ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6551
Скачиваний: 11
116
РАЗДЕЛ III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ТЕМА 9. Сущность и структура политического процесса
1. Сущность и структура политического процесса
Термин
«процесс»
(лат. processus – продвижение) означает,
с одной стороны, последовательную смену состояний объекта
или явления, с другой – определяется как совокупность действий
субъекта,
направленных
на
достижение
определённого
результата.
Понятие
«процесс»
используется
в
различных
гуманитарных науках. Разнообразные процессы постоянно
протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая
сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют о
том, что политическая система существует, функционирует и
развивается.
Другими
словами,
они
служат
формой
функционирования политической системы общества.
Научное
изложение
теории
политического
процесса
появилось в XX в. Т. Парсонс в своей работе «Социальная
система» (1951г.) и Д. Истон «Политическая система» (1953г.)
определяют
политический
процесс
как
механизм
самовоспроизводства политической системы в ее взаимодействии
с окружающей средой. Политический процесс является одной из
центральных категорий политологии. Правда, некоторые ученые
отождествляют её с понятием политики в целом (Р.Доуз). Другие
же видят специфику политических процессов либо в результатах
функционирования политической системы (Т.Парсонс), или в
динамике борьбы групп за статусы и ресурсы власти
(Р.Дарендорф), либо в поведении субъектов при реализации
своих интересов (Ч.Мэрриам).
Общепризнанным считается, что политический процесс
отображает реальное взаимодействие субъектов политики,
сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или
программами партий, а в результате действия разнообразных
внешних и внутренних факторов.
Политический процесс показывает, как индивиды, группы,
институты со своими субъективными целями взаимодействуют
друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и
117
функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения
постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-
либо предопределенность в развитии событий.
В политическом процессе взаимодействуют различные
субъекты политики и факторы, в результате чего происходят
изменения в сфере политики. В нем раскрываются две формы
политического волеизъявления граждан:
способы презентации рядовым участником политического
процесса своих интересов (участие в выборах, членство в
партиях и т.д.);
формы
принятия
и
реализации
властных
решений,
осуществляемых лидерами и элитами.
Реализация политическими субъектами своих функций
выражает происходящее в обществе распределение власти,
политическую мобилизацию граждан, принятие решений и
другие формы политической активности групп и лиц, в том числе
и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют
и такие формы политической активности, как заговоры, террор,
деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они
обычно находятся на периферии политической жизни.
Политический процесс
– это совокупная деятельность
социальных общностей, общественных организаций и групп,
отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Особенность политических процессов заключается в том,
что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие
между процессами внутри общества и международными
политическими процессами.
В совокупности политических процессов выделяются две
группы:
общие,
где политический процесс охватывает все общество и
ведет к смене состояния его политической системы;
частные
– это разнообразные и многочисленные формы
политической
активности
общества,
направленные
на
реализацию политических целей, не затрагивающих состояние
политической системы общества в целом (например, не
ведущих к смене режима или формы правления); они могут
протекать на национальном, региональном, местном уровне;
118
внутри социально-демографических групп, классов, наций; в
трудовых коллективах, партиях и т.д.;
В политическом процессе можно выделить два аспекта его
проявления:
объективный аспект
(не зависящий от желания и воли
субъектов политики);
субъективный
(сознательная политическая деятельность его
участников, их мотивации и намерения).
Структура политического процесса включает:
субъект процесса
(реальную власть или её носителя, которому
власть делегирована);
объект,
который должен быть создан или достигнут как цель
процесса;
средства, методы и способы
, которые использует субъект для
достижения поставленной цели.
Существенным
показателем
любого
политического
процесса является преобладающий характер отношений между
его участниками. От него зависит характер самого процесса.
Преобладающим
является
тот,
который
включает
взаимоотношения между основными субъектами процесса в
решении проблемы, выступающей в качестве его главного
объекта.
Субъект частного политического процесса – это, другими
словами, инициатор данного процесса. Им могут быть
государство, социальные, этнические, конфессиональные группы,
институты
политической
власти
(политические
партии,
общественные движения, органы местного самоуправления и
т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность
избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты.
Главная задача субъектов различных по значению политических
процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и
требования в принимаемые институтами государственной власти
управленческие решения.
119
2.Типология политического процесса
В структуре политического процесса можно выделить
различные его типы и разновидности:
Базовые
политические процессы
– это разнообразные
способы включения широких социальных слоев в отношения с
государством;
требования
населения
к
управленческим
решениям, формирования политических элит и т.п. Другими
словами, это то, как население участвует в государственном
управлении.
Периферийные
политические
процессы
раскрывают
динамику формирования отдельных политических ассоциаций
(партий, групп), развитие местного самоуправления и т.п.
И базовые, и периферийные процессы ориентируются на
нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать
явно
(открытый) или в
скрытой
форме.
Явный
политический процесс
характеризуется
тем,
что
интересы
групп
и
граждан
систематически выявляются в их публичных притязаниях к
государственной власти, которая, в свою очередь, делает
доступной для общественного контроля фазу подготовки и
принятия управленческих решений.
В противоположность открытому,
скрытый
(теневой)
процесс базируется на деятельности незарегистрированных
политических лидеров, групп, центров власти, а также на
властных притязаниях граждан, не выраженных в форме
обращения
к
официальным
органам
государственного
управления.
Каждый
из
политических
процессов
обладает
и
собственным внутренним ритмом, цикличностью. Как правило,
пик политической активности населения приходится на время
выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а
осуществление контрольных функций за избранными постепенно
ослабляется.
Базовые и периферийные политические процессы протекают
в соответствии с изменениями государственного управления. Мы
можем назвать четыре режима их протекания. Первый – это
режим конституирования, становления политической системы.
Он совпадает, как правило с переломным, революционным
периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность
120
власти одних социально-политических сил и господствующее
положение
занимают
другие
силы.
Второй
–
режим
функционирования
в рамках сложившихся взаимоотношений
граждан и институтов государственной власти. Для него
характерны традиции и преемственность в политической жизни
общества. Третий режим –
развитие
. Он заключается в том, что
структуры и механизмы власти быстро и оперативно отзываются
на новые социальные требования населения, вся политическая
система изменяется на основе применения гибких стратегий и
технологий властвования с учетом разнообразных интересов
групп и граждан.
Четвертой
разновидностью
режима
существования
политических процессов является
режим упадка
, распада
политической целостности. В данном случае политические
изменения имеют негативный характер и способствуют распаду
режима государственной власти, которая утрачивает способность
управлять экономической жизнью и регулировать социальные
отношения, теряет стабильность и легитимность.
По объектам политического воздействия политические
процессы
подразделяются
на
внешнеполитические
и
внутриполитические
. Внешняя политика регулирует отношения
государства
с
другими
субъектами
внешнеполитической
деятельности.
Содержание
внутриполитических
процессов
существенно различается во многих странах. Оно зависит от
форм
правления
и
форм
государственного
устройства
конкретных государств, существующих там демократических или
недемократических политических режимов, качеств правящей
элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического
процесса любой страны является соотношение социально-
экономических укладов, сложившаяся социальная структура
общества,
степень
удовлетворенности
населения
своим
положением.
Можно говорить об
эволюционном
и
революционном
политических
процессах.
При
революционном
процессе
используются как мирные, так и не мирные средства, насилие.
Преобразования осуществляются за сравнительно короткое
время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда
достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.