ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 6549

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

121 

Основа 

эволюционного  развития

  –  легитимность  властей, 

единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, 
наличие конструктивной оппозиции. 

 

3. Стадии развития политического процесса 

Политический  процесс  как  непрерывно  действующее  и 

воспроизводящееся явление не имеет чётко обозначенного начала 
и конца. Политический процесс состоит из ряда последовательно 
совершающихся и циклически повторяющихся стадий.  

Различают следующие 

стадии политического процесса

:  

 

конституирование, образование политической системы;  

 

воспроизведение компонентов и признаков данной системы; 

 

принятие и исполнение политико-управленческих решений;  

 

контроль  за  функционированием  и  направлением  развития 

политической системы. 

Основные  стадии  политического  процесса  выражают 

динамику  развития  политической  системы,  в  результате  чего  в 
ней происходят изменения и преобразования. 

Традиционно 

выделяют 

четыре 

фазы 

политического 

процесса,  включающие  соответствующие  частичные  процессы, 
применимые к стабильному обществу: 

 

Процессы  входа

  –  воздействие  на  политическую  систему 

посредством требований и поддержки. 

 

Процессы  конверсии

  –  преобразование  импульсов  входа  в 

импульсы выхода, т.е. подготовка решений, обязательных для 
общества. 

 

Процессы  выхода

  –  принятие  решений,  осуществление 

действий и контроля. 

 

Процессы 

обратной 

связи

 

– 

социальные 

процессы, 

обусловленные действиями властей. 

Для  общества  в  условиях  социальных  изменений  подходит 

модель Г. Алмонда: 

 

Преобразование

 

– 

разработка 

политического 

курса, 

реализация 

политических 

решений 

и 

контроль 

за 

выполнением социальных норм. 

 

Воздействие системы

 – освоение и распространение ресурсов 

в обществе, регулирование социальной жизни. 


background image

 

122 

 

Адаптация

  –  приспособление  системы  к  изменениям  среды 

посредством  приобщения  индивидов  к  политической  жизни  в 
процессе социализации. 

Исход

 

политического  процесса  зависит  от  совокупности 

независимых переменных (наличие ресурсов, благоприятного или 
неблагоприятного  внешнего  окружения,  от  вмешательства 
неожиданных  случайных  факторов  и  др.)  и  зависимых, 
заключённых  в  самом  политическом  процессе  избранных 
средств, методов, исполнителей и т.п. и отношений между ними. 
Большая  часть  независимых  и  зависимых  переменных  может  и 
должна  быть  учтена  в  проекте  политического  процесса.  Но 
именно  зависимые  переменные  могут  изменить  отношения 
между элементами процесса, сместить траекторию его развития в 
политическом  пространстве  и,  следовательно,  изменить  сам  его 
результат. 

 

ТЕМА 10. Политическая модернизация 

1.  Сущность  политической  модернизации,  её  критерии  и 
типы 

Теория  политической  модернизации

  есть  обоснование 

модели  глобального  процесса  развития  цивилизации,  суть 
которой  в  описании  характера  и  направлений  перехода  от 
традиционного  общества  к  современному  в  результате  научно-
технического  прогресса,  социально-структурных  изменений, 
преобразования нормативных и ценностных систем. 

В  политической  науке  принято  выделять 

два  основных 

этапа

 развития теории политической модернизации. 

Первый – 50-60 годы XX в

., когда модернизация понималась 

как  вестернизация,  т.е.  копирование  западных  образцов  во  всех 
областях 

жизни 

общества. 

Политическая 

модернизация 

воспринималась,  во-первых,  как  демократизация  развивающихся 
стран по западному образцу; во-вторых, как условие и следствие 
успешного  развития  стран  «третьего  мира»  и,  в-третьих,  как 
результат 

их 

активного 

сотрудничества 

с 

развитыми 

государствами США и Западной Европой. 

Второй  период  относят  к  70-90-м  годам    XX  века

  и 


background image

 

123 

характеризуется  он  пересмотром  связей  между  модернизацией  и 
развитием.  Модернизация  стала  рассматриваться  не  как  условие 
развития,  а  как  его  функция.  Это  означает,  что  приоритетной 
целью 

стало 

изменение 

социально-экономических 

и 

политических  структур,  которое  могло  производиться  и  вне 
западной  демократической  модели.  В  этой  связи  появляются 
следующие  концепции:  «частичная  модернизация»,  «тупиковая 
модернизация»,  «кризисный  синдром  модернизации».  В  этот 
период стали более детально изучаться конкретные политические 
процессы  с  учётом  специфики  исторических  и  национальных 
условий, а также культурного своеобразия различных стран. 

Таким  образом,  проблема  политической  модернизации 

связана  с  анализом  политического  процесса  в  его  глобальном 
понимании. 

Понятие  политической  модернизации  применяется:

 

а)  применительно  к  странам,  осуществляющим  переход  к 
индустриальному  обществу;  б)  связывается,  главным  образом,  с 
социальной  мобилизацией  и  политическим  участием,  а  не  с 
формированием политических институтов. 

В рамках 

первого подхода

 модернизацию можно обозначить 

как  процесс  изменений  в  сторону  того  типа  экономической, 
социальной  и  политической  системы,  который  сложился  в 
Западной Европе и Северной Америке в период XVII-XIX веках, 
а затем распространился на другие европейские страны, а в XIX- 
XX  веках  на  такие  континенты,  как  Азия,  Африка  и  Латинская 
Америка.  

Теории  модернизации,  связанные  с  движением  общества  от 

традиционных  общественных  укладов  к  индустриальной  и  
постиндустриальной 

цивилизации 

связаны 

с 

именами 

Дж.Гэлбрейта,  У.Ростоу,  Д.Белла,  З.Бжезинского,  О.Тоффлера, 
С.Хантингтона  и  многих  других  западных  исследователей.  Суть 
идеи  состоит  в  том,  что  все  народы  придут  к  единой 
универсальной  для  всех  модели  индустриализма,  которой  будет 
соответствовать 

одинаковая 

для 

всех 

либерально-

демократическая  модель  организации  политической  жизни 
общества, по достижении которой в мировом масштабе исчезнут 
все  противоречия  и  наступит  «конец  истории»  (термин 
американского  политолога  японского  происхождения  Фрэнсиса 
Фукуямы). 


background image

 

124 

Второй  подход

  выражен  в  трудах  К.Дейча,  который 

определяет  политическую  модернизацию  категориями  участия  и 
мобилизации.  Он  полагает,  что  модернизация  зависит  от 
массового 

участия, 

принимающего 

форму 

растущей 

политической  децентрализации.  Расширение  политического 
участия  масс  рассматривается  как  ключ  к  политической 
модернизации. 

Главная  проблема  политической  модернизации  состоит  в 

определении  характера  политических  институтов,  которые,  с 
одной  стороны,  обеспечивают  наибольшую  эффективность 
социально-экономических  преобразований,  а  с  другой  – 
содействуют  стабильности  при  резко  возрастающей  вследствие 
модернизации 

динамичности 

социальных 

процессов. 

Теоретически  оптимальным  является  проведение  модернизации  
в форме эволюции, на основе консенсуса ведущих политических 
сил. Речь идёт о выборе такой  модели модернизации, которая бы 
не  строилась  на  слепом  копировании  зарубежного  опыта,  а 
синтезировала  бы  лучшие  его  стороны  с  учётом  исторических 
традиций и особенностей модернизирующегося общества. 

В политологической литературе выделяют следующие 

типы 

модернизации: 

1. 

«Первичная»

  (Западная  Европа,  США,  Канада)  – 

относится 

к 

эпохе 

первой 

промышленной 

революции, 

разрушения  традиционных  наследственных  привилегий  и 
провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. 

2. 

«Вторичная»  или  «отраженная»

  –  модернизация 

вдогонку  (Россия,  Бразилия,  Турция  и  др.)  –  ее  основным 
фактором  выступают    социокультурные  контакты  отставших  в 
своем  развитии  стран  с  уже  существующими  центрами 
индустриальной культуры. 

По  логике  «первичной»  модернизации  сначала  происходят 

перемены  в  духовно-идеологической  сфере  (Возрождение, 
Реформация,  Просвещение),  затем  трансформируется  экономика 
и  только  потом  осуществляется  изменение  политической 
системы,  закрепление  в  ней  представительства  реальных 
социальных 

интересов. 

«Вторичная», 

«догоняющая» 

модернизация  предполагает,  что  одни  элементы  общества 
«убежали»  вперед  и  более  или  менее  соответствуют  развитию  в 


background image

 

125 

передовых  странах,  другие  же  еще  не  созрели,  отстают  в  своем 
развитии  или  отсутствуют  вообще.  Как  показывает  мировой 
опыт,  переходные  общества  могут  застревать  на  стадии 
«частичной 

модернизации», 

когда 

традиционность 

и 

рациональность  как  принципиально  противоположные  способы 
поведенческой 

ориентации 

человека 

и 

общества 

институционализируются в рамках одного и того же общества. В 
этом 

случае 

внедренные 

в 

новый 

контекст 

элементы 

модернизированного 

общества 

перестают 

в 

нем 

функционировать  как  рациональные  и  в  то  же  время  не 
модернизированные  элементы  не  могут  функционировать  как 
традиционные.  Симбиоз  нового  и  старого  становится  уже 
неплодотворным. 

В  процессе  изучения  механизмов  и  закономерностей 

модернизации  в  западной  политологии  сформировалось  два 
основных направления – 

либеральное и консервативное

Для  ученых 

либерального

  направления  (Р.Даль,  Г.Алмонд, 

Л.Пай)  основным  критерием  политической  модернизации 
является 

степень 

вовлеченности 

населения 

в 

систему 

представительной 

демократии. 

Характер 

и 

динамика 

политической модернизации, по их мнению, зависят от открытой 
конкуренции  политических  элит  и  степени  политической 
вовлеченности  рядовых  граждан.  Согласно  «теории  полиархии» 
Р.Даля, 

эффективность 

правящего 

режима 

в 

процессе 

модернизации 

зависит 

от 

политической 

либерализации, 

предполагающей: 

а) 

обеспечение 

взаимной 

безопасности 

конкурирующих  в  борьбе  за  власть  политических  групп;  б) 
формирование  сильной  исполнительной  власти,  зависящей  от 
демократических 

институтов; 

в) 

создание 

интегративной 

партийной  системы;  г)  появление  представительных  местных 
правительств. 

Ученые 

консервативного

 

направления 

(С.Хантингтон, 

Дж.Нельсон,  Х.Линц  и  др.)  главным  источником  модернизации 
считают  конфликт  между  мобилизованностью  населения,  его 
включенностью  в  политическую  жизнь  и  институализацией,  т.е. 
наличием 

необходимых 

структур 

и 

механизмов 

для 

артикулирования 

и 

агрегирования 

их 

интересов. 

По 

С.Хантингтону,  модернизированность  политических  институтов