ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6548
Скачиваний: 11
96
тем самым ограждать человека от насилия и вмешательства в
сферу его личной свободы со стороны других.
2. Свобода
экономической
деятельности, многообразие форм
собственности, свободная конкуренция между всеми субъектами
экономической деятельности. Основополагающее значение с этой
точки зрения имеет частная собственность.
3.
Независимость
, автономность гражданского общества по
отношению к государству и в то же время обязательное
взаимодействие с государством, без наличия которого не может
быть и самого гражданского общества. В условиях демократии
государство и гражданское общество все чаще выступают как
равноправные
партнеры.
Создание
политических
партий,
общественных движений и организаций, групп по интересам,
организация местного самоуправления, деятельность свободных
средств массовой информации способствуют расширению
политического участия, управляемости государства. Государство,
в свою очередь, обеспечивает правовые гарантии существования
институтов гражданского общества, регулирует общественные
конфликты и споры.
4. Многомерность, структурное многообразие, социальный,
политический
и
культурный
плюрализм
.
Речь
идет
о
многообразии социального состава населения, существовании
различных социальных групп со своими особыми материальными
интересами, которые представлены и четко сформулированы в
политическом
пространстве,
обладают
коллективным
самосознанием.
5.
Гражданское
общество
–
это,
прежде
всего,
самоорганизующаяся
, саморазвивающаяся система.
6.
Наличие
особого
типа
культуры
–
развитого
гражданского
сознания
и
гражданской
культуры,
обеспечивающей
его
способность
к
самоуправлению
и
независимость по отношению к государству.
Структура
гражданского
общества
отражает
его
плюралистичность, где первичным звеном является человек.
Структурную
ткань
гражданского
общества
составляют
всевозможные
предприятия
негосударственных
форм
собственности,
общественные,
неправительственные
организации
и
учреждения
(профессиональные,
научные,
97
образовательные, культурные, религиозные, этнические и т.д.) –
различные союзы, фонды, клубы, движения, гражданские
инициативы, группы давления, а также политические партии,
органы
местного
самоуправления,
независимые
средства
массовой информации, церковь. Здесь реализуются политические
и экономические свободы личности, ее права на самовыражение
и самореализацию. В отличие от государства, где преобладают
вертикальные связи господства и подчинения, в гражданском
обществе господствуют связи горизонтальные – сотрудничества,
конкуренции, солидарности. Члены гражданского сообщества
равны друг другу в обладании основными правами и свободами и
защищены от государственного вмешательства в частную жизнь.
Залогом такой независимости является свободное распоряжение
материальной и интеллектуальной собственностью.
Если же гражданское общество не справляется с проблемой,
то
следует
представление,
артикуляция
этой
проблемы
государству, которое, обладая статусом правового, решает ее
через свои институты.
Агентами гражданского общества, осуществляющими его
связь с государством, являются, так называемые, политические
силы. К ним относятся все те структуры гражданского общества,
которые представляют его интересы в политике, осуществляют
его связь с государством.
ТЕМА 7. Институты государственной власти
1. Институты государственной власти
Институты государственной власти
–
это социальные
образования
,
связанные с осуществлением власти и управлением
обществом. К институтам государственной власти в современном
обществе относятся парламент, правительство, глава государства
(институт президентства), система судов, а также органы
местного управления и самоуправления.
Парламент
является
высшим
представительным
и
законодательным органом государственной власти и управления,
формируемый, как правило, на выборной основе.
Непосредственную реализацию правовых норм, принятых
98
парламентом, осуществляют институты исполнительной власти –
правительство.
В системе институтов исполнительной власти высока роль
органов местного управления и самоуправления.
Исключительное
право
осуществлять
правосудие
принадлежит институтам судебной власти – система судов,
включающая
общие
и
специальные
суды.
Институты
государственной власти составляют единую систему, обладают
различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу
деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью
эффективного
осуществления
задач,
стоящих
перед
государством.
Власть
является определяющим элементом (признаком)
государства. Государство придает своим властным велениям
обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются
в
виде
юридических
норм
(законов),
принимаемых
уполномоченными на то государственными органами. Именно
через
законодательные
органы
государства
правящая
политическая группа доводит свою волю до подвластных.
Обязательность же соблюдения населением юридических норм
обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных
государственных
органов,
судов,
других
юридических
учреждений, а также специального аппарата принуждения.
Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели
организованных и имеющих соответствующие материальные
средства.
Как видно
,
механизм организации государственной власти
имеет институциональный характер, т. е. власть правящей
политической группы осуществляется посредством комплекса
специальных органов, институтов. Систему таких институтов в
политической и правовой науке принято называть органами
государственной власти и управления
.
Структура этой системы
чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются
институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей
власти, имеющие в различных странах разное оформление и
название. Важное место в структуре исполнительной власти
занимают
органы
охраны
общественного
порядка
и
государственной безопасности, а также Вооруженные Силы.
99
Посредством этих органов обеспечивается монопольное право
государства на применение мер принуждения.
Вследствие своего проявления в форме организационных
учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам
деятельности, государственная власть в каждой стране обладает
специфической
определенностью
и
относительной
устойчивостью. Это означает, что облик того или иного
государства определяют не столько конкретные политики,
сколько особенности устройства и функционирования его
властных институтов.
Наконец, государство представляет собой суверенную
организацию власти, т.е. государственная власть на территории
страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе –
как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что
государственная власть юридически стоит над властью любого
другого учреждения, расположенного на территории данной
страны. В международных отношениях суверенитет государства
выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны
выполнять приказы, веления других государств.
2. Законодательная власть
Правовая
концепция
и
принцип
организации
государственного аппарата предполагают, что все основные
государственные органы самостоятельны в рамках своих
полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность
друг друга. В практике государственного строительства
выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.
Высший законодательный орган государства, в котором
заседают
избранные
народом
представители,
называется
парламентом.
Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве
стран. Впервые парламент возник в XIII в. в Англии. В Англии,
Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и
Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ –
бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси –
Национальное собрание.
100
Функции парламента:
законодательная – деятельность по принятию законов;
представительная – избранные в парламент депутаты
представляют и защищают интересы своих избирателей. Также
парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются
различные вопросы жизни страны.
Полномочия парламента:
принятие законов;
утверждение государственного бюджета и отчета о его
выполнении;
участие в формировании правительства и контроля за его
деятельностью;
определение внешнеполитического курса государства.
Современные парламенты бывают одно- или двухпалатные
.
Исторически создание двух палат отражало идею компромисса
между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент
обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней –
сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами.
Верхняя
палата
формируется
через
назначение
главой
государства (Канада), наследование (Британия), избрание
(Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу
депутатов.
Национальное собрание Республики Беларусь
состоит из
Палаты Представителей
в составе 110 депутатов, которые
избираются населением, и
Совета Республики
, в который входят
по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 –
назначаются президентом.
Существует классификация парламентов, основанная на
устройстве высшей государственной власти.
Первая модель
характерна для парламентских республик и
ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые
имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е.
право отправлять последнее в отставку. Например, английский
парламент (отсюда Вестминстерская система).
Вторая модель
присуща странам с президентской формой
правления, где существует жесткий принцип разделения властей.
Такие
парламенты
не
обладают
вотумом
недоверия