Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7389

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

постоянный театр (теперь помещение театра имени Янки Купалы). В этом же хватит в 
Минске было создана Товарищество любителей искусств. В среды беларуской 
интеллигенции постепенно назревала идея необходимости создания беларуского 
национального театра профессионального типа. 
Подъем беларуского национально-освободительного движения, рост нация-нальнай 
самосознания беларуского народа, появление новых значительных произведений 
беларуской драматургии способствовали в начала XX ст. созданию многочисленных 
музыкально-драматических кружков и организации т. зв. беларуских вечеринок. На 
вечеринках обычно выступали хоры, танцоры, читались беларуские литературные 
произведения, относились пьесы. На первоначальном этапе своей деятельности участники 
вечеринок столкнулись из недостатком беларуских пьес, потому они устанавливали 
драмо-тычныя произведения русских, украинских авторов. Репертуар вечеринок ук-лючаў 
также пьесы "Павлинка" и "Примаки" Я.Купола, "Антось Заплата" Я.Коласа, "Модный 
дворянчик" К.Плошки. 
На традициях беларуских вечеринок возникла Первая беларуская труппа Игнатия 
Буйничского - настоящий театр профессионального типа. Значительное место средь 
деятелей беларуской культуры заняла особа ее создателя. Землямер по профессии, тесно 
связанный из простым народом, настоящий патриот, И.Буйничский на свои собственные 
средства создал труппу в личном фольварке Палевачы в Дзісенскім по-веце (теперь 
Глыбоцкі р-н). В 1907 г. закрепился постоянный состав участников этого коллективу, а в 
1910 г. после участия в Первой беларуской вечеринке в Вильно театр И.Буйничского 
превратился в профессиональный. 
В репертуары Первой беларуской труппы были песни, танцы, постановки пьес "По 
ревизии", "Пошились в дураки" М.Крапіўніцкага, "В зимний вечер" Э.Ажэшкі, "Михалка" 
Далецкіх, "Сватание" А.Чехова, "Модный дворянчик" К.Плошки, декламировались 
произведения беларуских поэтов и писателей. И.Буйничский и его актеры занимались 
активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси И.Буйничский 
помогал местным любительским кружкам, что способствовало расширению театрального 
любительства. 
В 1911 - 1912 гг. труппа И.Буйничского выступала в Петербурге, в 1913 г. 
коллектив.навестил Варшаву. Таким образом И.Буйничский знакомил зрителей из 
художественной культурой беларуского народа, обращал внимание на ее особенности, 
неповторимый национальный колорит. В особенности высокую пометку общественности 
получило второе выступление в Пе-цярбургу труппы И.Буйничского. Российский журнал 
"Вестннк знання" адзна- 
чыў, что успех беларуских артистов был колоссальный. Я.Дыла на-называл их 
выступление трыумфам в столицы. 
Дело И.Буйничского па создания национального театра активно поддерживали газета 
"Наше поприще", прогрессивные деятели беларуской культуры Я.Купала, Ядвігін Ш., 
Тетка, Ц.Гартны, З.Бядуля. Однако материальные трудности принудили И.Буйничского в 
1913 г. закрыть театр. 
Деятельность Первой беларуской труппы и ее основателя, которого еще при жизни 
называли отцам беларуского театра, вписала яркую ста-ронку в развитие беларуской 
театральной культуры, заложила прочный фундамент в развитие дела последователей 
Игнатия Буйничского на пути становления беларуского театра. 
Преемникам Первой беларуской труппы в процессе формирования национального театра 
стало Первое товарищество беларуской драмы и комедии. Оно возникло в Минске после 
Февральской революции. Организовал товарищество известный беларуский актер и 
режиссер Ф.Ждановичей. В его коллектив через некоторое время вступил У.Голубок, 
которому подобает отличная роль в развития беларуского театра в послеоктябрьский 
период. Творческие возможности товарищества были довольно ограниченные, потому что 


background image

оно держалось только на энтузиазме участников. Несмотря на трудности, коллектив уже в 
первые недели своего существования осуществил гастрольную поездку по Беларуси. 
Довольно разнообразным и богатым была музыкальная жизнь беларуских городов. 3 
большим успехам гастролировали русские и украинские музыкально-драматические и 
хоровые коллективы, которые знакомили беларускую публику из лучшими 
произведениями отечественных и заграничных композиторов. Беларусь навещали такие 
звезды русской музыкальной культуры, как композиторы и пианисты С.Рахманинов, 
А.Скрабін, именитые певцы Л.Собінаў, Ф.Шаляпін. Неизменным успехам пользовалась 
хоровая капелла собирателя народных песен Д.Агрэнева-Славянского, который включал в 
свою программу и беларуские песни. 
В отмеченный период возрос интерес музыкантов к беларускому народному песенному 
творчеству. Русские композиторы М.Римский-Корса-каў, А.Грачанінаў, С.Танееў и 
некоторые другие обрабатывали беларуские песни и использовали беларускую тематику в 
своих произведениях. Выступления хора В.Тэраўскага в Минске содействовали 
популяризации беларуских народных песен. Нужда в национальной музыкальной 
литературы частично была довольна изданием "Беларуских песен из нотами" 
А.Грыневіча, "Беларуского песенніка из нотами для народных и школьных хоров" 
Л.Рагоўскага, публикацией обработки беларуских песен для фортепиано М.Чуркіна. 
Определенную роль в развития беларуской профессиональной музыки отыграл Л.Рагоўскі 
- автор сюиты для симфонического оркестра. Это было почти что первое произведение 
беларуской музыки, выполнение которого пользовалась значительным успехом в Вілыгі и 
Варшаве. 
Изобразительное искусство. Во второй половине XIX - начала XX ст. отличных успехов 
достигло беларуское изобразительное искусство. 
На территории Беларуси после закрытия Виленского университета не было высшего 
художественного учебного учреждения. Первым шагам на пути организации 
профессиональной подготовки художников появилось создание в 1866 г. Виленской 
рысавальнай школы под руководством И.Трутнево. Чрезвычайно важная роль этого 
художника как неутомимого собирателя и исследователя культурных памятников 
беларуской древности и автора картин на беларускую тематику. В 90-я годы XIX ст. были 
открытый художественные школы В.Маасо в Минске и Ю.Пэна в Витебска. 
Значительное влияние на развитие беларуской живописи оказывало русское искусство. На 
Беларуси жили и работали русские живописцы К.Савіцкі, И.Шишкин. Целый период 
творческой деятельности И.Рэпіна связанный из бело-русской землей, когда он жил в 
своем поместье Здраўнѐва на Витебщине. В этюде "Беларус" художник отобразил 
типичные черты беларуского народа. И.Рэпін помог получить художественное 
образование многим талантливым выходцам из Беларуси: Ю.Пэну, Л.Альпяровічу, 
Я.Крюгеру. Реалистичные тенденции русских художников-перасоўнікаў находили живой 
отзвук средь беларуской общественности. В 1899 г. в Минске открылась выставка 
перасоўнікаў, где экспонировались холсты У.Макоўскага, А.Васнецова, И.Рэпіна, 
Р.Мясаедава, М.Касаткина. 
Значительной фигурой в беларуской пейзажной живописи является А.Гараўскі. Художник 
родился в Минской губернии, образование атры-маў в Петербургской академии искусств, 
где его способности притянули внимание преподавателей. После окончания академии он 
атры-маў золотая медаль. Пейзажи А.Гараўскага "Липы", "На родине", "Вечер в Минской 
губернии" выделяются жизненной правдой и высоким техническим мастерством. 
Художник был известный не только в России, но и за границей, он получил звание 
академика живописи. Личный друга русского мецената П.Траццякова, А.Гараўскі помогал 
в собирания его знаменитой коллекции. Некоторые работы беларуского художника сейчас 
зна-ходятся средь экспонатов Траццякоўскай галереи. 
Известным мастерам бытового жанра был художник Н.Сілівановіч. Получив образование 
в Петербургской академии искусств, он ства-рыла шеренга композиций: "Ребята на 


background image

дворы", "В школу", "Девчонка". Настоящим реализмам выделяется картина "Пастух". 
Н.Сілівановіча пригласили для участия в оформления Ісакіеўскага собора в Петербурге. За 
мозаичный холст "Тайный ужин" художнику было присвоена дефекто-ровае звание 
академика. 
На рубежи XIX - XX вв. в беларуской живописи появилась шеренга талантливых 
художников. Ю.Пэн работал в бытовом и портретном жанре, Я.Крюгер - 
преимущественно в жанры портрета. Еще во время учебы в Академии искусств, куда он 
попал посредством И.Рэпіна, художник приобрел известность благодаря своей дипломной 
работе. После возвращения в Минск Крюгер открыл там в 1904 г. частную школу 
рисования. 
Беларуский живописец, график, театральный декоратор и педагог Ф.Рушчыц в ранний 
период творчества написал пейзажи, которые выделяются реалистичным показом родной 
природы ("Минск зимою", "Мельница", "Около костела"), В некоторых произведениях 
автора ощущается влияние импрессионизма и стиля модерн. Ф.Рушчыц оформил также 
шеренга спектаклей в одном из виленских театров. 
В концы XIX ст. началась творческая деятельность талантливого бело-русского 
художника В.Белыничского-Бирули. В своего творчества он развивал традиции русской 
пейзажной живописи. Эмоциональные, лирические произведения художника выделяются 
мягким колоритом. В ранний период были созданный работы "3 аколіц Пятигорска", 
которую приобрел П.Траццякоў для своей коллекции, "Весна идет", что принесло автору 
первую премию Московского товарищества любителей искусств. Искренние дружеские 
отношения связывали художника из И.Рэпіным. Шеренга значительных работ создал 
В.Белыничский-Бируля в послеоктябрьский период. 
В беларуской графике второй половины XIX ст. самой заметной фигурой был 
М.Андрыѐлі, автор иллюстраций к произведениям А.Мицкевича, Э.Ажэшкі. Графические 
работы создавали также А.Каменскі, С.Богуш-Сестренцевич, К.Кастравіцкі (Карусь 
Плошка). 
Архитектура. Сдвиги в экономичной жизни общества привели к скорому росту городов (в 
особенности тех, которые находились на железнодорожных путях), их благоустройства, 
строительство водаправодаў, усталя-вання электрического освещения. Происходили 
смены в планировке городов. В итога обустройства застройки в центральной части 
городов 
являлись новые площади и бульвары, строились каменные много-этажные дамы. Однако 
надо отметить, что массовая городская застройка характеризовалась в первую очередь 
деревянным одноэтажным жильем. 
Процесс постепенного упадка классической архитектуры резка усилился в середине XIX 
ст. К концу XIX ст. в беларуском зодчестве господствовала эклектика, которая 
определялась некритичным использованием разностильных форм: неоготики, неабарока, 
неара-како, неоклассицизма, неараманскага и псеўдавізантыйскага стилей. Неастылі 
получили название "архитектуры историзма". Обычно банки и учебные учреждения 
оформляли под рэнесаііс, театры - под барокко, костелы - под готику, православные 
церкви строили в псеўдавізантыйскім или псевдорусском стиле. 
Во второй половине XIX ст. наблюдался расцвет неоготического стиля, какой пруд как бы 
официальным стилем католической церкви на Веларусі. Неоготические построения 
воздвигались из красного, хорошо обожженного кирпича, фасады не оштукатуривались. 
Наиболее богатые храмы имели витражи, пол из глазурованных керамических плиток, 
фресковая роспись. 
После падаўлення восстания 1863 - 1864 гг. распространение на-был псевдорусский, или 
псеўдавізантыйскі, стиль в православном куль-тавым зодчестве. Русские архитекторы 
разработали типовые варианты православных церквей, механическо скопированные из 
византийских храмов и русских божниц ХІУ и ХУІІ вв., чтобы показать преемственность 
русского зодчества от византийской архитектуры. Инициаторам строительства похожих 


background image

храмов был граф Муравьев, потому в народе они приобрели название "мураўѐвак". 
Церкви, построенные в псевдорусском стиле, можно встретить в многочисленных городах 
и поселках Беларуси. Наиболее значительными построениями этого направления можно 
считать мемориальный комплекс в в.Лесная (1908 - 1912), созданный в честь двухсотлетия 
победы русских войск над шведами, и часовню князей Паскевичей в Гомеле (1870 - 1889). 
В культовом зодчестве Беларуси сложился также и неараманскі стиль. Наиболее 
известный памятник, который сочетает мотивы романской и готической архитектуры, - 
Красный костел (костел Симона и Аллены) в Минске, построенный в 1908 г. Храм имеет 
асимметричную композицию из тремя башнями: двумя меньшими и одной высокой, в его 
дэкаратыў-ным оформления использованный элементы неоготики (большое окно-роза, 
орнаментальные поясы и др.). 
Рядом из неастылямі в концы XIX ст. происходило становление нового стиля - модерно. 
Для архитектуры модерно характерный переплетенные линии, асимметричные 
композиции, богатый лепной декор. Модерн при-менялся для новых типов построений 
(железнодорожные вокзалы, мосты, про-мысловыя постройки), использовал новые 
строительные материалы и конструкции (цемент, металлическая арматура, фабричная 
дахоўка). Широко использовалось стекло, из которого делали даже дахоўку. Прык-строям 
архитектуры модерно является поземельно-крестьянский банк в Витебска, храм в Миры, 
некоторые жилые дамы в Минске, Гродно, Гомеле, Могилеве. Модерн просуществовал на 
территории Беларуси к первой мировой войне, однако широкого прымянення не получил. 
Такие основные направления развития беларуской культуры во второй половине XIX - 
начала XX ст. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВЫВОДЫ 
1. Реформа 1861 г. ликвидировала главную преграду, которая сдерживало развитие 
капитализма, - крепостное право. Вместе из тем она несла в себе много супярэчнасцей. 


background image

Несмотря на то, что в западных губерниях, по сравнению из другими регионами России, 
после полу-стання 1863 - 1864 гг. были созданный более благоприятные условия для 
расширения буржуазных отношений, на Беларуси сохранилось множество фе-адальных 
пережитков. Яны и стали отличительной чертой и основной особенностью социально-
экономичного развития стороны в следующие десятилетия. 
2. Буржуазные реформы 60 - 70-х годов XIX ст. привели к значительным сменам в 
политической жизни России. Был сделанный шаг вперед по пути преобразования 
феодальной монархии в монархию буржуазную. Но смены несли в себе пережитки 
крепостничества, были непоследовательные и ограниченные. Большие смены и отсрочки в 
осуществления рэформ на Беларуси, проведение серого контррэформ, деятельность 
разных абме-жеваний применительно к польскому и еврейскому населению делали 
социально-экономичную ситуацию в беларуских губерниях сложной и противоречивой. 
3. Экономика Беларуси после реформы 1861 г. находилась под непосредственным 
влиянием общероссийского рынку. По сравнению из центральными промышленными 
губерниями, значительной частью Украины, Польшей и Прибалтикой Беларусь отставала 
в промышленном развитии и оставалась главным образом сельскохозяйственным 
районом, где пера-важала буйное помещичье землевладение. Тем не менее по уровню 
развития капитализма в сельском хозяйстве она шла впереди многих районов России. 
Характерной чертой промышленности Беларуси во второй половине XIX ст., вместе из 
относительно скорым ростом фабричной индустрии, было распространение мелкого 
производства и мануфактур, преимущественно небольших фабрично-заводских 
предприятий. 
4. Восстание 1863 - 1864 гг., направленное против самодержавия, сословного и 
национального неравенства, останков крепостничества, не сумела победить, но под его 
нажатием российские власти были вынужденный пойти на значительное ослабление 
условий крестьянской реформы 1861 г. в беларуских и литовских губерниях. Во время 
восстания впервые было возвышена вопрос о национальном самоопределении 
беларуского народа, что содействовало пробуждению национального самосознания 
беларусов и дало толчок развитию беларуского национально-освободительного движения. 
Вместе из тем из-за недоверия польским помещикам из стороны российских властей на 
Беларуси не были проведенный в полном объеме буржуазные реформы 60 - 70-х годов, 
действовали разные ограничения политического и национального характера. 
5. После разгрома восстания 1863 -1864 гг. организованный рэвалю-цыйны движение на 
Беларуси начал возрождаться только в середине 70-х годов. В то время он был идейно и 
организационно связанный из общероссийским и прошел через стадии революционного и 
либерального народничества, которое в концы XIX ст. уступило место социал-
демократизма и марксизма. Именно в Минске в марте 1898 г. произошел 1 съезд 
Российской социал-демократичной рабочей партии. В течение 60 - 90-х годов XIX ст. на 
Беларуси постепенно набирал силу крестьянское и рабочее движение, но в итога 
асаблівасцей социально-экономичного развития стороны он имел значительно меньший 
размах, чем в других районах России. 
6. Социально-экономичное развитие Беларуси в начала XX ст. характеризуется 
дальнейшим углыблением капиталистических отношений, монополизацией капитала и 
производства, увеличением роли банков. Продолжалась капитализация сельского 
хозяйства, расширялись ее связи из рынком. Экономичный подъем 1909 - 1913 гг. 
содействовал развитию стариков и появлению новых ветвей производства. Но по-
прежнему они основывались на интенсивном использовании местного и 
сельскохозяйственного сырья. 
7. В общественно-политической жизни Беларуси на начале XX ст. главной 
отличительностью стало рождение и деятельность политических партий. Значительное 
влияние на все следующие события оказала первая Российская революция 1905 - 1907 гг., 
в какой активно участвовали рабочие Беларуси.