на биологических факторах) и др. 

 

3. Признаки, структура и функции государства 

Государства  разных  исторических  эпох  и  народов  мало 

схожи  между  собой.  И  все  же  они  имеют  некоторые  черты, 
которые  в  большей  или  меньшей  степени  присущи  каждому  из 
них, 

хотя 

у 

современных 

государств, 

подверженных 

интеграционным  процессам,  они  порою  достаточно  размыты. 
Общими для государства являются следующие 

признаки:

 

1. 

Отделение  публичной  власти  от  общества

,  ее 

несовпадение  с  организацией  всего  населения,  появление  слоя 
профессионалов-управленцев. 

Этот 

признак 

отличает 


background image

 

87 

государство  от  родоплеменной  организации,  основанной  на 
принципах самоуправления. 

2. 

Территория

, очерчивающая границы государства. Законы 

и  полномочия  государства  распространяются  на  людей, 
проживающих  на  определенной  территории.  Само  оно  строится 
не  по  кровнородственному  или  религиозному  признаку,  а  на 
основе территориальной и, обычно, этнической общности людей. 

3. 

Суверенитет

,  т.е.  верховная  власть  на  определенной 

территории. В любом современном обществе имеется множество 
властей:  семейная,  производственная,  партийная  и  т.д.  Но 
высшей  властью,  решения  которой  обязательны  для  всех 
граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь 
ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных 
для всего населения. 

4.  Монополия  на 

легальное

  применение 

силы

,  физического 

принуждения. 

Диапазон 

государственного 

принуждения 

простирается 

от 

ограничения 

свободы 

до 

физического 

уничтожения  человека.  Возможность  лишить  граждан  высших 
ценностей,  каковыми  являются  жизнь  и  свобода,  определяет 
особую  действенность  государственной  власти.  Для  выполнения 
функций  принуждения  у  государства  имеются  специальные 
средства  (оружие,  тюрьмы  и  т.д.),  а  также  органы  –  армия, 
полиция, службы безопасности, суд, прокуратура. 

5.  Монополия  на  взимание 

налогов

  и  сборов  с  населения. 

Налоги  необходимы  для  содержания  многочисленных  служащих 
и  для  материального  обеспечения  государственной  политики: 
оборонной, экономической, социальной и т.д. 

6.  Обязательность  членства  в  государстве.  В  отличие, 

например,  от  такой  политической  организации,  как  партия, 
пребывание  в  которой  добровольно  и  не  обязательно  для 
населения,  государственное 

гражданство

  человек  получает  с 

момента  рождения.  Наличие  права,  т.е.  обязательных  норм  и 
правил  поведения,  установленных  или  санкционированных 
государством  и  объединяющих  его  граждан  в  определенный 
правовой союз (гражданство). 

7. Претензия на 

представительство

 общества как целого и 

защиту  общих  интересов  и  общего  блага.  Ни  одна  другая 
организация,  кроме  разве  что  тоталитарных  партий-государств, 


background image

 

88 

не  претендует  на  представительство  и  защиту  всех  граждан  и  не 
обладает для этого необходимыми средствами. 

Государство  –  субъект  международных  отношений.  В 

современном 

международном 

праве 

выделяются 

три 

минимальных 

признака 

государства: 

территория, 

народ, 

объединенный  правовым  союзом  граждан  (гражданством),  и 
суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя 
бы над большинством территории и населения. 

В 

структуре  государства

  можно  выделить  следующие 

компоненты

 

представительные органы, или парламент;  

 

исполнительно-распорядительные 

органы 

(правительство, 

премьер, президент); 

 

надзорно-контрольные органы;  

 

органы охраны общественного порядка; 

 

судебная система;  

 

органы государственной безопасности;  

 

Вооруженные Силы. 

Функции  государства  отражают  главные  направления 

деятельности 

государства 

по 

выполнению 

им 

своего 

предназначения,  в  них  проявляется  его  сущность.  Основные 

функции

 государства: 

 

Интегративная  – 

обеспечение  целостности  разделенного  на 

социальные 

группы 

сообщества 

людей, 

регулирование 

процесса 

реализации 

социальными 

субъектами 

своих 

индивидуальных,  групповых  и  общих  интересов.  Но  эту 
функцию  государство  обеспечивает  выполнением  ряда 
частных 

функций, 

в 

частности, 

посреднической 

и 

управленческой. 

 

Посредническая 

–  властвующая  политическая  группа  ищет 

формулы  компромисса  между  конфликтующими  сторонами, 
обеспечения  внешних  условий  жизнедеятельности  страны, 
поддержания и укрепления целостности общества. 

 

Управленческая 

–  регулирование  хода  дел  в  стране  в  целом, 

контроль  за  выполнением  определенных  видов  деятельности, 
необходимых для сохранения и развития общества как целого. 

Всю 

совокупность 

функций 

государства 

можно 


background image

 

89 

подразделить на внутренние и внешние. 

Внутренние 

функции  государства:  защита  существующего 

способа  производства;  обеспечение  экономического  развития 
страны; 

регулирование 

социальных 

отношений; 

защита 

конституционного строя страны и др. 

Внешние

обеспечение 

целостности, 

безопасности 

и 

суверенитета 

страны; 

защита 

интересов 

государства 

на 

международной 

арене; 

развитие 

взаимовыгодного 

сотрудничества  с  другими  странами;  участие  в  решении 
глобальных проблем человечества и др. 

4. Понятие формы государства. Формы правления 

Форма  государства

  –  это  совокупность  его  внешних 

признаков, 

определенных 

содержанием 

и 

характером 

деятельности  государства.  Формы  государства  включают  три 
элемента:  форма  правления,  форма  государственного  устройства 
и  политический  режим.  Под 

формой  государственного 

устройства 

принято  понимать  национально-территориальную 

организацию  государства  и  взаимоотношения  центральных, 
региональных  органов. 

Форма  правления 

 

это

 

способ

 

организации 

верховной 

государственной 

власти, 

которая 

предопределяет  структуру  высших  государственных  органов, 
порядок их образования.

  

Формы  правления  делятся  на  монархии  и  республики.  В

 

монархии 

формальным  источником  власти  является  одно  лицо. 

Глава  государства  получает  свой  пост  по  наследству.  Монархии 
бывают  абсолютные  и  конституционные

. 

Последние,  в  свою 

очередь, делятся на дуалистические и парламентские. 

В 

республиках

  источником  власти  является  народное 

большинство, 

высшие 

органы 

государства 

избираются 

гражданами.  В  современном  мире  существуют  три  основные 
разновидности 

республики:

 

парламентская,  президентская  и 

смешанная

  –

  полупрезидентская  или  полупарламентская.

  В 

парламентских

 

республиках 

президент 

является 

главой 

государства,  но  исполнительная  власть  сосредоточена  у 
правительства  во  главе  с  премьер-министром.  Правительство 
формируется  партией  или  коалицией  партий,  получивших 
большинство  депутатских  мест  в  парламенте,  оно  ответственно 
перед  парламентом.  Парламент  обладает  законодательной 


background image

 

90 

властью.  Президент  избирается  либо  прямым  народным 
голосованием, либо парламентом.  

В 

президентских

  республиках  президент  является  главой 

государства  и  главой  правительства,  избирается  прямым 
голосованием  на  определенное  время,  не  зависит  от  вотума 
доверия  парламента.  Правительство  назначается  президентом  и 
несет  перед  ним  ответственность.  В  президентской  республике 
управление  строится  на  основе  жесткого  разделения  властей: 
парламент принимает законы, президент управляет. Президент не 
может распустить парламент, но обладает правом отлагательного 
вето  на  законопроекты,  которое  может  быть  преодолено  при 
повторном голосовании в парламенте абсолютным большинством 
(2/3) голосов.  

В 

президентско-парламентской

  республике  правительство 

ответственно  перед  президентом  и  перед  парламентом.  Эта 
форма  соединяет  в  себе  сильную  президентскую  власть  с 
эффективным  контролем  за  правительством  со  стороны 
парламента.  С  одной  стороны,  президент  наделен  широкими 
полномочиями, с другой стороны 

-

 парламент имеет возможность 

контролировать  деятельность  премьера  и  правительства  через 
утверждение  бюджета  страны.  Парламент  может  вынести 
премьеру и правительству вотум недоверия.  

Под 

формой  государственного  устройства

  принято 

понимать 

территориально-организационную 

структуру 

государства. 

Различают 

унитарные, 

федеративные 

и 

конфедеративные 

государства. 

Унитарное 

государство

 

представляет 

собой 

единую, 

политически 

однородную 

организацию,  состоящую  из  административно-территориальных 
единиц,  не  обладающих  собственной  государственностью.  Оно 
имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, 
в  том  числе  судебные  органы,  составляют  единую  систему, 
действуют на основе единых правовых норм.  

Федерация

 

– 

это 

устойчивый 

союз 

государств, 

самостоятельных  в  пределах  распределенных  между  ними  и 
центром  компетенций,  имеющих  собственные  законодательные, 
исполнительные  и  судебные  органы.  Члены  федерации  – 
соучастники  общегосударственного  суверенитета  –  фактически 
не 

обладают 

индивидуальным 

суверенитетом 

и 

правом