ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 2697
Скачиваний: 1
Инвестиционные
от
реализации
расходы
Налоги
Размещение
средств
Средства
для
инвестиций
Ресурсы
Ф И Р М
Сбережения
Доходы
Ресурсы
а
)
Модель
кругооборота
с
участием
домашних
хозяйств
и
фирм
.
Товары
и
услуги
РЫНОК
ПРОДУКТОВ
Потребительские
расходы
Государственные
расходы
Налоги
Государственные
займы
(
ПРИ
ДЕФИЦИТЕ
БЮДЖЕТА
)
ФИНАНСОВЫЕ
РЫНКИ
РЫНОК
РЕСУРСОВ
Товары
и
услуги
Выручка
Товары
и
услуги
г
)
Модель
кругооборота
ресурсов
,
продуктов
и
дохода
с
включением
иностранного
сектора
.
б
)
Модель
кругооборота
ресурсов
,
продуктов
и
дохода
с
включением
финансовых
рынков
.
4.5.
Г
осу
царство
в
рыночной
экономике
Практика
показала
,
что
рынок
не
способен
решить
всех
проблем
общества
,
особенно
в
периоды
резких
циклических
колебаний
в
экономике
.
Государственное
регулирование
экономических
процессов
в
этих
условиях
является
тем
средством
,
которое
способно
уравновешивать
совокупный
спрос
и
совокупное
предложение
,
Расходы
по
экспорту
выводить
экономику
из
кризиса
,
способствовать
ее
стабилизации
и
подъему
.
Многообразие
задач
,
стоящих
перед
государством
,
определяет
и
многообразие
экономических
функций
,
которые
оно
должно
выполнять
.
Основными
экономическими
функциями
государства
,
обеспечивающими
нормальное
функционирование
рыночной
системы
,
являются
:
1.
обеспечение
правовой
базы
и
общественной
атмосферыспособствующей
эффективному
функционированию
рыночнойсистемы
.
Сущность
этой
функции
заключается
в
том
,
что
государство
берет
на
себя
задачу
формирования
правовой
базы
и
правил
,
регулирующих
экономическую
деятельность
субъектов
хозяйствования
,
а
также
контроль
за
их
исполнением
;
защита
конкуренции
.
В
целях
защиты
интересов
потребителя
и
общества
в
целом
государство
проводит
мероприятия
по
защите
конкуренции
и
,
в
первую
очередь
,
разрабатывает
правила
поведения
монополий
и
борьбы
с
ними
;
перераспределение
доходов
и
богатства
.
В
рыночной
экономике
государство
берет
на
себя
функцию
защиты
малоимущих
граждан
через
налоговое
перераспределение
доходов
и
принятие
программ
социальной
защиты
;
перераспределение
ресурсов
.
В
качестве
инструментов
такого
перераспределения
могут
использоваться
налоги
,
субсидии
,
непосредственное
государственное
регулирование
,
правовые
нормы
и
др
.;
стабилизация
экономики
,
т
.
е
.
контроль
за
уровнем
занятости
и
инфляции
,
порождаемых
колебаниями
экономической
конъюнктуры
,
а
также
стимулирование
экономического
роста
.
Для
решения
вышеперечисленных
задач
у
государства
имеется
достаточно
широкий
набор
инструментов
.
К
важнейшим
из
них
относятся
:
фискальная
и
денежная
политика
;
социальная
политика
и
политика
регулирования
доходов
;
внешнеэкономическая
политика
.
К
фискальной
политике
относят
,
прежде
всего
,
деятельность
государства
по
распоряжению
бюджетными
средствами
.
Манипулируя
средствами
бюджета
,
государство
может
воздействовать
на
безработицу
и
инфляцию
,
стимулировать
деловую
активность
.
Не
менее
важным
инструментом
воздействия
государства
на
экономику
является
денежная
политика
.
Регулируя
денежную
массу
в
обращении
,
государство
может
влиять
на
уровень
инфляции
,
цены
,
инвестиционные
процессы
,
уровень
потребления
населением
благ
,
объем
производства
и
темпы
экономического
роста
.
Социальная
политика
проводится
государством
в
тесной
взаимосвязи
с
перераспределением
доходов
,
т
.
е
.
эту
функцию
государство
выполняет
через
налоговую
систему
и
различные
социальные
программы
по
защите
малоимущих
граждан
.
В
числе
важных
инструментов
экономической
политики
государства
—
регулирование
внешнеэкономической
деятельности
.
Государство
осуществляет
торговое
и
валютное
регулирование
,
использует
валютные
ограничения
и
валютные
интервенции
,
квотирование
,
лицензирование
,
таможенные
пошлины
,
субсидии
,
налоги
и
др
.
4.6.
Модели
рыночной
экономики
МОДЕЛЬ
—
образец
,
схема
чего
-
нибудь
.
В
качестве
образца
в
экономической
теории
рассматривают
несколько
моделей
рыночной
экономики
:
американскую
,
японскую
,
шведскую
,
немецкую
,
китайскую
.
Американская
модель
построена
на
всемерной
поддержке
предпринимательской
инициативы
граждан
.
Она
ориентирована
на
достижение
личного
успеха
теми
,
кто
более
образован
,
энергичен
,
предприимчив
.
В
такой
системе
велика
экономическая
поляризация
общества
,
наблюдается
большое
различие
в
уровне
доходов
.
Здесь
не
ставится
задача
обеспечения
социального
равенства
. -
Роль
государства
в
американской
модели
минимальна
.
Она
сводится
в
основном
к
перераспределению
части
доходов
в
пользу
малоимущих
и
незанятых
,
формированию
правовой
базы
,
регулирующей
бизнес
,
и
определению
стратегии
в
области
образования
.
Японская
модель
,
в
отличие
от
американской
,
предполагает
высокую
степень
вмешательства
государства
в
регулирование
экономики
.
Однако
при
этом
активно
поддерживается
и
стимулируется
частный
сектор
.
В
экономике
приоритет
отдается
развитию
малого
и
среднего
бизнеса
.
Традиции
и
обычаи
в
японской
экономической
модели
играют
существенную
роль
.
Интересы
нации
приоритетны
по
отношению
к
личным
интересам
.
Управление
производством
базируется
на
трех
постулатах
:
пожизненный
наем
работников
,
зависимость
карьеры
и
заработной
платы
от
срока
работы
на
предприятии
и
возраста
,
создание
профсоюзов
непосредственно
на
предприятии
,
а
не
по
отраслевому
принципу
.
В
японской
модели
широко
применяют
среднесрочное
и
долгосрочное
планирование
,
хотя
оно
носит
не
обязательный
,
а
рекомендательный
характер
.
Государством
проводится
жесткая
антимонопольная
политика
.
Шведская
модель
рыночной
экономики
характеризуется
значительным
вмешательством
государства
в
регулирование
экономики
и
активной
социальной
политикой
.
Высокие
налоги
позволяют
государству
сосредотачивать
в
своих
руках
значительные
средства
и
направлять
их
на
решение
социальных
задач
.
Нивелируя
доходы
населения
,
государство
обеспечивает
высокую
социальную
защиту
и
жизненный
уровень
населения
.
Для
характеристики
шведской
модели
экономического
устройства
часто
применяют
понятие
"
шведский
социализм
".
Немецкую
модель
рыночной
экономики
отличает
сильное
влияние
государства
на
экономику
при
значительном
удельном
весе
государственной
собственности
,
планирование
основных
макроэкономических
показателей
,
значительная
роль
государства
в
решении
социальных
задач
.
В
немецкой
модели
сильны
позиции
частного
предпринимательства
.
Немецкая
пунктуальность
обусловливает
формирование
законодательства
,
направленного
на
строгое
соблюдение
договорных
обязательств
субъектами
хозяйствования
,
защиту
конкуренции
и
окружающей
среды
.
Центральный
банк
независим
от
законодательной
и
исполнительной
власти
.
Китайская
модель
экономического
устройства
характеризует
не
столько
уже
сложившуюся
модель
рыночной
экономики
,
сколько
модель
переходной
экономики
.
Для
китайской
модели
характерна
значительная
доля
государственного
сектора
в
экономике
(
свыше
50%).
Основной
формой
собственности
на
важнейшие
средства
производства
является
общественная
.
Регулирование
экономики
на
макроуровне
осуществляет
государство
посредством
централизованного
планирования
.
На
микроуровне
экономические
процессы
регулируются
рыночными
механизмами
.
В
экономике
Китая
широко
практикуются
такие
формы
хозяйствования
,
как
передача
предприятий
в
подряд
коллективам
и
отдельным
лицам
.
В
сельском
хозяйстве
упор
сделан
на
семейные
крестьянские
хозяйства
с
передачей
им
земли
в
пользование
на
15—30
лет
.
Низкая
стоимость
рабочей
силы
и
китайское
трудолюбие
,
а
также
политика
государства
в
области
стимулирования
экспорта
делают
китайскую
продукцию
очень
конкурентоспособной
на
мировых
рынках
.
Если
проанализировать
все
вышеперечисленные
модели
экономического
устройства
,
то
их
можно
свести
к
двум
типам
.
Первый
тип
—
это
те
модели
,
в
которых
господствует
частная
собственность
и
всячески
стимулируется
частное
предпринимательство
.
Такие
модели
рыночной
экономики
принято
называть
ЛИБЕРАЛЬНЫМИ
.
Образцом
такой
экономики
может
служить
экономика
США
.
Второй
тип
—
это
модели
,
основанные
на
значительном
вмешательстве
государства
в
процессы
регулирования
экономики
как
на
макро
-,
так
и
на
микроуровнях
.
В
таких
моделях
высока
роль
государства
в
решении
социальных
задач
.
В
экономической
науке
их
принято
называть
СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННЫМИ
.
Примером
такой
экономики
может
служить
экономика
Швеции
.
4.7.
Трансформационная
(
переходная
)
экономика
Период
,
в
течение
которого
происходит
трансформация
прежней
экономической
системы
и
зарождение
новой
,
составляет
так
называемый
переходный
период
.
В
течение
этого
периода
существует
переходная
экономическая
система
,
или
переходная
(
трансформационная
)
экономика
.
К
странам
с
переходной
экономикой
можно
отнести
Россию
,
Беларусь
и
другие
государства
,
образовавшиеся
после
распада
мировой
системы
социализма
.
Для
переходной
экономики
характерны
следующие
основные
черты
:
а
)
изменчивость
и
нестабильность
,
носящие
"
безвозвратный
"
характер
.
Переход
от
одной
экономической
системы
к
другой
—
это
,
прежде
всего
,
процесс
ломки
старых
(
причем
не
только
экономических
)
отношений
и
зарождения
новых
.
Реформирование
происходит
быстро
и
достигает
цели
в
том
случае
,
если
оно
не
отрывается
от
реалий
жизни
народа
и
учитывает
объективный
закон
"
минимальной
трансформации
":
из
всех
возможных
вариантов
преобразований
дос
-
тигает
цели
тот
,
который
позволяет
адаптировать
общество
к
новым
условиям
хозяйственной
деятельности
,
не
грозящим
фундаментальным
сущностям
данной
цивилизации
;
б
)
многообразие
переходных
форм
общественного
хозяйства
(
укладов
).
Экономический
уклад
—
это
особый
тип
хозяйства
,
в
основе
которого
лежит
определенная
форма
собственности
на
средства
производства
и
соответствующие
ей
производственные
отношения
.
Количество
экономических
укладов
и
их
доля
в
экономике
той
или
иной
страны
зависят
от
конкретно
-
исторического
развития
данной
страны
,
ее
социально
-
экономического
уровня
,
общественно
-
политического
строя
.
Это
могут
быть
:
патриархальный
уклад
;
частный
уклад
;
государственный
уклад
;
смешанный
уклад
и
др
.;
в
)
особый
характер
противоречий
.
Борьба
нового
со
старым
,
борьба
отживающих
экономических
укладов
с
вновь
зарождающимися
—
это
всегда
борьба
интересов
.
Поэтому
становление
новой
экономической
системы
—
не
только
борьба
экономическая
,
но
и
борьба
политическая
;
г
)
историчность
.
Она
обусловлена
особенностями
развития
той
или
иной
страны
(
уровнем
экономического
развития
,
уровнем
культуры
населения
,
религиозными
традициями
и
др
.),
что
определяет
темпы
проведения
реформ
.
К
основным
задачам
данной
переходной
экономики
можно
отнести
:
а
)
создание
экономического
механизма
нового
типа
.
Суть
этой
задачи
состоит
в
том
,
чтобы
изменить
деформированный
экономический
механизм
.
Рыночная
система
пред
-
полагает
наличие
соответствующей
инфраструктуры
хозяйства
:
коммерческих
банков
;
бирж
;
лизинговых
,
страховыми
иных
компаний
и
др
.;
б
)
обеспечение
и
развитие
экономической
свободы
и
инициативы
субъектов
рыночных
отношений
.
Экономическая
свобода
,
равно
как
и
инициатива
и
предприимчивость
,
не
могут
быть
обеспечены
принудительными
мерами
.
Это
достигается
путем
воздействия
на
экономические
интересы
что
,
в
свою
очередь
,
предполагает
преобразование
отношений
собственности
;
в
)
создание
развитой
системы
социальной
защиты
и
социальных
гарантий
.
Социальная
зашита
населения
и
социальные
гарантии
—
одно
из
условий
стабильного
и
эффективного
функционирования
данной
системы
.
Своеобразие
задач
переходной
экономики
определяет
и
своеобразие
путей
их
решения
,
основными
из
которых
являются
:
демонополизация
экономики
;
разгосударствление
и
приватизация
;
стабилизация
денежного
обращения
;
либерализация
цен
;
создание
рыночной
инфраструктуры
;
создание
благоприятных
условий
для
привлечения
инвестиций
в
экономику
и
др
.
ние
этого
периода
существует
переходная
экономическая
система
,
или
переходная
(
трансформационная
)
экономика
.
К
странам
с
переходной
экономикой
можно
отнести
Россию
,
Беларусь
и
другие
государства
,
образовавшиеся
после
распада
мировой
системы
социализма
.
Для
переходной
экономики
характерны
следующие
основные
черты
:
а
)
изменчивость
и
нестабильность
,
носящие
"
безвозвратный
"
характер
.
Переход
от
одной
экономической
системы
к
другой
—
это
,
прежде
всего
,
процесс
ломки
старых
(
причем
не
только
экономических
)
отношений
и
зарождения
новых
.
Реформирование
происходит
быстро
и
достигает
цели
в
том
случае
,
если
оно
не
отрывается
от
реалий
жизни
народа
и
учитывает
объективный
закон
"
минимальной
трансформации
":
из
всех
возможных
вариантов
преобразований
дос
-
тигает
цели
тот
,
который
позволяет
адаптировать
общество
к
новым
условиям
хозяйственной
деятельности
,
не
грозящим
фундаментальным
сущностям
данной
цивилизации
;
б
)
многообразие
переходных
форм
общественного
хозяйства
(
укладов
).
Экономический
уклад
—
это
особый
тип
хозяйства
,
в
основе
которого
лежит
определенная
форма
собственности
на
средства
производства
и
соответствующие
ей
производственные
отношения
.
Количество
экономических
укладов
и
их
доля
в
экономике
той
или
иной
страны
зависят
от
конкретно
-
исторического
развития
данной
страны
,
ее
социально
-
экономического
уровня
,
общественно
-
политического
строя
.
Это
могут
быть
:
патриархальный
уклад
;
частный
уклад
;
государственный
уклад
;
смешанный
уклад
и
др
.;
в
)
особый
характер
противоречий
.
Борьба
нового
со
старым
,
борьба
отживающих
экономических
укладов
с
вновь
зарождающимися
—
это
всегда
борьба