ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6550
Скачиваний: 11
101
правительству, а исполнительная власть не вправе распускать
парламент. Здесь действует механизм противовесов властей –
(пример – США).
Третья модель
характерна для стран со смешанной формой
правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в
свою очередь, может быть распущен президентом – (пример –
Франция).
Четвертая модель
характерна для стран, где парламент
играет практически декоративную роль. Здесь основные решения
принимаются не парламентом – (пример – Куба, КНДР и др.).
Парламент состоит из трех основных структурных
элементов
:
1.
Партийные депутатские фракции
– организованная
группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и
проводящая в парламенте определенную политическую линию.
Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании
парламента,
на
гарантированное
выступление
своего
представителя в дебатах, на представительство в руководящих и
вспомогательных органах парламента.
2.
Парламентские комиссии и комитеты
палат образуются
для разработки законопроектов на основе пропорционального
представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся
на постоянные и временные и отвечают за определенные
направления (по международным делам, по культуре и др.). В
белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.
3.
Руководящие органы палат
– входят их председатель,
заместители, секретари. Председатель –
спикер
(оратор)
руководит прениями, подводит итоги голосования.
Депутаты обладают рядом парламентских привилегий:
иммунитет
– парламентская неприкосновенность;
индемнитет
–
депутаты не несут ответственности за свои выступления в
парламенте и те меры, за которые голосовали.
Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому
возникает проблема кворума.
Кворум
– заранее установленное
количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще
всего это 2/3 от общего числа депутатов.
Выделяют четыре
стадии законодательного процесса
.
1.
Законодательная инициатива - вынесение проекта закона
102
на
рассмотрение
парламента.
Правом
законодательной
инициативы
обладают
глава
государства,
правительство,
депутаты, ряд других органов и лиц.
2.
Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных
заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период
обсуждения законопроектов используются следующие приемы:
Флибустьерство – затягивание прений.
Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.
Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения,
переходят к голосованию.
Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.
«Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой
депутатов другой.
3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в
парламенте обычно личное.
4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в
себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.
3. Исполнительная власть: роль и место в политической
системе общества
Исполнительная
власть
реализует
правовые
нормы,
принятые законодателями. Высшим органом исполнительной
власти государства является правительство.
Правительство
– коллегиальный орган, который проводит
в жизнь определенный политический курс, осуществляет
исполнительную и распорядительную власть в обществе.
Правительство чаще всего называют Кабинетом Министров.
В Беларуси это Совет Министров. Правительство состоит из
нескольких министров и возглавляется премьер-министром.
Существуют
государственные
министры,
статс-секретари,
(«министры без портфеля») – заместители премьер-министра. В
большинстве стран предусмотрена должность заместителя
премьер-министра. В Беларуси 28 министров и 38 членов
правительства.
Выделяют
два
основных
способа
образования
правительства
.
1.
Парламентский способ имеет несколько разновидностей.
103
Английская модель, когда лидер партии, победившей на
парламентских выборах, образует правительство. Если ни одна
партия не обладает большинством в парламенте, то создается
коалиционное правительство.
2.
Внепарламентский
– существует
в
президентских
республиках, когда правительство формируется президентом
независимо от соотношения представительства партий в палатах
парламента.
Существуют
и
беспартийные,
«чиновничьи»
правительства.
Правительство является высшей исполнительной властью. В
числе его
полномочий
разработка программы экономического и
социального
развития
общества,
подготовка
проекта
государственного бюджета; обеспечение его выполнения;
руководство отдельными отраслями хозяйства, а также наукой,
культурой,
образованием,
социальной
сферой;
ведение
международных переговоров и заключение договоров.
В Беларуси
Совет Министров
формируется президентом.
Премьер-министр назначается президентом и одобряется Палатой
Представителей. Правительство в своей деятельности подотчетно
президенту и ответственно перед парламентом. Количество
членов правительства определяется президентом.
В республике главой государства является, как правило,
президент
(от лат. «сидящий во главе»). Первым президентом в
истории стал в 1798 г. Дж. Вашингтон. Президентский пост
выборный. Весьма значительна роль президента в республиках
смешанного типа. В парламентских республиках роль президента
сравнима с ролью монарха в конституционной монархии. Срок
пребывания у власти может быть различным, но достаточно
долгим для проведения определенной политики и подведения ее
промежуточных итогов.
Церемония
вступления
президента
в
должность
–
инаугурация
(от лат. inauguro – посвящаю).
Полномочия президента:
1.
Представительская функция во внешних и внутренних
делах – президент обращается с приветствиями и посланиями к
парламенту и народу, совершает официальные визиты, участвует
в международных форумах, подписывает международные
договоры и соглашения.
104
2.
Полномочия в области государственного управления –
принимает участие в назначении правительства и в его отставке,
назначает должностных лиц.
3.
Полномочия в законодательной сфере – имеет право
созывать парламент на очередные и внеочередные сессии,
распускает парламент и назначает выборы, имеет право
законодательной инициативы, утверждение законов.
4.
Полномочия в военной сфере – является верховным
главнокомандующим, решает ряд военных вопросов, имеет
определенные права в сфере государственной безопасности –
вопросы разведки, контрразведки, борьба с террористической
деятельностью и др.
5.
Полномочия в сфере определения экономического курса
страны, выбора экономических приоритетов.
На основе закона осуществляется отставка президента. Она
может быть добровольной или вынужденной. Последняя
происходит, если президент нарушает конституцию, или
совершает какое-либо преступление.
Вопрос об импичменте решает парламент. Это особый
случай привлечения президента к ответственности.
Помимо обычных полномочий, президент в определенных
случаях берет на себя и чрезвычайные полномочия – в условиях
угрозы целостности территории, утраты независимости народа и
т.д.
Будучи фигурой, олицетворяющей государство, президент
всегда находится под пристальным вниманием общественности.
Он несет ответственность за все происходящее в стране.
ТЕМА 8. Политические партии и группы интересов
1. Понятие и типология политических партий
Слово «партия», в переводе с латинского обозначает
«часть», «группа».
Партогенез, т.е. процесс формирования и
функционирования партий, уходит корнями в конец XVII –
начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические
системы раннебуржуазных государств Западной Европы и
Америки.
105
Политическая партия
– это организованная группа
единомышленников, представляющая интересы части народа и
ставящая своей целью их реализацию путем завоевания
государственной власти или участия в ее осуществлении.
Политические
партии
прошли
длительный
путь
формирования и эволюции. В политологии общепринята
предложенная М.Вебером классификация этапов в истории
становления политических партий:
аристократические
группировки,
объединяющие
немногочисленных представителей политической элиты;
политические клубы, ориентированные на привлечение к
активной политической деятельности людей, пользующихся
влиянием в важных сферах общественной жизни;
современные массовые партии, обладающие определенной
идеологией и развитой организационной структурой (М.Вебер.
Избранные произведения; М, 1990, стр. 526).
Основные отличительные
признаки политической партии
:
связь с определенным классом, социальным слоем, группой
или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы;
обладание
определенной
программой
деятельности,
отражающей
единство
мировоззренческих
установок
и
идеологических принципов членов партии;
наличие формализованной организационной структуры;
установка на достижение политической власти и действия по
ее практическому воплощению.
Специфика партии как политического института – это
открытая борьба за политическую, государственную власть. Этим
политическая партия и отличается от других общественных
объединений, которые также активно участвуют в политической
жизни,
но
не
добиваются
прямого
контроля
над
правительственной властью.
В структуре политической партии могут быть выделены
следующие
элементы:
высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая
роль;
стабильный
бюрократический
аппарат,
выполняющий
указания руководителей партии;