ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 6550

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

101 

правительству,  а  исполнительная  власть  не  вправе  распускать 
парламент.  Здесь  действует  механизм  противовесов  властей  – 
(пример – США). 

Третья модель

 характерна для стран со смешанной формой 

правления.  Здесь  парламент  наделен  вотумом  недоверия,  но,  в 
свою  очередь,  может  быть  распущен  президентом  –  (пример  – 
Франция). 

Четвертая  модель

  характерна  для  стран,  где  парламент 

играет практически декоративную роль. Здесь основные решения 
принимаются не парламентом – (пример – Куба, КНДР и др.). 

Парламент  состоит  из  трех  основных  структурных 

элементов

1.

 

Партийные  депутатские  фракции

  –  организованная 

группа  депутатов,  принадлежащая  чаще  всего  к  одной  партии  и 
проводящая  в  парламенте  определенную  политическую  линию. 
Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании 
парламента, 

на 

гарантированное 

выступление 

своего 

представителя  в  дебатах,  на  представительство  в  руководящих  и 
вспомогательных органах парламента. 

2.

 

Парламентские  комиссии и  комитеты

  палат  образуются 

для  разработки  законопроектов  на  основе  пропорционального 
представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся 
на  постоянные  и  временные  и  отвечают  за  определенные 
направления  (по  международным  делам,  по  культуре  и  др.).  В 
белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий. 

3.

 

Руководящие  органы  палат

  –  входят  их  председатель, 

заместители,  секретари.  Председатель  – 

спикер

  (оратор) 

руководит прениями, подводит итоги голосования. 

Депутаты  обладают  рядом  парламентских  привилегий: 

иммунитет

 – парламентская неприкосновенность; 

индемнитет

 – 

депутаты  не  несут  ответственности  за  свои  выступления  в 
парламенте и те меры, за которые голосовали. 

Не  всегда  в  парламенте  заседают  все  депутаты,  поэтому 

возникает  проблема  кворума. 

Кворум

  –  заранее  установленное 

количество  депутатов,  полномочное  принимать  решения.  Чаще 
всего это 2/3 от общего числа депутатов. 

Выделяют четыре 

стадии законодательного процесса

1.

 

Законодательная  инициатива  -  вынесение  проекта  закона 


background image

 

102 

на 

рассмотрение 

парламента. 

Правом 

законодательной 

инициативы 

обладают 

глава 

государства, 

правительство, 

депутаты, ряд других органов и лиц.  

2.

 

Обсуждение  законопроекта  в  комиссиях  и  на  пленарных 

заседаниях  палат.  Чтений  бывает  не  менее  двух.  В  период 
обсуждения законопроектов используются следующие приемы: 

 

Флибустьерство – затягивание прений. 

 

Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях. 

 

Гильотина,  когда,  несмотря  на  желание  продолжать  прения, 
переходят к голосованию. 

 

Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую. 

 

«Суварикоми»  –  преграждение  входа  в  зал  одной  группой 
депутатов другой. 

3.  Принятие  законопроекта  палатой.  Голосование  в 

парламенте обычно личное. 

4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в 

себя подписание законопроекта президентом и его опубликование. 

 

3.  Исполнительная  власть:  роль  и  место  в  политической 
системе общества 

Исполнительная 

власть 

реализует 

правовые 

нормы, 

принятые  законодателями.  Высшим  органом  исполнительной 
власти государства является правительство. 

Правительство

 – коллегиальный орган, который проводит 

в  жизнь  определенный  политический  курс,  осуществляет 
исполнительную и распорядительную власть в обществе. 

Правительство чаще всего называют Кабинетом Министров. 

В  Беларуси  это  Совет  Министров.  Правительство  состоит  из 
нескольких  министров  и  возглавляется  премьер-министром. 
Существуют 

государственные 

министры, 

статс-секретари, 

(«министры  без  портфеля»)  –  заместители  премьер-министра.  В 
большинстве  стран  предусмотрена  должность  заместителя 
премьер-министра.  В  Беларуси  28  министров  и  38  членов 
правительства. 

Выделяют 

два

 

основных 

способа 

образования 

правительства

1.

 

Парламентский  способ  имеет  несколько  разновидностей. 


background image

 

103 

Английская  модель,  когда  лидер  партии,  победившей  на 
парламентских  выборах,  образует  правительство.  Если  ни  одна 
партия  не  обладает  большинством  в  парламенте,  то  создается 
коалиционное правительство.  

2.

 

Внепарламентский 

–  существует 

в 

президентских 

республиках,  когда  правительство  формируется  президентом 
независимо  от  соотношения  представительства  партий  в  палатах 
парламента. 

Существуют 

и 

беспартийные, 

«чиновничьи» 

правительства. 

Правительство является высшей исполнительной властью. В 

числе  его 

полномочий

  разработка  программы  экономического  и 

социального 

развития 

общества, 

подготовка 

проекта 

государственного  бюджета;  обеспечение  его  выполнения; 
руководство  отдельными  отраслями  хозяйства,  а  также  наукой, 
культурой, 

образованием, 

социальной 

сферой; 

ведение 

международных переговоров и заключение договоров. 

В  Беларуси 

Совет  Министров

  формируется  президентом. 

Премьер-министр назначается президентом и одобряется Палатой 
Представителей. Правительство в своей деятельности подотчетно 
президенту  и  ответственно  перед  парламентом.  Количество 
членов правительства определяется президентом.  

В  республике  главой  государства  является,  как  правило, 

президент

  (от  лат.  «сидящий во  главе»).  Первым  президентом  в 

истории  стал  в  1798  г.  Дж.  Вашингтон.  Президентский  пост 
выборный.  Весьма  значительна  роль  президента  в  республиках 
смешанного типа. В парламентских республиках роль президента 
сравнима  с  ролью  монарха  в  конституционной  монархии.  Срок 
пребывания  у  власти  может  быть  различным,  но  достаточно 
долгим  для  проведения  определенной  политики  и  подведения  ее 
промежуточных итогов.  

Церемония 

вступления 

президента 

в 

должность 

– 

инаугурация

 (от лат. inauguro – посвящаю). 

Полномочия президента: 

1.

 

Представительская  функция  во  внешних  и  внутренних 

делах  –  президент  обращается  с  приветствиями  и  посланиями  к 
парламенту и народу, совершает официальные визиты, участвует 
в  международных  форумах,  подписывает  международные 
договоры и соглашения. 


background image

 

104 

2.

 

Полномочия  в  области  государственного  управления  – 

принимает участие в назначении правительства и в его отставке, 
назначает должностных лиц. 

3.

 

Полномочия  в  законодательной  сфере  –  имеет  право 

созывать  парламент  на  очередные  и  внеочередные  сессии, 
распускает  парламент  и  назначает  выборы,  имеет  право 
законодательной инициативы, утверждение законов. 

4.

 

Полномочия  в  военной  сфере  –  является  верховным 

главнокомандующим,  решает  ряд  военных  вопросов,  имеет 
определенные  права  в  сфере  государственной  безопасности  – 
вопросы  разведки,  контрразведки,  борьба  с  террористической 
деятельностью и др. 

5.

 

Полномочия  в  сфере  определения  экономического  курса 

страны, выбора экономических приоритетов. 

На  основе  закона  осуществляется  отставка  президента.  Она 

может  быть  добровольной  или  вынужденной.  Последняя 
происходит,  если  президент  нарушает  конституцию,  или 
совершает какое-либо преступление. 

Вопрос  об  импичменте  решает  парламент.  Это  особый 

случай привлечения президента к ответственности.  

Помимо  обычных  полномочий,  президент  в  определенных 

случаях  берет  на  себя  и чрезвычайные  полномочия  – в  условиях 
угрозы  целостности  территории,  утраты  независимости  народа  и 
т.д. 

Будучи  фигурой,  олицетворяющей  государство,  президент 

всегда  находится  под  пристальным  вниманием  общественности. 
Он несет ответственность за все происходящее в стране. 

 

ТЕМА 8. Политические партии и группы интересов 

1. Понятие и типология политических партий 

Слово  «партия»,  в  переводе  с  латинского  обозначает 

«часть»,  «группа».

 

Партогенез,  т.е.  процесс  формирования  и 

функционирования  партий,  уходит  корнями  в  конец  XVII  – 
начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические 
системы  раннебуржуазных  государств  Западной  Европы  и 
Америки. 


background image

 

105 

Политическая  партия

  –  это  организованная  группа 

единомышленников,  представляющая  интересы  части  народа  и 
ставящая  своей  целью  их  реализацию  путем  завоевания 
государственной власти или участия в ее осуществлении. 

Политические 

партии 

прошли 

длительный 

путь 

формирования  и  эволюции.  В  политологии  общепринята 
предложенная  М.Вебером  классификация  этапов  в  истории 
становления политических партий: 

 

аристократические 

группировки, 

объединяющие 

немногочисленных представителей политической элиты; 

 

политические  клубы,  ориентированные  на  привлечение  к 
активной  политической  деятельности  людей,  пользующихся 
влиянием в важных сферах общественной жизни; 

 

современные  массовые  партии,  обладающие  определенной 
идеологией и развитой организационной структурой (М.Вебер. 
Избранные произведения; М, 1990, стр. 526). 

Основные отличительные 

признаки политической партии

 

связь  с  определенным  классом,  социальным  слоем,  группой 
или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы; 

 

обладание 

определенной 

программой 

деятельности, 

отражающей 

единство 

мировоззренческих 

установок 

и 

идеологических принципов членов партии; 

 

наличие формализованной организационной структуры; 

 

установка  на  достижение  политической  власти  и  действия  по 
ее практическому воплощению. 

Специфика  партии  как  политического  института  –  это 

открытая борьба за политическую, государственную власть. Этим 
политическая  партия  и  отличается  от  других  общественных 
объединений,  которые  также  активно  участвуют  в  политической 
жизни, 

но 

не 

добиваются 

прямого 

контроля 

над 

правительственной властью. 

В  структуре  политической  партии  могут  быть  выделены 

следующие 

элементы:  

 

высший  лидер  и  штаб,  которым  принадлежит  руководящая 
роль;  

 

стабильный 

бюрократический 

аппарат, 

выполняющий 

указания руководителей партии;