ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 6553

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

111 

которые не ставят прямых политических целей. 

Политический 

характер

 

носят 

те 

общественные 

объединения,  которые  пытаются  изменить  существующие 
политические  условия или закрепить их путем оказания влияния 
на институты власти либо путем борьбы за власть. 

Типичными 

способами 

воздействия 

общественных 

объединений (групп давления) на органы власти являются:  

 

непосредственное  выдвижение  своих  членов  в  состав 
представительных и исполнительных органов власти, а также в 
качестве функционеров административного аппарата;  

 

участие членов организации в работе парламентских комиссий 
и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;  

 

поддержание  личных  «приятельских»  контактов  с  членами 
парламента,  правительства,  чиновниками  государственного 
аппарата. 

Неполитический 

характер 

имеет 

деятельность 

тех 

общественных  объединений,  которые  не  участвуют  в  борьбе  за 
власть,  не  ставят  своей  целью  изменить  или  укрепить 
существующую  систему  политических  отношений  в  данном 
обществе  и  не  стремятся  оказывать  какое-либо  давление  на 
правительство.  

Критерии  наличия  или  отсутствия  политических  черт  в 

деятельности  различных  общественных  объединений  являются 
весьма 

условными. 

Однако 

рассматривать 

в 

качестве 

компонентов  политической  системы  общества  можно  только  те 
из них, деятельность которых имеет явно политический характер. 

Помимо общественных организаций, в борьбе за интересы и 

в  целях  воздействия  на  власть  возникают  общественные 
движения. 

В 

современных 

условиях 

наиболее 

взрывоопасными 

являются  национальное,  рабочее  и  экологическое  движения. 
Формы  и  методы  деятельности  общественных  организаций  и 
движений  весьма  разнообразны.  Однако,  в  отличие  от  партий, 
многие  из  них  не  имеют  четких  программ  деятельности, 
взаимных  связей  между  собой,  а  также  с  государственными 
органами. 

В  целом  же  деятельность  общественных  организаций  и 


background image

 

112 

движений 

является 

реальным 

показателем 

становления 

гражданского  общества,  демократизации  политической  системы, 
развития самоуправления.  

 

4. 

История 

формирования 

политических 

партий 

и 

становления партийной системы в Республике Беларусь 

Начало  белорусской  многопартийности  было  положено  в 

1991 г., когда был зарегистрирован целый ряд партий. Среди них 
Объединенная  демократическая  партия  Беларуси,  Белорусская 
Социал-демократическая Грамада. В 1991 г. был зарегистрирован 
Белорусский народный фронт, который к тому времени уже имел 
почти 

двухлетний 

опыт 

политической 

деятельности 

(учредительный съезд БНФ состоялся в 1989 г.). С этого момента 
процесс  появления  новых  политических  партий  приобрел 
необходимую  динамику.

 

Вплоть  до  1998  г.  наблюдался  рост 

количества  партий  в  Беларуси.  Этому  процессу  в  большой  мере 
способствовало  принятие  5  октября  1994  г.  закона  «О 
политических  партиях»,  который  не  только  регламентировал  их 
деятельность,  но  также  устанавливал  порядок  регистрации, 
минимальную 

численность, 

утверждал 

территориальный 

принцип  организации.  Так,  в  1994  г.  было  зарегистрировано  17 
партий,  в  1995  г.  -  29,  а  в  1998  г.  –  41.  В  1999  г.  проведена 
перерегистрация 

политических 

партий 

и 

общественных 

объединений,  которую  прошли  только  17  политических  партий, 
тогда  как  в  начале  1999  г.  их  было  27.  На  1  января  2010  г.  в 
Беларуси зарегистрировано 15 политических партий. 

Белорусское  общество  находится  на  начальном  этапе 

формирования  многопартийности,  который  развивается  крайне 
противоречиво и имеет свои особенности. 

Во-первых

,  белорусское  общество  не  структурировано,  не 

дифференцировано 

в 

социально-политическом 

плане. 

В 

республике  пока  отсутствует  полноценная  социальная  база  для 
многопартийности. 

Во-вторых

,  по  количественному  составу  большинство 

политических  партий  крайне  малочисленны.  Многие  партии  не 
смогли перешагнуть даже необходимый для регистрации рубеж в 
1000 человек. 

В-третьих

,  формирование  политических  партий  пришлось 


background image

 

113 

у нас на период тотального кризиса общества. Общество, долгие 
годы  существовавшее  в  условиях  однопартийности,  не  может 
сразу  же  приобрести  привычку  действовать  в  условиях 
многопартийности  и  парламентаризма.  Кроме  того,  становление 
партий вплоть до 1994 г. проводилось на основании утратившего 
свою  силу  Закона  СССР  «Об  общественных  объединениях», 
принятого в октябре 1990 г., и «Временного положения о порядке 
образования и деятельности общественных объединений граждан 
в Белорусской ССР» (1990 г.). Эти документы  лишь номинально 
регламентировали создание партий и другие вопросы партийного 
строительства.  

В-четвертых

особенности 

политической 

культуры, 

основанной  на  культурном  наследии  прошлого,  являются  одним 
из факторов, затрудняющих формирование политических партий 
в стране. Традиционное подчинение и доверие к властям, прочно 
укоренившееся  в  умах  граждан,  а  также  отсутствие  партийного 
представительства  в  исполнительных  органах  власти,  и,  как 
следствие,  отстранение  партий  от  принятия  и  реализации 
решений,  приводит  к  тому,  что  граждане  не  только  не  видят 
никакой  пользы  от  партий,  но  даже  иногда  и  не  знают  о 
некоторых из них.  

Существующая  в  стране  избирательная  система  также 

оказывает  важное  влияние  на  развитие  партий  и  партийной 
системы.  В  республике  действует  мажоритарная  избирательная 
система 

абсолютного 

большинства, 

которая 

утверждает 

приоритет  персональной  конкуренции  над  партийной.  Победу  в 
первом туре обеспечивает получение 50% + 1 голос избирателей, 
участвующих  в  выборах.  При  этом  в  голосовании  должно 
принять  участие  более  50  %  внесенных  в  избирательные  списки 
граждан. Вплоть до парламентских выборов 2000 г. этот принцип 
распространялся и на второй тур выборов. Мелкие политические 
партии не в силах преодолеть данный рубеж. 

Разумеется,  все  вышеперечисленные  причины  не  снимают 

ответственности  и  с  самих  политических  партий.  Так, 
большинство  партий  Беларуси  не  имеют  четких  программ,  не 
умеют  анализировать  политическую  ситуацию,  адекватно 
реагировать  на  изменяющуюся  политическую  ситуацию,  что 
отнюдь не способствует укреплению позиций партий. 


background image

 

114 

Не  последнюю  роль  в  вопросе  популярности  партий  играет 

отсутствие 

согласованности 

действий 

между 

ними, 

несоблюдение  норм  внутрипартийной  демократии.  Об  этом  в 
первую  очередь  говорит  наличие  однотипных  партий,  например, 
существуют  две  коммунистические  партии,  четыре  социал-
демократические. 

Однако  следует  отметить  и  определенные  достижения  в 

развитии партий в республике. 

1.

 

Создание  региональных  структур 

у  целого  ряда 

политических  партий  (БНФ,  Объединенная  Гражданская  партия 
(ОГП) и др.). 

2.

 

В 

последнее 

время 

происходит 

постепенная 

консолидация оппозиционных политических партий. 

3.

 

Cоздание дочерних организаций, молодежных и женских 

при некоторых политических партиях (ОГП, БНФ и др.).  

Важно  помнить,  что  диалог  и  сотрудничество  партий 

возможны лишь при соблюдении ими основных демократических 
принципов 

и 

отсутствии 

стремления 

к 

уничтожению 

политических противников. 

Реальная сила и слабость политических партий проявляются 

фактически  только  во  время  выборов.  Парламентские  выборы 
1995,  2000,  2004  и  2008  гг.  позволяют  выявить  степень 
поддержки  различных  партий  избирателями.  Наибольшая 
активность  политических  партий  наблюдалась  в  1995  г.,  когда 
проходили  выборы  депутатов  Верховного  Совета  Республики 
Беларусь  13-го  созыва.  Так,  в  парламент  прошли  представители 
16  партий  (106  депутатов,  53%)  и  96  беспартийных  депутатов. 
При этом партия коммунистов провела в парламент 45 депутатов, 
Аграрная  партия  (АП)  –  33,  Партия  народного  согласия  –  8, 
Объединенная демократическая партия - 5, ОГП – 2, Белорусская 
социал-демократическая  партия  –  2,  Партия  всебелорусского 
единства  и  согласия  –  2,  и  по  одному  депутату  от  Белорусского 
патриотического  движения,  Партии  «зеленых»,  Партии  труда  и 
справедливости,  Социалистической,  Крестьянской,  Народной, 
Социально-спортивной,  Экологической  партий  и  Партии  труда. 
Наличие  в  парламенте  более  половины  депутатов  от  партий 
позволило  сформировать  в  Верховном  Совете  13-го  созыва  пять 
парламентских фракций: коммунистов (45 человек), аграриев (49 


background image

 

115 

человек),  «Гражданское  действие»  (18  человек),  «Согласие»  (61 
человек)  и  социал-демократической  фракции  «Союз  труда»  (15 
человек). 

В результате выборов 2000 г. в Палату представителей 2-го 

созыва  вошли  только  семь  партий.  Из  110  депутатов  это 
составило  27  депутатов.  Коммунистическая  партия  получила  6 
мест,  Аграрная  партия  –  5,  Республиканская  партия  труда  и 
справедливости  –  2,  Социал-демократическая  партия  народного 
согласия, 

Социально-спортивная 

партия, 

Либерально-

демократическая  партия  и  ОГП  –  по  одному  месту.  Таким 
образом,  представительство  членов  партий  в  парламенте  чуть 
превышало  15%.  Следует  отметить,  что  в  период  агитационной 
кампании  ни  один  кандидат  не  использовал  поддержку  своих 
партий. Таким образом, можно с полным основанием сказать, что 
Палата  представителей  была  фактически  сформирована  на 
независимой основе. 

На парламентских выборах третьего созыва в 2004 г. из 327 

баллотировавшихся  кандидатов  171  кандидат  заявил  о  своей 
партийной принадлежности. Однако в результате выборов только 
12 партийных кандидатов получили депутатские мандаты (около 
11%).  СДП  –  7  мест  в  парламенте,  БНФ  –  3,  ОГП  и  ЛДП  –  по 
одному месту. 

В  парламентских  выборах  четвертого  созыва  в  сентябре 

2008  г.  приняло  участие  263  кандидата,  из  них  –  81  от  партий 
(30,7%).  Наибольшее  количество  кандидатов  выдвигалось  от 
ОГП (18 чел.), ПКБ (14 чел.), БНФ (13 чел.), КПБ и БСДП(Г) (по 
11  чел.),  ЛДП  (9  чел.).  РПТиС  выдвино  3  чел,  и  по  1  кандидату 
баллотировалось  от  БАП  и  БСДГ.  В  результате  выборов  в 
парламент  прошло  7  партийных  кандидатов  (6,3%).  6  –  члены 
КПБ, 1 – БАП. 

Анализ 

партийного 

представительства 

в 

Палате 

представителей  Республики  Беларусь  позволяет  сделать  вывод, 
что  в  стране  на  сегодняшний  день  партийная  система  находится 
на начальном этапе своего формирования.