Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7390

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

3 территории Юго-восточной Европы и Северного Прычарна-мор'я индоевропейцы 
мигрировали в двух основных направлениях: перши -на запад и северо-запад, в Западную 
Европу; второй - на полночь, в Среднюю и Северную Европу. В ІІІ-ИИ тысячелетия к н.э. 
на большой территории, которая охватывала бассейны Вислы, Немана, Западной Двины, 
Верхнего Поднепровья, в итога ассимиляции местного неолитического населения 
индоевропейцами происходит формирование одной из ветвей индоевропейской мозаики 
народов - балтов (литовцы, латыши, тараканы, ятвяги, курши, земгалы, селы и др.). На юга 
и юго-востоке балты граничили со скифами, сарматами и другими племенами, на полночи 
и северо-востоке их соседями были финно-угорскія племена, на западе - славяне и 
германцы. 
В рамках индоевропейского периода выделяется балтский этап этнической истории 
Беларуси, какой хронологическо совпадает из эпохой металла (3-2 тыс. гг. к н.э. - IV--V 
вв. н.э.). 
Балты, которые пришли на Беларусь из Среднего Поднепровья, усваивали местный 
доиндоевропейский субстрат. В течение II тыся-чагоддзя к н. э. происходил процесс 
смешивания балтов (индоевропейцев) из местным населением, ассимиляции последнего: 
"чистых" этносов не существует, все этносы образовываются в итога смешивания 
народов. Охаживай-шапачаткова балты поселились в Папрыпяцці и Поднепровье, а на 
полночи Беларуси еще тысячу годов имела влияние финно-угорскае население. 3 
расселением индоевропейцев изменился не только этнический состав населения Беларуси, 
но изменилась и эпоха. Каменный век вступил место бронзового века (3-2 тыс. гг. к н.э. - 1 
тыс. гг. к н.э.). Древняя экономика, основанная на рыболовстве, охоты и собирательстве, 
постепенно заменялась земледелиям и животноводством. Индоевропейцы занимались 
плужным земледелиям. Плуг известной конструкции, который дошел к нам в рисунках 
того времени, был найденный в торфянике около в.Капланавічы в Клецком районе. 
Индоевропейцы поклонялись огня и солнцу. Огня придавалась зна-чэнне очистительной 
силы, из им ассоциировался красный цвет. Проявлений-леннем культа огня было 
обыкновение посыпать тело покойника минеральной красной охрой, которая потом 
переходила на кости, и при раскопках делается впечатление, вроде кости специально 
рисовали. 
3 деятельностью индоевропейцев связывают орнамент, которым украшали посуду, - 
оттиски шнура, навинченного на палочку. Такой орнамент на-зываўся шнуровым, а 
археологическая культура - культурой шнуравой керамики. Ее ареалы распространения 
охватывали большие территории Европы, в том числе и земли Беларуси. 3 середины 
бронзового века территория Беларуси вошла в ареал культур сярэднедняпроўскай, висла-
неманской, шнуравой керамики Полесья, а также северо-беларуской. 
Использование более эффективных бронзовых инструментов работы, успехи в 
зямляробстве и животноводства создали условия для накап-лення богатства отдельными 
семьями, что было прывабай для других. Гра-беги и разбои стали одной из форм 
обогащения. Потому основным типам поселений балтов были укрепленные городища, 
которых на территории Беларуси насчитывалась около 1 тыс. По даных археологов,.на 
одном городище жило в среднем от 50 к 75 человек. Общая коль-касць население в 
бронзового века могла быть в размерах от 50 к 75 тыс. человек. 3 развитием земледелия 
городища изменились откровенными поселениями-деревнями, где жили несколько 
больших, а потом и малых семей. 
Надо отметить, что неолитическое население Беларуси не было полностью 
ассимилирована. Еще существовали прежние хозяйственные и куль-турныя традиции. 
Некоторые регионы Беларуси были слабо заселенный балтами. Но на большей части ее 
территории сформировался балтский этнос. О этом свидетельствовать тот факт, что 
преимущественное большинство на-называл рэк (Верхіта, Волча, Гайна, Грыўда, Друть, 
Клево, Лучоса, Мытва, Нача, Палата, Ула, Усяжа, Эса и др.) сохранили корни и 
характерные окончания, которые есть в литовской и латышской, т.е. балтских, языках. 


background image

Можно припомнить и другие названия, которые относятся к балтской гидронимии: Асвея, 
Дрысвяты, Лосвіда, Муйса, Нарочь, Усвяча и др. Наиболее часто встречаются гидронимы, 
связанные из балтами, в бассейнах рек Березины (Мена, Ольса, Серуч, Уса) и Сожа (Рэхта, 
Рэста, Снов, Туросна). 
Происхождение термина "балты" связывают из латинским названием острова на полночи 
Европы (Ваша, Ваісіа), который описал Плиний Старший (I ст. н.э.). Слова из корнем 
"балты" встречаются в германского хрониста Адама Бременского (Ііст.), в прусских 
хрониках, древнерусских и беларуско-литовских летописях XIV - XVI вв. В ученый 
обиход термин "балты" введенный немецким лингвистам Г.Несельманам в 1845 г.                                      
На территории Беларуси в железном веке (1 тыс. гг. к н.э. - IV- V вв. н.э.) сформировалась 
несколько археологических культур: днепро-дзвінская (на полночи), культура 
штрихованной керамики (средняя и северо-западная части Беларуси), милоградская и 
зарубинецкая (на юга Беларуси). Культуры железного века были достаточно развитыми. 
Местные племена освоили жалезаапрацоўку, изделия из железа были достаточно 
разнообразными: топоры, ножи, серпы, оружие, украшения и т.д. 
Таким образом, балтский этап этнической истории Беларуси - это время распространения 
на беларуских землях индоевропейцев из их основными занятиями - земледелиям и 
животноводством, время интенсивной ассимиляции местного неолитического населения, 
в том числе и финно-угорскага на полночи Беларуси. Местное неолитическое население 
постепенно трансформировалось в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая 
определенное влияние на их язык и культуру. 
Новый, славянский этап этнической истории Беларуси начался в раннем средневековье. 
Его хронологические рамки: IV-V вв. н.э. - к нашему времени. 
Кто такие славяне? Откуда они появились? Где их прародина? Это очень сложные 
вопросы, и на их тяжело отвечать, ведь единственного пун-кту воззрения на время 
возникновения славян, начальные этапы их истории нет. Множество концепций связана из 
недостаточностью или полной адсут-настю первоисточников, неисследованностью 
археологических слоев более древних, чем слои Х ст. в Новгороде, Резани и других 
местах, тяжестям старых концепций, их живучестью и т.д. Разные точки зрения на 
происхождение славян и в представителей смежных из историей наук - археологов, 
лингвистов, этнографов и др. 
Про происхождение славян ученые высказали множество противоречивых гипотез, в 
особенности про местонахождение их прародины. Одни исследователи утверждали о 
локализации славян в Припятско-Сярэднедняпроўскім регионе (Ю.Растафінскі, 
К.Машынскі, Ф.Філін и др.), вторые ученые помещали их прародину в Висло-Одэрскім 
междуречья (Т.Лер-Сплавінскі, Ю.Кастшэўскі, Я.Чаканоўскі и др.), третьи - на широких 
просторах от Одера к Днепру (Л.Нідэрле, П.Траццякоў, В.Генсель, Б.Рыбаков и др.). 
Ученые пангерманскага направления утверждают, что славяне пришли на нашу 
территорию из Азии и южных степей Восточной Ел-ропы. Это т.н. концепция "восточной 
локализации славян", которая целиком построена на предположениях, вроде славяне - 
азиаты, а немке всегда жили в Германии, где растет бук (т.н. "буковый аргумент"), вроде 
сла-вянет пришли из Азии в Европу значительно позже, когда германцы оставили эту 
территорию после "большого переселения народов". 
Некоторые ученые размещают на территории Беларуси неўраў -один из народов, о 
котором писал греческий историк Геродот. Но их локализация в Геродота совсем 
противоречивая. Он отмечал, что за воб-ласцю, где жили неўры, начиналась пустыня. 
Объяснить это не возможно. Другие ученые считали неўраў славянами, объясняя по-
своему герадотаўскі рассказ о способности неўраў один раз на год превращаться в волков. 
Такой способности не  ни один народ. 
На основании даных истории, языковедение, топонимики, археологии, антралалогіі и 
других наук многие исследователи утверждают, что из Юго-восточной Европы и 
Северного Причерноморья индоевропейцы мигрировали не только на полночь, в 


background image

Среднюю и Полу-ночную Европу, где дали начало балтам, но и на запад и северо-запад. 
Примерно в III тысячелетия к н.э. они появились в Западной Европе, ассимилировали 
местное население, в итога чего образуй-лося еще одна ветвь индоевропейской мозаики 
народов - славянская. К II тысячелетия к н.э. процесс формирования славян в основном 
окончился (примерно 500 годов достаточно для образования новых народов). 
Прародину славян надо искать между территориями, которые в III -II тысячелетия к н.э. 
занимали, из одной стороны, германцы (Ютландыя и Южная Скандинавия), а из второго - 
балты (Беларусь, Пруссия, Литва, Латвия). В то время на полночь и восток от 
современной Беларуси жили финно-угорскія племена, на юг от ее - ираноязычные народы 
(скифы и сарматы). Конечно там славян не могло быть. Единственная территория, 
которую можно считать прародиной славян, - эта территория между Эльбой, Вислой и 
Неманом. 
В' II тысячелетия к н.э. территория, на которой жили славяне, значительно уменьшилась в 
связи из миграцией германских плямѐн из Ютландыі вдоль прибрежья Балтийского моря. 
Германские племена соединились из балтскими и отрезали славян от моря, вот почему в 
последних морская терминология неразвитая. 
Вторая половина 1 тысячелетия н.э. была отмечена важными событиями в исторической 
судьбе народов Европы. Отходила в прошлое рабовладельческая формация, начинался 
период феодализма. Славя-не делали первые шаги по переселению со своей прародины. 
После второго "большого переселения народов", связанного из расладам Рим-скай 
империи, под нажатием плямѐн готов и гуннов в IV - VII вв. н.э. происходит значительное 
расширение славянского ареала, которое суправа-джалася языковой и этнической 
дифференциацией славян. Большие группы населения приходят в движение. Которые же 
причины славянской миграции? 
1. Значительное увеличение количества славянского населения на территории между 
Эльбой, Вислой и Неманом. Уровень развития хозяйства, перенаселенность территории 
вызывали необходимость асва-ення новых зямель. 
2. Славяне в своем социально-экономичном и политическом развитии подошли к 
классовому обществу - периода военной демократии. Имущественное разграничение в их 
среды, грабительские военные нападения подводили славян к захвату новых зямель. 
3. Клады Римской империи, ее богатые просторы манили к себе славян. Кроме того, 
славяне в то время почувствовали на себе нажатие из стороны германцев, аваров, хазараў 
и потому вынужденный были искать новые земли. 
Со своей прародины часть славян начала массовое движение на юг и в VII - VIII вв. 
заселила Балканы, земли современной Югославии и Болгарии, частично Греции, 
некоторые их группы дошли к Малой Азии, Испании, Сицилии, Северной Африки. В 
процессе ассимиляции пелен-латварага фракийского населения образовалась ветвь славян, 
которых называют южными славянами (сегодня это - болгары, сербы, хорваты, словенцы, 
македонцы и др.). 
Вторая часть славян со своей прародины двигалась на восток, дошла к Днепру, и в VI - VII 
вв. на территории современной украинской Волыни сформировалась новая ветвь славян - 
восточные славяне. На этой территории восточные славяне находились к VIII - IX вв., 
потом они заселили большие просторы Восточной Европы - к Дону, Оки, верховий Волги 
(сегодня это русские, беларусы, украинцы). 
Как полагают некоторые исследователи, территория Беларуси на юг от Припяти была 
заселена славянами уже в VII - VI вв. к н.э. О этом свидетельствуют древние славянские 
гидронимы (названия рек): Стыр, Стубла, Стубель, Сваратоўка, Родча, Рубча и др. На 
территории на полночь от Припяти еще жили народы балтской ветви индоевропейцев, 
свидетельством чего з'яўляюцц'а балтские гидронимы: Лань, Оресса, Клева, Брожа, Ула, 
Гаўя, Эса и др. Некоторые уральские, финно-угорскія гидронимы (Двина, Свирь, Мордва 
и др.) на полночи Беларуси были воспринятый балтской группой индоевропейцев. 
Образовались также гибридные балто-финские гидронимы, например Лынтупка, Дрыса. 


background image

Что касаться западных славян (сегодня это - поляки, чехи, словаки и сербы-лужичане), то 
они остались на своей прародине, никуда не мигрировали и ни из кем не смешивались. К 
формированию беларуского этносу западные славяне прямой причастности не имели. 
Одновременно из расширением славянского ареала шел процесс утва-рэння военно-
племенных союзов антаў и склавінаў (славян). Сведения про эти племена есть в авторов 
VI ст. Іардана, Иоана Эфескага, Пракопія Кесарыйскага и др., которые отмечали 
генетическую родственность славянского сообщества или считали славян отдельными 
ответвлениями венедов (впервые это название встречается в античных авторов 1 -II вв. 
Плиния Старшего, Тацыта, Пталамея). В VI - VIII вв. "склавіны", "склавены" постепенно 
трансформировались в общую на-зву "славяне", которая стала их самоназванием. 
Постепенно абшчынна-племенная и военно-политическая организация славян начала 
заменяться государственно-классовой, что содействовало складыванию раннефеодальных 
славянских государств. Такими государствами в Центральной и Южной Европе были 
княжества Само в Чехии, Охаживай-шае Болгарское царство, Велікамараўская, Польская и 
Сербская государства и др. В границах этих государств начали формироваться славянские 
народности: поляков - из плямѐн и племенных союзов по-лян, віслян, мазаўшан, поморян; 
чехов - из чехов, дулебов, лучан, дзячан. Образовались также со славянских плямѐн 
сербская, чарна-горская, боснийская, македонская, хорватская, болгарская и другие 
славянские народности. 
Однако такие процессы происходили не во всех европейских регионах. Там, где славяне 
складывали меньшинство населения, они сами постепенно ассимилировались. В Западной 
и Южной Европе славяне были ассимилированный греками, итальянцами, венграми, 
румынами, немцами. Кроме того, не все славянские племена смогли сохраниться и 
сформироваться в народности. Например, полабские и паморскія славянские племена - 
лютичи, вялеты, абадрыты и др. - в итога немецкой агрессии были частично 
уничтоженный, а частично онемеченный. Исключение складывают лужыцкія сербы 
(сорбы), которые на территории современной Германии сохранили свою славянскую 
культуру, язык и самосознание. 
Исторический путь славян Центральной и Южной Европы был очень сложный. В Х ст. 
под властью венгерских феодалов очутились земли словаков. Во второй половине XIV- 
XVI вв. сербы, болгары, ма-кедонцы, черногорцы были порабощенный волчками. 
Хорваты, чехи и сла-венчики были приобщенный в империю Габсбургов. Пригодилась 
много времени, чтобы освободиться этим славянским народом и стать на путь само-
стойнага развития. 
В Восточной Европе, т.е. на территории современной Беларуси, России и Украины, 
славяне ассимилировали местное, соответственно балтское, финно-угор-скае и тюркское, 
население. Расселившись, восточные славяне представляли собой единственный народ, 
имели общую культуру, язык, а свое название получили по месту проживания. В 
летописях называются около 
15 восточнославянских супольнасцей - дреговичи, радимичи, кривичи, вятичи, бужане, 
поляне, драўляне, волыняне и др. Позже они вошли в восточнославянское 
государственное объединение - Киевскую Русь. 
Когда произошло заселение славянами беларуских зямель? 
Раньше отмечалась, что касается VI - VII вв. на болышай части территории Беларуси 
преобладало балтское население. Славяне в это время жили компактно, сплошным 
массивам только в бассейне Припяти, главным образом на юг от ее. Основным типам 
славянских па-сяленняў были поселения (неўмацаваныя населенные пункты), а типам 
жилья - паўзямлянка. 
В VI - VII вв. началось проникновение славян в балтский ареал. В балтов являются 
паўзямлянкі из пячамі-каменками, каменные жерны, железные ножи и другие славянские 
вещи, инструменты работы. 


background image

В VIII - IX вв. происходит массовое расселение славян в балтском ареале на территории 
Беларуси - сначала в верхнем цячэнні рэк Случ и Оресса, на правом берегу Днепра, потом 
на Березине. В курганах найденный похороны по славянскому обряду путям 
трупосожжения, а да-сама славянская керамика. Заселение шло из южной части При-
пяцкага бассейна. Славяне проникли в Поднепровье и Подвинье в IX ст., а к Х ст. они 
расселились в Верхнем Панямонні. Большая часть балтского населения была 
ассимилирована, вторая - уничтожена или выжата на полу-ночны запад, в Прибалтику, где 
приняла участие в формирования этнических литовцев и латышей. Третья часть балтского 
населения продолжала жить на своих бьілых местах. Ассимиляция этой части балтов 
славянами на территории Беларуси продолжалась к XII - XIII вв. и даже позже. 
В итога славяно-балтского синтеза в VIII - Х вв. возникли новые этнические славянские 
сообщества, какие часто упоминаются в средне-вяковых письменных источниках. Это - 
дреговичи, радимичи, кривичи. 
Дреговичи занимали большую часткў Южной и значительную часть Средней Беларуси. В 
"Повести временных лет" отмечается, что они жили между Припятью и Западной Двиной. 
В их культуры преобладали славянские элементы. Язык был славянской. Однако в их 
тогдашней культуры зафиксированный и балтские элементы - спиральные перстни , 
змеегаловыя браслеты , подковообразные пряжки. К балтским истокам относиться 
обыкновение похорон покойников в деревянных гробах-теремах. 
Смешанное происхождение дрыгавічоў в итога славяно-балтского синтеза зафиксирована 
и в названии этого сообщества. Корень ее, по-видимому, балтский. В литовском языке 
есть много слов с этим корнем (сігѐ^пав - сыры, влажный), которые отображают одну из 
асаблівасцей 
местности, где осели дреговичи, а именно влажность, забалоча-насть земли в поречья 
Припяти. 
Позже к бывшей основе было дададзона славянское "-ічы". Таким образом, термин 
"дреговичи" представляет собой славянизированное название бывшей, даславянскай 
формы, которая означала группу балтского населения в соответствия из особенностью 
территории проживания. 3 географической особенностью территории дрыгавічоў связана 
и происхождение слова "топь" в беларуском языке, что в переводе на русскую означает 
"тряснна". 
Радимичи, согласно сведениям из "Повести временных лет", зайіуіалі земли между 
Днепром и Десной. Основной ареал их расселения - бассейн р. Сож. Как и дреговичи, 
радимичи сформировались в итога змяшэння славянского и балтского населения^ 
ассимиляции последнего. В куль-туры преобладали славянские элементы. Язык был 
славянская. Вместе из тем в археологических памятниках отмеченный и балтские 
элементы: 
шейные грыўны, браслеты со стилизованными змеиными головами, лучевые пряжки. 
Летописная легенда о происхождении радимичей от мифической особы Родина 
отображает, на наш взгляд, скорее всего библейский миро-взгляд автора этой легенды, 
чем существование настоящего человека. Тут мы встречаемся из примером 
мифотворчества. На мысль серого авторов (М.Піліпенка, Г.Хабургаеў), термин 
"радимичи" выявляет близость из балтским термином "нахождение". 
Кривичи занимали полночь Беларуси и соседние районы Подвинья и По-дняпроўя 
(Псковщину и Смоленщину). Яны жили в верховьях рек -Западной Двины, Днепра и 
Ловаці - и были наиболее многочисленным восточнославянским населениям. Культура 
крывічоў делилась на две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую. 
В этническом облике преобладали славянские черты. Язык был сла-вянскай. К балтским 
элементам в культуры крывічоў надо отнести браслеты с змеиными головами, спиральные 
перстни, грыўны балтского типа и т.д. 
Что касается названия "кривичи", так существует несколько гипотез. Одни ученые 
(историк В.Ластоўскі) выводят название "кривичи" от слова "кровь"; тогда ее можно