ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6544
Скачиваний: 11
86
Теория общественного договора
, представители - Дж. Локк,
Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо. Государство возникло в результате
сознательного и добровольного соглашения людей, с целью
обеспечения порядка и соблюдения прав граждан.
Марксистская теория
(К.Маркс, Ф.Энгельс) утверждает,
что государство возникает вместе с появлением частной
собственности, разделением общества на классы и ростом
классовых антагонизмов. Государство представляет собой
машину для подавления сопротивления господствующими
классами трудящихся масс. Марксизм предполагает, что классы
исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом
возникли. С исчезновением классов исчезнет («отомрет») и
государство - таков конечный вывод марксистский теории.
Теория завоевания (насилия)
. Ее сторонники Л. Гумплович,
К. Каутский полагали, что первые государства возникли в
результате
воздействия внешнего
фактора
–
завоевания
воинственными кочевниками или викингами земледельческих
обществ и эксплуатации их победителями. Не божественное
провидение, общественный договор или идея свободы, а
столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы,
насилие – «вот родители и повивальная бабка государства».
Основание политической власти, следовательно, насилие, когда
сильнейший захватывает власть с целью преодоления хаоса.
Есть и другие теории происхождения государства:
психологическая (в основе государства лежат рациональные и
эмоциональные факторы психики человека), органическая
(основана на биологических факторах) и др.
3. Признаки, структура и функции государства
Государства разных исторических эпох и народов мало
схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты,
которые в большей или меньшей степени присущи каждому из
них,
хотя
у
современных
государств,
подверженных
интеграционным процессам, они порою достаточно размыты.
Общими для государства являются следующие
признаки:
1.
Отделение публичной власти от общества
, ее
несовпадение с организацией всего населения, появление слоя
профессионалов-управленцев.
Этот
признак
отличает
87
государство от родоплеменной организации, основанной на
принципах самоуправления.
2.
Территория
, очерчивающая границы государства. Законы
и полномочия государства распространяются на людей,
проживающих на определенной территории. Само оно строится
не по кровнородственному или религиозному признаку, а на
основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
3.
Суверенитет
, т.е. верховная власть на определенной
территории. В любом современном обществе имеется множество
властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но
высшей властью, решения которой обязательны для всех
граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь
ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных
для всего населения.
4. Монополия на
легальное
применение
силы
, физического
принуждения.
Диапазон
государственного
принуждения
простирается
от
ограничения
свободы
до
физического
уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших
ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет
особую действенность государственной власти. Для выполнения
функций принуждения у государства имеются специальные
средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия,
полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Монополия на взимание
налогов
и сборов с населения.
Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих
и для материального обеспечения государственной политики:
оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие,
например, от такой политической организации, как партия,
пребывание в которой добровольно и не обязательно для
населения, государственное
гражданство
человек получает с
момента рождения. Наличие права, т.е. обязательных норм и
правил поведения, установленных или санкционированных
государством и объединяющих его граждан в определенный
правовой союз (гражданство).
7. Претензия на
представительство
общества как целого и
защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая
организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств,
88
не претендует на представительство и защиту всех граждан и не
обладает для этого необходимыми средствами.
Государство – субъект международных отношений. В
современном
международном
праве
выделяются
три
минимальных
признака
государства:
территория,
народ,
объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и
суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя
бы над большинством территории и населения.
В
структуре государства
можно выделить следующие
компоненты
:
представительные органы, или парламент;
исполнительно-распорядительные
органы
(правительство,
премьер, президент);
надзорно-контрольные органы;
органы охраны общественного порядка;
судебная система;
органы государственной безопасности;
Вооруженные Силы.
Функции государства отражают главные направления
деятельности
государства
по
выполнению
им
своего
предназначения, в них проявляется его сущность. Основные
функции
государства:
Интегративная –
обеспечение целостности разделенного на
социальные
группы
сообщества
людей,
регулирование
процесса
реализации
социальными
субъектами
своих
индивидуальных, групповых и общих интересов. Но эту
функцию государство обеспечивает выполнением ряда
частных
функций,
в
частности,
посреднической
и
управленческой.
Посредническая
– властвующая политическая группа ищет
формулы компромисса между конфликтующими сторонами,
обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны,
поддержания и укрепления целостности общества.
Управленческая
– регулирование хода дел в стране в целом,
контроль за выполнением определенных видов деятельности,
необходимых для сохранения и развития общества как целого.
Всю
совокупность
функций
государства
можно
89
подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние
функции государства: защита существующего
способа производства; обеспечение экономического развития
страны;
регулирование
социальных
отношений;
защита
конституционного строя страны и др.
Внешние
:
обеспечение
целостности,
безопасности
и
суверенитета
страны;
защита
интересов
государства
на
международной
арене;
развитие
взаимовыгодного
сотрудничества с другими странами; участие в решении
глобальных проблем человечества и др.
4. Понятие формы государства. Формы правления
Форма государства
– это совокупность его внешних
признаков,
определенных
содержанием
и
характером
деятельности государства. Формы государства включают три
элемента: форма правления, форма государственного устройства
и политический режим. Под
формой государственного
устройства
принято понимать национально-территориальную
организацию государства и взаимоотношения центральных,
региональных органов.
Форма правления
–
это
способ
организации
верховной
государственной
власти,
которая
предопределяет структуру высших государственных органов,
порядок их образования.
Формы правления делятся на монархии и республики. В
монархии
формальным источником власти является одно лицо.
Глава государства получает свой пост по наследству. Монархии
бывают абсолютные и конституционные
.
Последние, в свою
очередь, делятся на дуалистические и парламентские.
В
республиках
источником власти является народное
большинство,
высшие
органы
государства
избираются
гражданами. В современном мире существуют три основные
разновидности
республики:
парламентская, президентская и
смешанная
–
полупрезидентская или полупарламентская.
В
парламентских
республиках
президент
является
главой
государства, но исполнительная власть сосредоточена у
правительства во главе с премьер-министром. Правительство
формируется партией или коалицией партий, получивших
большинство депутатских мест в парламенте, оно ответственно
перед парламентом. Парламент обладает законодательной
90
властью. Президент избирается либо прямым народным
голосованием, либо парламентом.
В
президентских
республиках президент является главой
государства и главой правительства, избирается прямым
голосованием на определенное время, не зависит от вотума
доверия парламента. Правительство назначается президентом и
несет перед ним ответственность. В президентской республике
управление строится на основе жесткого разделения властей:
парламент принимает законы, президент управляет. Президент не
может распустить парламент, но обладает правом отлагательного
вето на законопроекты, которое может быть преодолено при
повторном голосовании в парламенте абсолютным большинством
(2/3) голосов.
В
президентско-парламентской
республике правительство
ответственно перед президентом и перед парламентом. Эта
форма соединяет в себе сильную президентскую власть с
эффективным контролем за правительством со стороны
парламента. С одной стороны, президент наделен широкими
полномочиями, с другой стороны
-
парламент имеет возможность
контролировать деятельность премьера и правительства через
утверждение бюджета страны. Парламент может вынести
премьеру и правительству вотум недоверия.
Под
формой государственного устройства
принято
понимать
территориально-организационную
структуру
государства.
Различают
унитарные,
федеративные
и
конфедеративные
государства.
Унитарное
государство
представляет
собой
единую,
политически
однородную
организацию, состоящую из административно-территориальных
единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно
имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные,
в том числе судебные органы, составляют единую систему,
действуют на основе единых правовых норм.
Федерация
–
это
устойчивый
союз
государств,
самостоятельных в пределах распределенных между ними и
центром компетенций, имеющих собственные законодательные,
исполнительные и судебные органы. Члены федерации –
соучастники общегосударственного суверенитета – фактически
не
обладают
индивидуальным
суверенитетом
и
правом