ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7543
Скачиваний: 2
^Тйаблему подготовки учителей должна было решить и ства-рэнне учительских
институтов. Первый учительский шстытут на территории Беларуси откровенный в 1910 г.
в Витебска. В 1913 г. начались занятия в Могилевском, а в 1914 г. - в Минском
учительских шстытутах.
Общеобразовательная подготовка выпускнікоу настауніцкіх институтов была более
низкой, чем учащихся гимназий и реальных вучылішч. Потому учительские институты не
только не из яуляліся высшими учебными учреждениями, но и не пользовались правами
средней школы: их выпускники не имели право поступать в вышэнгаыя
учебные учреждения.
Для ускоренной подготовки настаўнікау Мішстэрства народнан просвещения создавала
при высших начальных училищах двухгадовгія педагогические курсы. Учителей для
церковноприходских школ готовили церковно-учительские и второклассные настаўшцкія
школы, духовные семинарии и женские епархиальные училища, вдто принадлежали
духовному ведомству.
Высших учебных учреждений на территории Беларуси не было. Официальные власти
неоднократно отклоняли ходатайства общественности о открытии на Беларуси
университета или политехнического института.
Таким образом, профессиональное образование на территории Беларуси развивалась
скорыми темпами. Преобладали более низкие профессиональные школы, ремесленные
классы и отделения при общеобразовательных школах. Разнапрофільныя и разнатыпныя
профессиональные учебные учреждения готовили квалифицированных специалистов в
ветви промышленности, сельского хозяйства, торговли, медицины, просвещения, что
соответствовало нуждам социально-экономичного и культурного развития страны.
Ученые исследования истории Беларуси, быта и культуры ее населения. После восстания
1863 - 1864 гг. возрос интерес прогрессивной интеллигенции к истории, быта и культуры
населения Беларуси. По-прежнему значительный уклад в изучение стороны вносили
ведущие ученые центры России - Академия наук, Московский и Петербургский
университеты, в которых работали известные знатоки пуль-туры и быта беларусов -
А.А.Шахмат, А.И.Сабалеўскі, М.А.Янчук.
В 60 - 70-я годы XIX ст. изучение Беларуси постепенно стала спра-вай местной
интеллигенции, начали формироваться региональные этнографические центры. Один из
таких центров - Северо-западное отделение Русского географического товарищества -
существовал в Вильно. Оно имело в своем составе более чем 300 членов. В основном это
были учители (187 человек). Яны осуществляли экспедиционную работу по
изучению Беларуси и собирания фольклорно-этнографических и археологических
материалов. За время существования отделения вышли из печати 4 книжки "Запнсок", в
каких опубликована 12 работ, посвященных быта, культуры и губо-поэтического
творчества беларусов.
В 1902 г. по инициативе Е.Р.Романова в Могилеве созданный тава-рыства по изучению
Беларуской стороны (в 1913 г. реорганизована в Товарищества по изучению Могилевской
губернии) и Историко-этнографический музей. В 1908 г. в Минске был организованный
церковный историческо-археологический комитет, который выдавал работы под
названием "Мннская старнна". В 1909 г. создана Витебская архивная комиссия,
деятельность которой была направлена на изучение и публикацию старо-жытных октав и
документов по истории Витебской стороны. Члены комиссии опубликовали шеренгу книг.
В связи со 100-летием войны 1812 г. комиссия организовала сбор средств на памятник
воінам, которые погибли на витебской земле. Памятник был поставленный в Витебска на
берегу Западной Двины.
Основанное в 1912 г. в Минске Товарищества любителей природо-знаўства, этнографии и
археологии изучала Минскую губернию,
проводила исследования рек на Полесья.
Одним из первых крупных исследователей Беларуси был учитель
И.И.Насовіч; В 1852 - 1869 гг. он напечатал несколько сборников беларуских поговорок и
загадок, а в 1873 г. - сосредоточенные им "Беларуские песни". Основная работа
И.И.Насовіча, какой он отдал 16 годов, - "Словарь белорусского наречня", изданный в
1870 г. в Санкт-Петербургу.
Отличным исследователям беларуской этнографии и фольклора явлений-ляўся учитель
народных школ Витебско М.Я.Нікіфароўскі. Первой его работой были "Очерки Витебской
Беларуси", которые давали характа-рыстыку общественного быта беларусов.
М.Я.Нікіфароўскі является автором самой буйной работы по материальной культуре
беларусов XIX ст. - "Очерки простанароднага жизни-бытия в Витебской Беларуси и
описание предметов обихода (Этнографические сведения)". Он собирал и записывал
фольклорные произведения, исследовал обряды, уставы и
верования.
Плодотворной была деятельность этнографа, фольклориста и археолога Е.Р.Романова,
учителя и инспектора народных вучылішч. Он опубликовал около 200 ученых работ. Под
его руководством было осуществлена несколько этнографических экследыцый по
Беларуси, во время которых собирались материалы для "Беларуского сборника" -
своеобразной энциклопедии материальной культуры беларусов дореволюционного
времени.
Значительный уклад в изучение беларуской этнографии и фольклора внесли
работы учителя русского языка Навагрудскага дворянского училища М.А.Дзмітрыева,
педагога Ю.Ф.Крачкоўскага, сотрудника Витебского статистического комитета
А.М.Семянтоўскага, П.В.Шейно, М.Федароўскага, М.В.Доўнар-Запольскага,
А.Я.Богдановича и др.
В начала XX ст. новым течением в беларуской этнографии стало изучение материальной
культуры и производственной деятельности беларусов.
Появились работы Е.Р.Романова, А.Харузіна, А.Сержпутоўскага и других исследователей,
посвященные особенностям жилья, одежды, инструментов работы и производственной
деятельности населения. Делались первые попытки ученого анализа сосредоточенных
материалов. Главная заслуга в этом подобает Я.Ф.Карскому. Итоги своей многолетней
работы в ветви беларуской лингвистики, этнографии и фольклористики он опубликовал в
1903 - 1922 гг. в трехтомнике (7 книг) "Белорусы", к которому и сегодня обращаются
ученые и политические деятели.
Для изучения производительных сил и природных богатств Беларуси в 1910 г. была
откровенна Беняконская сельскохозяйственная станция (Гродненская губ.), в 1913 г. -
Минская болотная станция.
Книжная и периодическая печать. Буржуазные реформы 60-х годов XIX ст. не изменили
коренным образом положение в ветви печати. Временные правила (6 апреля 1865 г.) от
предыдущей цензуры освобождали только столичные ежедневные газеты и журналы, а
также книги объемам более чем 10 печатных листов. Все иллюстрируемые, сатирические
издания и весь правінцыяльны печать оставались па-прежнему под предыдущей цензурой.
В 1882 г. был принятый закон, согласно какому прессу относилась в полную зависимость
от самоволия чиновников.
В 60 - 80-я годы XIX ст. в местных издательствах Беларуси выходили преимущественно
религиозная и богословская литература, грамматики и азбуки, справочники, небольшие
сборники стихотворений. Книги выдавались голов-ным чинам на русской, еврейской и
польской языках, несколько книг в год выходила на литовском языке. На беларуском
языке за эти годы в стороны не было издана ни одной книги.
Периодическая печать Беларуси был предоставленный только официальными органами.
Средь их "Губернскне ведомостн", которые выдавались за казенную цену губернскими
управлениями под наблюдением вице-губернаторов. "Гу-бернскне ведомостн" не имели
широкого колеса читателей средь местного населения. "Епархнальные ведомостн"
уготовлялись для правас-лаўных священников, преподавателей и учащихся духовных
вучылішч и семинарий. Их издание было вызвана борьбой православной церкви из
католической после восстания 1863 - 1864 гг.
В стороны выдавалась также газета "Внленскнй вестннк", рэдакта-рам которой являлся
известный этнограф А.Кіркор. Газета стала выразительницей интересов той части партии
"белых", которая надеялась достигнуть своих целей мирными средствами - путям сговора
из царизмом. Такая позиция газеты удовлетворяло большинство местных памешчы-каў,
которые и сложили основную массу ее падпісчыкаў.
На страницах журнала "Вестннк Западной Роснн" (редактор-издатель К.Гаворскі), как и
других официальных периодических изданий, одобрялись царизм и православная церковь,
защищались шовинизм мяс-цовай администрации и все ее мероприятия по расширению
русского влияния в стороны, осуждалось восстание 1863 - 1864 гг., искажались его идеи и
движущие силы. Экскурсы в историю, материалы по этнографии и культуры Беларуси,
которые помещались на страницах официальных орга-
наў, в большинства своей утверждали, что Беларусь и беларусы не имеют право на
самостоятельное политическое и культурное развитие.
В 1886 г. началось издание в Беларуси единственной легальной, неза-лежнай от
правительства литературно-политической газеты "Мннскнй лнсток". 3 1902 г. она
выходила под названием "Северо-Западный сторона". В "Мнн-ском лнстке" сотрудничали
поэт Я.Лучина, историки и этнографы А.Я.Богданович, М.Я.Янчук, М.В.Доўнар-Запольскі
и др. На с*га-ронках газеты печатались материалы и исследования по этнографии,
фольклора и истории Беларуси, стихотворения беларуских поэтов на родном языке,
критичные осмотры произведений литературы и искусство XIX ст.
В 90-я годы XIX ст. началось некоторое оживление падцэнзурнага беларусскоязычной
печати. Поэма "Тарас на Парнасе", например, трижды переиздавалась в Витебска, дважды
в Гродно и Могилеве. В 1900 - 1905 гг. вышли из печати маленькие книжонки: "Связка"
Я.Лучины, "Рождественская пісанка на 1904 год", "Пасхальная пісанка" и "Переложенне
некоторых басен Крылова на белорусское наречне" М.Косіч. В 1906 г. в петербургском
издательстве "Заглянет солнце и в наше аконца" были выпуш-чаны "Беларуский букварь,
или Первая наука чтения" и "Первое чтение для детишек-беларусов", напечатанные
кириллицей и латиницей. Затем издательство начало выпуск серии книжек "Беларуские
пииты", за издание в какой сборников стихотворений "Дудка беларуская" и "Смык
беларуски" Ф.Богушевича, "Свирель" Я.Купола Петербургский комитет по делам печати
начал криминальное преследование издательства. В 1908 - 1914 гг. на книжный рынок
поступили беларуские издания 77 назвал общим тиражом 226 660 экземпляров.
Революция 1905 - 1907 гг. вызывало оживление периодической печати. Появилась много
новых газет и журналов разных политических направлений. Наиболее значительными
местными буржуазно-либеральными изданиями были "Северо-Западный голос",
"Свободное слово", "Голос провннцнн", "Окранна" и др. Акцябрысцка-чарнасоценны
печать Беларуси был предоставленный "Белорусскнм вестннком", "Мннскнм сло-вом",
"Крестьяннном", "Северо-Западной жнзнью" и другими изданиями. Характерной
особенностью правой прессы являлись антипольские и антыяўрэйскія выступления,
непризнание беларуской нации.
В годы революции местные социал-демократичные организации выдавали нелегальные
газеты "Лнсток Полесского комнтета РСДРП", "Лнсток Северо-Западного союза РСДРП",
"Мннскнй летучнй лнс-ток", "Солдатская жнзнь" и др. Для пропаганды своих идей
Минская большевицкая группа использовала газету "Северо-Западный сторона".
1 сентября 1906 г. в Вильно вышел первый номер еженедельной газеты на беларуском
языке "Наша участь", которая выдавалась группой деятелей Беларуского
социалистического общества. Пять из шести номеров этой газеты были конфискованный,
на шестом номере ее издание спы-нена. Решением судебной палаты в январи 1907 г.
издание "Нашей участи" окончательно запрещена.
3 ноябре 1906 г. в Вильно начала выходить газета "Наше поприще".
§ 3. Искусство и архитектура
Развитие беларуской литературы. Во второй половине XIX ст. начался новый этап в
развития беларуской литературы, обусловленный новыми явлениями в социально-
экономичной и политической жизни. Заканчивался период преимущественно
паўананімнага нелегального развития литературы. Шсьменнікі постепенно преодолевали
узкое фольклорное описательство, становились на путь создания развитой литературы.
Шел процесс жанрового ее обогащения, совершенствовалось стихосложение.
Определенный оттиск на развитие беларуской литературы оказало восстание 1863 - 1864
гг. Широко распространялись анонимные "разговоры", составленные деятелями польского
национально-освободительного движения, адресованные беларуским крестьянам и
посвященные критике социальных порядков в царской России. Ярким примерам
художественной революций-най публицистики является газета К.Калиновского
"Мужицкая правда" и его "Письма из-под виселицы". Используя фальк-лорную символику
и традиционную форму народного "разговора", автор "Мужицкой правды" призывов
крестьян к борьбе за лучшую участь. В "Письмах из-под виселицы" К.Калиновский
прощается со своим на-родам перед казнью и высказывает веру в то, что народ еще
поднимется на борьбу.
Традиции начала 60-х годов продолжили Ф.Богушевич, А.Гуринович и Я.Лучина, которые
пришли в литературу в концы 80 - начала 90-х годов.
Вершиной развития беларуской литературы второй половины XIX ст. стало творчество
Ф.Богушевича. В 1891 г. в Кракове изданный его первый сборник "Дудка беларуская" под
псевдонимом Мацей Бурачок. В 1896 г. также за границей под псевдонимом Симон Рэўка
из-под Ба-рысава появился сборник "Смык беларуски". К этим сборникам Ф.Богушевич
складывал предисловия , где стремился пробудить нацыяналь-ную сознательность
беларускяга народа. Иен перши из беларуских писателей объявил существование
беларуского этносу и отметил со-мастойнасць беларуского языка. Центральная тема
творчества Ф.Богушевича - жизнь паднявольнага крестьянство, его поиски
справедливости и выхода из социального бесправия. Начинатель кры-тычнага реализма в
беларуской литературы, Ф.Богушевич через демок-ратычную поэзию и публицистику
положительно повлиял на своих современников - Я.Лучину и А.Гуриновича.
В творчества Я.Лучины (И.Неслуховского) нашли отображение любовь к беларускому
крестьянину, стремление видеть его образованным и счастливым. Лирическое
стихотворение является основным жанром его творчества на беларуском языке.
Стихотворения Лучины были посмертно сосредоточенный в сборнике "Связка", изданным
в 1903 г.
Литературных произведений А.Гуриновича сохранилась очень мало. За революционную
деятельность поэт был арестованный царскими властями.
В своих лирических и сатирических стихотворениях он основное внимание придавал
показа жизни беларуского крестьянства, призывал его к борьбе. Произведения
А.Гуриновича были изданный только посмертно.
На лучшие достижения литературы второй половины XIX ст., на традиции, заложенные
К.Калиновским, Ф.Богушевичам, Я.Лучинам, А.Гуриновичам, опиралась новая беларуская
литература начала XX ст. Развивалась она также и под благотворным влиянием русской,
польской и украинской литератур. Именно в начала XX ст. бело-русская литература
приобрела черты развитой литературы из разнообразными
жанрами и стилевыми направлениями.
Новые темы, мотивы и образы принесла в беларускую литературу Тетка (А.Пашкевич). Ее
книги революционных стихотворений "Скрипка бело-русская" и "Хрэст на свободу" стали
первыми оригинальными сборниками беларуской поэзии XX ст. Тетка появилась одной из
начинателей апа-вядальнага жанра. Она налісала букварь "Первое чтение для где-да-
беларусов", выступала как публицист, исследователь истории бело-
русского народного театра.
Как народный поэт, один из основателей беларуской литературы и беларуского
литературного языка, национальной школы перевода увай-шоу в историю Я.Купала
(И.Д.Луцевич). Первое его стихотворение "Мужик" был опубликованный в маи 1905 г., а
первый сборник стихотворений "Свирель" увидел мир в 1908 г. Наиболее значительный
поэтический сборник Я.Купола дореволюционной пары - "Путям жизни" - был изданный в
1913 г.
Героика-романтичные поэмы Я.Купола "Курган", "Бандароўна" выделили его як создателя
классического национального эпоса. Пьесы Я.Купола "Павлинка", "Разбросанное гнездо"
представляют собой найвы-шэйшае достижение беларуской драматургии начала XX ст. В
своей переводческой деятельности Я.Куполо выступил в качества пропагандиста
достижений славянских литератур, создав переводы произведений М.Някрасава,
И.Крылова, А.Мицкевича, Т.Шевченки. Значимость творчества Я.Купалы заключается в
том, что он поднял беларускую литературу на качественно новый уровень и своим
творчеством и общественной деятельностью способствовал формированию и развитию
беларуского литературного
языка.
Вместе из Я.Куполам основателям новой беларуской литературы и литературного языка
стал Я.Колас (К.М.Мицкевич). Первое стихотворение поэта "Наша родная сторона"
появилась в печати в 1906 г. Первый сборник стихотворений "Песни-сетования" был
напечатанный в 1910 г. В своей гражданской лирике Я.Колас часто обращается к
крестьянину, стремясь пробудить его сознательность. В 1912 г. вышел первый сборник его
прозаичных произведений "Повествования", а в 1914 г. - "Родные явления", куда вошли
хрестоматийные сегодня повествования "Нѐманаў дар" и "Молодой дубок". Я.Колас начал
создание своих классических поэм "Новая земля" и "Сы-мон-музыка". Дооктябрьское
творчество поэта - настоящая художественная летопись жизни беларуского народа.
Единственный поэтический сборник "Венец" подобает М.Богдановичу, однако он
разрешил поэту занять значительное место в беларуской литературы. М.Богданович
обогатил беларускую лирику новыми темами, образами и формами. Для его лирики было
характерна углыбление во внутренний мир героя, философское размышление. Кроме
стихотворений М.Богданович писал прозаичные произведения, литературоведческие и
публицистические статьи.
В беларуской литературы начала XX ст. раскрылись творческие способности
М.Горецкого, З.Бядулі, Ц.Гартнага, К.Плошки и др. Новая беларуская литература начала
находить признание в соседних, прежде всего славянских, народов, постепенно
включаться в мировой историко-литературный процесс.
Становление национального профессионального театра. Музыкальная жизнь. В
формирования беларуского профессионального национального театра большую роль
отыграла театральная культура русского, украінскагй и польского народов. В беларуских
городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали
актеры столичных театров. Беларуские зрители имели возможность познакомиться из
отличной игрой именитых русских артистов М.Совиной, П.Арленева, М.Хадотава;
В.Камісаржэўскай. Разнообразный репертуар русских драмо-тычных коллективов
складывали не только пьесы развлекательного характа-ру, но и лучшие произведения
мировой и отечественной драматургической классики. Неизменным успехам пользовались
произведения М.Гоголя, А.Грибоедова, А.Островского, А.Чехова и других русских
драматургов. Успешно гастролировали на Беларуси украинские театры М.Старыцкага,
М.Крапіўніцкага. Приезжали также польские театральные ка-лектывы.
Под воздействием выступлений профессиональных театров в беларуских городах и
городках создавались любительские театральные коллективы. В Минске на сцене
Дворянского собрания профессионалы и любители устанавливали произведения русской,
украинской и зарубежнай драматургии. 5 июня 1890 г. в городе был откровенный