ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6546
Скачиваний: 11
91
одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве
союзных конституций содержится право федеральных органов
вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае
возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий
или массовых беспорядков.
Конфедерация
– постоянный союз самостоятельных
государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее
члены полностью сохраняют государственный суверенитет и
передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного
числа вопросов, чаще всего, в области обороны, внешней
политики, транспорта и связи, денежной системы.
5. Правовое государство и его отличительные признаки.
Понятие социального государства
Термин «правовое государство» ввел в научный оборот во
второй половине XIX в. немецкий ученый Р. фон Моль. Однако
сама концепция правового государства разрабатывалась еще в
конце XVII-начале XIX вв. Дж. Локком, Г. Гроцием, Б.Спинозой
и др. Сторонники концепции правового государства заявляли, что
она направлена одновременно и против старых, отживших
порядков, и против революционных потрясений.
Правовое государство – реальное воплощение идей и
принципов конституционализма. Это государство, ограниченное
в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и
достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного
народа. Суть правового государства в том, что само государство,
все социальные общности, равно как и отдельная личность,
уважают право и находятся в одинаковом положении по
отношению к нему.
Правовое государство
– это тип государства, в котором
функционирует режим конституционного правления, существует
развитая правовая система вместе с реальным разделением
властей, с развитым социальным контролем политики и власти.
Правовое государство является специфическим термином,
отражающим
юридическую
сторону
демократического
государства, его статус, основанный на верховенстве правового
закона.
Правовое государство характеризуется особой системой
92
правил, принципов, которые дают ему возможность сохранять
свой статус, и только в системе обеспечивают его правовой
характер. Любой из нижеприведенных принципов, взятых
отдельно, не может быть достаточным для характеристики
государства как правового. Эти
принципы
следующие:
1.
Ограничение
государственной власти, что означает
признание государством естественных и неотъемлемых прав
человека и запрет покушения государства на неприкосновенность
личности (запрет на внесудебное лишение человека свободы,
нарушение неприкосновенности жилища, тайны переписки и т.
п.). Государству дозволено только то, что допускается законом,
тогда как человеку – все то, что не запрещено законом.
2.
Верховенство
законов
, основанных на праве. Принцип
верховенства закона предусматривает равную ответственность
для тех, кто его нарушил. Приоритет прав человека над законами
государства. Права не даруются человеку государством, а даны
ему изначально. Этот принцип очень важен, так как позволяет
обеспечить «равенство среди неравных».
3.
Суверенитет народа
, ограниченный правами человека.
Это означает, что именно народ является конечным источником
власти,
государственный
же
суверенитет
носит
представительный
характер.
Государство
отражает
волю
большинства граждан, учитывая при этом в своей деятельности и
волю меньшинства.
4.
Гарантии
основных
прав
и
свобод
граждан, которые
обеспечиваются
ответственностью
государства
перед
гражданами, а не только граждан перед государством. Правовое
государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода
каждого кончается там, где нарушается свобода других.
5.
Разделение властей
, означающее разделение функций и
относительную
автономность
в
принятии
решений
законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Такое размежевание не исключает единства их действий на
основе
процедур,
предусмотренных
конституцией,
и
обеспечивает
ее
взаимный
контроль,
невозможность
концентрации власти в одних руках.
То есть система «сдержек и противовесов», которая, в свою
очередь, предусматривает также разграничение полномочий и
93
автономизацию
центральной
и
местной
власти
(децентрализация), плюралистический характер политических
институтов (наличие двух или нескольких партий, сильных
общественных движений, оппозиции, а также многообразных
независимых СМИ), которые являются посредниками между
гражданским обществом и государством.
6.
Иерархия юрисдикции
, означающая наличие четкой
системы субординации и строгого соответствия правовых актов
их функциональному назначению. В соответствии с этим
принципом основным законом является конституция, или свод
главных законов, в которых обозначена система отношений
граждан, общества и государства, их взаимные права, а также
политическое устройство государства. Из конституции вытекают
законы и законодательные акты, затем следуют указы
президента, постановления кабинета министров, затем решения
министерств и т.д.
7. Наличие развитого гражданского общества, которое
вместе
с
ним
является
необходимым
элементом
демократического устройства общества.
Взятые
вместе
принципы
правового
государства
раскрывают его содержание и как модели, и как действующего
политического устройства. Правовое государство формировалось
постепенно на базе соответствующих идей и элементов
государственности. Некоторые из них появились еще в глубокой
древности: обеспечение естественных прав человека на жизнь,
свободу и собственность. В настоящее время концепция
правового государства включает в себя обращение к ценностям
международного права, экологических прав человека.
Термин «социальное государство» вошел в политическую и
правовую литературу в середине XX в. Словом «социальное»
подчеркивается обстоятельство, что такое государство призвано
осуществлять политику, направленную на обеспечение блага всех
своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на
утверждение в обществе социальной справедливости.
Социальное государство
– это государство, стремящееся к
обеспечению достойных условий существования своих граждан,
удовлетворению их материальных и духовных потребностей,
социальной
защищенности,
соучастия
в
управлении
94
производством.
Социальное государство осуществляет свои цели и задачи в
форме правовой государственности и стремится при этом к
расширению прав граждан, достижению большей социальной
справедливости, сглаживанию социального неравенства. Таким
образом, наполнить реальным содержанием права каждого
гражданина можно с помощью социальной политики.
Для достижения своих целей социальное государство
призвано обеспечить следующие задачи и принципы организации
жизнедеятельности общества:
конституционные гарантии гражданских, политических,
социальных, экономических прав личности;
многоукладность экономики, включающей разнообразные
формы собственности, сочетание административных и
рыночных механизмов регулирования общественного
производства;
доступные для всех системы образования, здраво-
охранения и социального обеспечения;
организацию эффективной борьбы с преступностью,
наркобизнесом и другими антиобщественными явлениями;
разработку и осуществление государственных программ,
направленных на решение других насущных социальных
проблем.
Однако для практической реализации идей социального
государства
необходимы
политическая
воля,
проведение
соответствующих политических реформ, а также создание
необходимой социально-экономической базы, развитие культуры
и другие предпосылки.
6.
Гражданское
общество:
сущность
и
важнейшие
структурные компоненты
Понятие «гражданское общество» (лат. – civilis societas)
отражает особый статус отношений между человеком, обществом
и государством и призвано подчеркнуть специфический характер
этих отношений. Гражданское общество – это такое состояние
общества, которое отражает его своеобразную готовность к
самостоятельной
жизни,
без
вмешательства
и
контроля
государства.
Оно
возникает
и
изменяется
в
ходе
95
естественноисторического
развития
как
автономная,
непосредственно не зависимая от государства сфера.
Можно утверждать, что гражданское общество исторически
предшествовало правовому государству, определяя характер
преобразований в отношениях между государством и обществом,
а также новый статус государства. Его элементы возникают в
общественной среде в виде независимых цеховых организаций
ремесленников
и
купеческих
гильдий,
городского
самоуправления,
автономии
церкви,
относительной
независимости
феодальной
знати
от
короля,
а
также
представительных органов власти (первых предшественников
парламента).
Гражданское общество начинается с того момента, когда
человек готов взять на себя ответственность за свои действия,
ограничив, тем самым, сферу вмешательства внешней силы, в
данном случае государства. Иными словами, гражданское
общество появляется вместе с гражданином. Получая такую
возможность, общество заставляет государство стать правовым,
инициируя гарантии правовой защиты индивида от произвола.
В современном понимании
гражданское общество
– это
совокупность тех межличностных, семейных, общественно-
экономических, культурных, религиозных отношений и структур,
которые
развиваются
в
обществе
вне
рамок
и
без
непосредственного вмешательства государства, и обеспечивают
условия для самореализации индивидов и коллективов. Иначе
говоря, гражданское общество – это сфера общественной жизни,
свободная от государственного вмешательства и контроля.
К
принципам
жизнедеятельности гражданского общества
можно отнести следующие:
1. Идеи индивидуальной
свободы,
гарантии прирожденных,
неотчуждаемых
прав
каждого человека. Свобода в данном случае
предполагает как наличие многих центров власти, исключающих
монополию какого-либо одного лица, группы, партии и т.д., так и
свободы выбора во всех сферах общественной жизни,
способность человека преследовать свои собственные цели,
соблюдая общие для всех юридические и моральные правила
поведения. Государство в этом случае необходимо лишь для того,
чтобы принуждать к исполнению всеобщих правил поведения и